7.Европейское искусство 18 в. Общая характеристика.
Своеобразие яркого вклада, которое внесло европейское искусство 18 века в историю мировой художественной культуры, определяется в основном тем, что этот период был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. 18 век в истории западноевропейского искусства является временем дальнейшего развития ряда национальных художественных школ, среди которых ведущее значение приобретает французская. Яркий расцвет переживают и некоторые другие национальные школы, прежде всего английская. Последняя впервые после эпохи средневековья начинает играть видную роль в развитии мирового искусства. Вместе с тем Фландрия и Голландия, пережившие в 17 веке период исключительного подъема художественной культуры, в 18 веке уже не выдвигают в искусстве крупных явлений, которые могли бы претендовать на европейское значение. Это в значительной мере относится и к Испании, где возрождение национальной художественной культуры наступает лишь в последней четверти 18 века.
В Италии в этот период оригинальные и значительные произведения создает в основном лишь венецианская школа. Оживление художественной жизни можно отметить в Германии. К концу 18 века относится и ряд достижений в искусстве Соединенных Штатов Америки.
К середине XVII столетия умирают все «великие старики»: в 1660 г.— Веласкес. Пришедший на смену «великим старикам» «великий век», «большой стиль Людовика XIV» —искусство пышное, величественное, велеречивое, не имеющее ничего общего с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, с прозорливостью и яркостью характеристик Веласкеса, с искренним, почти языческим жизнелюбием Рубенса.
К концу жизни Людовика (1715) Франция была уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII столетия. Век пышных празднеств и искусства «большого стиля» ушел в прошлое. Ему на смену приходит камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство абсолютно светское (хотя оно и обращается нередко к образам Священного Писания) — одно из выражений процесса секуляризации всей культуры XVIII столетия.
XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI—XVII вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Стерна, «Кандида» Вольтера и «Страдания молодого Бергера» Гёте, музыку Баха, Моцарта, Глюка или Гайдна.
Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) —характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти особенности художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.
Хотя, как мы видим, развитие искусства 18 века, формирование его основных прогрессивных эстетических идеалов протекало по-разному в разных странах, все же в целом для его развития характерны два этапа. Первый продолжался в зависимости от конкретных исторических условий в одних странах до середины 1740—1750-х гг., в других — до 1760-х гг. Этот этап связан с завершением поздних форм барокко и выделением в ряде стран художественно-стилистического направления, получившего наименование «рококо» или «рокайльного стиля» (Рококо - от французского слова рокайль, то есть раковинообразный; в искусстве этого направления один из излюбленных декоративных мотивов напоминал по форме прихотливо изогнутую раковину.). Для второго этапа характерно утверждение искусства классицизма и сентиментализма в качестве господствующих направлений.
Архитектура позднего барокко, более динамически усложненная, декоративно перегруженная и менее величаво-монументальная, чем в 17 в., получила широкое развитие в тех странах, где не назревали еще предпосылки к ликвидации абсолютизма и переходу к капитализму. Например, в Италии барочные традиции продолжали существовать на протяжении первых двух третей 18 в. не только в архитектуре, но и в живописи и в скульптуре.
Наряду с классицизмом в культуре второй половины 18 в. получили развитие такие направления, как сентиментализм и так называемое предромантическое движение в искусстве. Эти направления наиболее полно воплотились в поэзии, театре, прозаической литературе. В изобразительных искусствах их влияние было менее заметным и, особенно во Франции, менее плодотворным. Если классицизм выражал преимущественно высокие гражданские и этические идеалы эпохи в их наиболее всеобщей и отвлеченной форме, то сентиментализм и предромантизм обращались непосредственно к утверждению ценности личного мира чувств человека или драматичности его конфликтов с окружающей действительностью.
Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины.
- 1. Европейское искусство Нового времени. Общая характеристика.
- 2.Европейское искусство 17 в. Общая характеристика.
- 3. Искусство Италии 17 в.
- 4.Искусство Фландрии 17 в.
- 5. Искусство Голландии17в.
- 6. Искусство Франции 17 в.
- 7.Европейское искусство 18 в. Общая характеристика.
- 8. Искусство Франции 1ой половины 18 в.
- 9. Искусство Франции 2ой половины 18 в.
- 10. Искусство Италии 18 в.
- 11.Искусстово Англии второй половины 17го-18го веков.
- 12.Искусство России Нового времени. Общая характеристика.
- 13.Искусство России 18 века. Общая характеристика.
- 16. Художественная картина Петербурга 18века.
- 17. Художественная картина Москвы 18 века.
- 18. Художественная картина российской провинции 18 века.
- 20. Европейское искусство 19 века. Общая характеристика.
- 24. Искусство Испании второй половины 18 – 19 вв.
- 25. Искусство Германии 19 века.
- 26. Искусство Англии 19 века.
- 27. Искусство сша 19 века.
- 29. Нововременное искусство западнославянских народов (Чехия, Польша).
- 30. Нововременное искусство нарадов Венгрии,Румынии; Болгарии,Сербии
- 33. Российское искусство первой половины 19 века.
- 34. Российское искусство середины 19 века.
- 35. Российское искусство второй половины 19 века.
- 45. Европейское искусство первой половины 20 века.
- 46. Европейское искусство второй половины 20 века.
- 54.Достижения искусства западнославянских стран в новейшей истории.
- 55.Достижения искусства южнославянских стран в новейшей истории.
- 56. Искусство Италии 20-21 веков.
- 57. Искусство Испании 20-21 веков.
- 58. Искусство Англии 20-21 веков.
- 61. Искусство Бразилии 20-21 веков..
- 62. Искусство Австралии 20-21 веков
- 64. Китайское искусство 20-21 веков
- 65. Индийское искусство 20-21 веков.
- 66. Японское искусство 20-21 веков.
- 77. Постоветский этап искусства (конца 20 века)
- 80. Проблемы сохранения мирового классического искусства.