Музыка в хореографическом произведении.
Музыка и хореография - это условные виды искусства. Они имеют глубокое внутреннее родство. У музыки и танцев есть общность образной природы, когда мы соединяем их вместе, то получается единое художественное произведение.
Во время просмотра танцевального номера работает слуховое и зрительное восприятие. Музыка усиливает выразительность танцевальной пластики и даёт ритмическую основу.
При постановке танцевальных номеров возникает вопрос о соответствии хореографии и музыки. Для воплощения на сцене теоретически можно брать любую музыку, но фактически не каждой материал можно брать в работу. Есть случаи когда музыка в номере отсутствует но в сопровождение дробей, голоса. Танец не воспроизводит музыкальный материал досконально, не нужно оттанцовывать каждую ноту, он существует на основе музыки. Постановщик обязан уловить образ заложенный в музыке, проникнуть на более чувственный уровень и это поможет ему дать более сложный образ в хореографии.
Музыка развивается по своим законам. Музыкальная драматургия вместе с композиционным планом служит основой для хореографического произведения. В основе драматургии лежат эмоционально выразительные темы.
И в музыке и в танце есть понятия рисунка, фразы, темпа, метра (ритма), танец соответствует музыке как по содержанию так и по форме. Темп музык - скорость звучания и имеет для танца определенные значения: он задает хороший темп, и поэтому балетмейстерское ухо должно четко улавливать ег смену. В современной хореографии могут использоваться приёмы контрастного построения танцевального темпа по отношению к музыкальном}' номеру. Постановщик также может использовать приём рапида (замедление темпа).
Ритм в музыке - это организованная последовательность звуковых длительностей. В хореографии он же является строгой закономерностью чередований движений человеческого тела. Ритмические доли делятся на ударные и неударные, чередований этих долей образует понятия метр, от несовпадений ритмических и метрических долей возникают синкопы. Ритм танце не является ритмической копией, а служит его содержанием. Соответствие музыки и танцевального ритма может быть различны:
Могут идти в унисон(соответствие, совпадение движений и музыки)
Образовывать многоголосие или подголосную полифонию
Сочетаться по принципу полифонии и контрапункта(совпадать лишь основных опорных точках).
Лейтмотив - небольшая группа звуков. Хореографический мотив - небольшая слитная группа движений. Лейтмотив может повторяться с развитием и без него.
Если в музыке есть голос, то его можно сравнить с движением одного человека, если несколько, то и танцоров должно быть несколько.
Варианты приемов работы с музыкой:
Танец под музыку - ритмическая структура музыки и танца совпадаю! но этот танец исполняется под любую другую музыку.
Танец на музыку - совпадает драматургия музыки и танца, совпадение интонационной и ритмической основы. Исполняется только на эту музыку.
Танец около музыки - полное несоответствие музыкальных и хореографических образов и драматургии. Постановщик
Танец поперек музыки - ритмические и мелодические образы не соответствуют хореографии.
Танец без музыки.
Вывод: Музыка помогает раскрыть танцевальный образ, а хореография подчеркивает сущность музыкального произведения.
- 1 Группа приемов
- 2 Группа приемов
- 1) Балетмейстер- сочинитель
- 5 Этапов над развитием хореографического произведения(по Смирнову)
- Балетмейстер- реставратор.
- Работа балетмейстера над сюжетным танцем.
- Музыка в хореографическом произведении.
- 8. Богатство и разнообразие русских плясок.
- Разнообразие и богатство русских хороводов
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.
- Этапы работы над хореографическим номером.
- Законы построения хореографического номера.
- 18. Приемы организации хореографического действия.
- Роль и. Моисеева в становлении профессионального хореографического искусства в России.
- 20.Использование балетмейстером сценического