logo search
БилетыОтвет

Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.

Коммуникационный канал — это реальная или вооб­ражаемая линия связи (контакта), по которой сообще­ния движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникацион­ной деятельности, в какой бы форме она ни осуществля­лась (подражание, управление, диалог). Коммуникаци­онный канал предоставляет коммуниканту и реципиен­ту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сооб­щений, которое выражает смысловое содержание. Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени. Коммуника­ционная же деятельность, как известно, представляет со­бой движение смыслов в социальном пространстве, и ре­зультатом этой деятельности является распространение просвещения, формирование общественного мнения и общественных настроений и т. д. Коммуникационная де­ятельность суть деятельность духовная, но для ее реали­зации нужны материально-технические средства, в каче­стве которых выступают коммуникационные каналы

Развитие человечества сопровождалось по­стоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусст­венными, сознательно созданными людьми.

Естественные коммуникационные каналы — это кана­лы, использующие врожденные, естественно присущие человеку средства для передачи смысловых сообще­ний в физическом пространстве. Таких каналов два: не­вербальный (несловесный) и вербальный (словесный).

Невербальный канал — древнейший из коммуникаци­онных каналов, возникший в ходе биологической эволю­ции задолго до появления человека. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми.

Вербальный канал доступен только роду человечес­кому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком.

Потребность в искусственных коммуникационных ка­налах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют соци­ально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве. Для этого использовались два искусственных канала:

• канал иконических документов — графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;

• канал символьных документов — амулеты, украше­ния, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный маги­ческий смысл, а также языческие идолы и вообще изобра­жения богов.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрыв­ном единстве послужили исходной базой для формиро­вания устной коммуникации; иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации. Устная коммуникация и документная коммуникация — два рода социальной коммуникации, сыгравшие опреде­ляющую роль в становлении ороакустической (словес­ной) и книжной культуры. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных кана­лов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере искусства, и техни­ческие, возникшие в сфере техники.

Художественные коммуникационные каналы ведут свою родословную с палеолитического искусства, Основные это - музыка и танец, поэзия и риторика, театр, графика и живопись, скульптура и архитектура

Важнейшим событием для развития цивили­зации было изобретение письменности, т. е. открытие еще одного документного канала. Письменность — результат эволюции иконического канала. Письменность — это детище художественного канала, и вместе с тем — первооткрыватель ряда техни­ческих каналов, способствующих развитию не познава­тельно-эстетических ресурсов социальной коммуникации, а ее утилитарной эффективности: оперативности переда­чи, снижению себестоимости, повышению тиражности, увеличению дистанционности и комфортности.

В зависимости от материально-технического оснаще­ния, т. е. от применяемых каналов, различаются рода со­циальной коммуникации. Род коммуникации — совокупность родственных коммуника­ционных каналов. Их три:

Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эс­тетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музы­ка, танец, поэзия, риторика. Обычно схему устной коммуникации представляют схеме коммуникационной дея­тельности, где имеются три участника: говорящий (источник речи) — речевое сообщение — слушающий (приемник речи). В устной коммуникации задей­ствованы одновременно два естественных канала: вербальный (речевой) и невербальный.

Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:

1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах.

2. Межъязыковый барьер возникает при несоответ­ствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента.

3. Социальный барьер возникает между людьми, го­ворящими на одном и том же естественном языке, но при­надлежащими к различным социальным группам.

4. Психологический барьер возникает вследствие ис­кажений в перцепции, неизбежно сопровождающей ком­муникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга.

Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и пространстве. Документная коммуникация соответствует элементар­ной схеме коммуникационной деятельности только в случае непосредственной переписки между ком­муникантом и реципиентом. Появление почты означает подключение посреднического звена. Если же коммуни­кант использует издательские службы для публикации своего произведения, а реципиент обращается в книжный магазин или библиотеку, чтобы получить это произведе­ние, требуются специальные посреднические службы, дру­гими словами, — социально-коммуникационные институ­ты (СКИ), обладающие профессиональными кадрами и материально-техническими средствами. В документально-коммуникационную систему (ДОКС) входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической лите­ратуре ДОКС называют «система документ — потреби­тель», «система книга — читатель».

Электронная коммуникация, основанная на космичес­кой радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. Электрические и электронные средства связи, по словам М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества. Характерная особенность современных коммуникационных средств в том, что они ока­зывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека.

Все функции документной коммуникации могут так же или лучше вы­полняться электронной коммуникацией. При этом надо иметь в виду, что потенциал электронной коммуникации не только не реализовался в полной мере, но даже не осмыслен общественным сознанием.

Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешенные, гибридные коммуникационные каналы, ко­торые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуни­кации. Коммуникационные каналы эволюционирова­ли под действием социаль­но-культурных и технико-экономических факторов.