logo
БилетыОтвет

Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.

На Руси книгопечатание появилось в середине 16 века. Это было время подчинения церкви царю, завоевания новых земель, ереси и век Ивана 4 Грозного. В 1551 г. Состоялся стоглавый собор, на котором был поставлен вопрос о ереси и книгах еретиков. Дело в том, что священные книги подвергались в руках невежественных писцов сильным искажениям. С конца XV века, когда потребность в книгах стала возрастать, к письменному труду обратилось множество рук. мы встречаем в это время много особых частных «доброписцев, в городах является особый класс писцов-промышленников. Иван Грозный интересовался западноевропейским печатным делом. И пригласил к себе иностранцев: Максима Грека, Бартоломея Готана и Ганса Богбиндера. Эту типографию принято называть Анонимной московской типографией. В начале 50-х годов 16 века появились их первые книги. Всего найдено 7 книг, датированных 16 веком: 3 издания Евангелия, 3 псалтыря, 3 триоди. Все эти издания отличались чрезвычайно слабой техникой печати, строки были разной длины. Издатели этих изданий не известны. Иван Федоров родился между 1510 и 1530 г. Предположительно из литовско-белорусской семьи. В начале 30х жил в Кракове и учился в университете. Записей об окончании учебного заведения не осталось. После Кракова в середине 50х служил дьяком в церкви. Возможно работал в анонимной типографии. 19 апреля 1563 преступает к печатанию «Апостола». Петр Мстиславец был его подмастерьем. 1 марта 1564 г. книга вышла в свет. Эту дату принято считать началом русского официального книгопечатания. Книга была отпечатана на хорошем типографском уровне. Было послесловие (колофон), где сообщалось о том, что печатный двор в Москве организован Иваном IV Грозным. Сообщается также, что Федоров был еще и правщиком (редактором). Текст в нем не светский характер в отличии от европейских колофонов религиозных изданий. В 1565 г. Федоров вместе с Мстиславцевым в московской типографии отпечатает два издания часовника. Качество издания было ниже, чем у Апостола. Оба в небольшом формате. О других изданиях Федорова в московской типографии ничего неизвестно, но, возможно, были. В 1566-67 гг. Федоров вынужден был покинуть Москву. Получил приют в городе Заблудов у гетмана Ходкевича, который предложил Федорову создать у него типографию и печатать в ней православные книги. В марте 1569 вышло «Учительное евангелие». Использовались те же шрифты, что и в Москве… Присутствовал титульный лист (в московском издании не было), есть предисловие самого гетмана Годкевича, а на оборотной стороне герб самого гетмана. В 1570 г. Федоров печатает «Псалтырь с Часословцем». По типографским качествам это издание лучше других. Был фронтиспис с ксилографией царя Давида, читающего книгу. Сохранилось всего 3 экземпляра. Т.к. книга вышла уже после подписания Люблянской унии, Ходкевич испугался политических гонений и закрыл типографию, предложив Федорову имение (отказался). Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574), где в колофоне рассказывает о гонении его из Москвы. В конце 70х издал еще «Новый завет с Псалтырью», еще одно издание «Азбуки» и ряд произведений художественной литературы: «Хронология Андрея Рымши» (стихотворный календарь), собрание вещей наинужнейших(сборник бытовых советов на разные случаи жизни). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию» (1581), первую полную библию на славяно-русском языке и главное издание Федорова. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. В Москве же после отъезда Федорова в 1568 г. на месте старой типографии Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев основали новую. Отпечатали «Псалтырь» похожий на федоровский по способу печати. В 1571 г. новый печатный двор сгорел. Иван Грозный поручил Андронику создать новый печатный двор в Александровской слободе. В 1577 выпустили еще одно издание «Псалтыря» по качеству ниже предыдущего. 1589 выпущена «Триодь». После смерти Андроника, руководить типографией стал его сны. Всего за 16 век было отпечатано около 17 книг. Тиражи скорее всего не превышали тысячи экземпляров. Начиная с Лжедмитрия I в Москве уже было не до книгопечатания. Плюс, накладывались еще многие факторы: раскол церкви 1652 г., низкий уровень грамотности. В 17 веке рукописная книга продолжала доминировать в обществе. Деятельность московского печатного двора регулировалась государством и церковью.

2. Международное библиографическое сотрудничество. История и современное состояние.