1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
Базы данных – это совокупность таких объектов, как таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы доступа к данным. Все они сгруппированы по категориям и отображаются в окне базы данных.
База данных (БД) - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
ТИПЫ БД:
Табличные (содержит перечень объектов одного типа – одинаковый набор свойств);
Иерархические (содержит объекты различных уровней);
Сетевые (явл. обобщением иерархических за счет гиперссылок).
Классификация БД по модели данных:Иерархические Сетевые Реляционные Объектные Объектно-ориентированные и Объектно-реляционные
Реляционная база данных — база данных, основанная на реляционной модели данных. Слово «реляционный» происходит от англ. relation (отношение). Для работы с реляционными БД применяют реляционные СУБД. Использование реляционных баз данных было предложено доктором Коддом из компании IBM в 1970 году.
Различают иерархические, сетевые и реляционные модели.
Реляционная модель – это способ рассмотрения данных, т.е. предписание для способа представления данных (посредством таблиц) и для способа работы с таким представлением (посредством операторов). Реляционная модель базы данных связана с тремя аспектами данных: структурой, целостностью и обработкой данных.
Реляционные базы данных представляют связанную между собой совокупность таблиц. Связь между таблицами может находить свое отражение в структуре данных, а может только подразумеваться. Каждая таблица это совокупность строк и столбцов, где строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению. Столбцы представляют собой характеристики этих объектов, событий, явлений. В терминологии реляционных баз данных:
Отношение соответствует тому, что мы до сих пор называли таблицей.
Атрибут соответствует столбцу этой таблицы, а кортеж – строке. Количество атрибутов называется степенью.
На практике строки называют записями, столбцы – полями. Порядок следования строк в таблице произвольный, порядок следования столбцов – фиксированный.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».
Известно, что все модели данных в теории баз данных принято разделять на два класса: структурированные (сильноструктурированные: реляционные, сетевые, "сущность-связь" и т.п.) и неструктурированные (бесструктурные или слабоструктурированные: гипертекст, символьные и т.п.). СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННЫМИ называются данные, обладающие какими-либо из следующих хар-к:
1) Схема не задана заранее и может неявно содержаться в данных; 2) Схема сравнительно велика (в смысле объема данных) и может часто изменяться; 3) Схема является описательной, а не предписывающей; 4) Данные не явл. строго типизированными, т.е. для различных объектов значения одного и того же атрибута могут иметь различные типы.
«слабоструктурированные данные» означает такие данные, которые в отличие от данных в БД не имеют регулярной структуры, определяемой с помощью предписывающей схемы. Схема для слабоструктурированных данных либо вообще не используется, и тогда они являются самоописываемыми (описание данных встроено в сами данные — в рассматриваемом случае с помощью тегов разметки), либо она задана, но не имеет предписывающего характера.
СИЛЬНОСТРУКТУРИРОВАННЫЕ БД - Сильно структурированная запись - запись, построенная в соответствии с фиксированным, заранее определенным форматом всех элементов описания. Фактографические СУБД-СУБД, предназначенные для хранения сильно структурированных записей. СУБД со слабоструктурированной записью называются документальными или информационно-поисковыми системами (ИПС).
ПОЯСНЕНИЕ - слабоструктурированные БД - это простейшая таблица, например список студентов с полями: фамилия, имя, телефон, группа и т.п. А сильно - это более сложный вариант, когда БД состоит из нескольких связанных таблиц. Например, есть две таблицы: студенты и науч. руководители. В таблице "студенты" есть поле научный руководитель. А вторая таблица - это похожий список научных руководителей: фио, науч звание, кафедра, телефон и пр.
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БД (СУБД): Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется система управления базами данных (СУБД). СУБД используются для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации. СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно: просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.
С точки зрения пользователя, СУБД реализует функции хранения, изменения (пополнения, редактирования и удаления) и обработки информации, а также разработки и получения различных выходных документов.
Microsoft Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.
достоинства: 1) высокая степень универсальности и продуманности интерфейса, который рассчитан на работу с пользователями самой различной квалификации. В частности, реализована система управления объектами базы данных, позволяющая гибко и оперативно переходить из режима конструирования в режим их непосредственной эксплуатации; 2) глубоко развитые возможности интеграции с другими программными продуктами, входящими в состав Microsoft Office, а также с любыми программными продуктами, поддерживающими технологию OLE; 3) богатый набор визуальных средств разработки.
ИНТЕРФЕЙС ACCESS В Access используется стандартный для среды Windows&Offiсе многооконный интерфейс, но в отличие от других приложений, не многодокументный. Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных. В каждый момент времени одно из окон является активным и в нем курсором отмечается активный объект.
Окно базы данных - один из главных элементов интерфейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В данном случае открыто и активно окно Провайдеры Интернета: база данных.
Таблица. В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (производные объекты). Каждая строка в таблице - запись БД, а столбец - поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле - однородные данные обо всех объектах.
Запросы. В СУБД запросы являются важнейшим инструментом. Главное предназначение запросов - отбор данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяющую определенным условиям.
В данном случае открыто окно Запрос 1: запрос на выборку.
Формы. Формы позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.
Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.
Макросы. Макросы служат для автоматизации повторяющихся операций. Запись макроса производится так же, как в других приложениях, например как в приложении Word.
Модули. Модули также служат для автоматизации работы с БД. Модули еще называют процедурами обработки событий и пишутся на языке VBA.
СУБД Access работает со следующими типами объектов: таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы доступа к данным, макросы и модули.
КЛЮЧ – это столбец (может быть несколько столбцов), добавляемый к таблице и позволяющий установить связь с записями в другой таблице. Существуют ключи двух типов: первичные и вторичные или внешние. Первичный ключ – это одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ не допускает значений Null и всегда должен иметь уникальный индекс. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах. Внешний (вторичный) ключ - это одно или несколько полей (столбцов) в таблице, содержащих ссылку на поле или поля первичного ключа в другой таблице. Внешний ключ определяет способ объединения таблиц. Из двух логически связанных таблиц одну называют таблицей первичного ключа или главной таблицей, а другую таблицей вторичного (внешнего) ключа или подчиненной таблицей. СУБД позволяют сопоставить родственные записи из обеих таблиц и совместно вывести их в форме, отчете или запросе. Существует три типа первичных ключей: ключевые поля счетчика (счетчик), простой ключ и составной ключ. Поле счетчика (Тип данных «Счетчик»). Тип данных поля в базе данных, в котором для каждой добавляемой в таблицу записи в поле автоматически заносится уникальное числовое значение. Простой ключ. Если поле содержит уникальные значения, такие как коды или инвентарные номера, то это поле можно определить как первичный ключ. В качестве ключа можно определить любое поле, содержащее данные, если это поле не содержит повторяющиеся значения или значения Null.
Составной ключ. В случаях, когда невозможно гарантировать уникальность значений каждого поля, существует возможность создать ключ, состоящий из нескольких полей. Чаще всего такая ситуация возникает для таблицы, используемой для связывания двух таблиц многие - ко - многим. Необходимо еще раз отметить, что в поле первичного ключа должны быть только уникальные значения в каждой строке таблицы, т.е. совпадение не допускается, а в поле вторичного или внешнего ключа совпадение значений в строках таблицы допускается.
Если возникают затруднения с выбором подходящего типа первичного ключа, то в качестве ключа целесообразно выбрать поле счетчика.
Программы, которые предназначены для структурирования информации, размещения ее в таблицах и манипулирования данными называются системами управления базами данных (СУБД). Другими словами СУБД предназначены как для создания и ведения базы данных, так и для доступа к данным. В настоящее время насчитывается более 50 типов СУБД для персональных компьютеров. К наиболее распространенным типам СУБД относятся: MS SQL Server, Oracle, Informix, Sybase, DB2, MS Access и т. д.
Язы́к запро́сов — это искусственный язык, на котором делаются запросы к базам данных и другим информационным системам, особенно к информационно-поисковым системам.
Часто возникает необходимость выполнить из базы данных по определенным признакам обьекта. Для реализации такой возможности СУБД оснащаются языком запросов высокого уровня, а также интерпретатором с языка запросов. С помощью этого языка пользователи-непрограммисты могут сформулировать запрос к БД и тут же на дисплее получить ответ. Возможности языка запросов современных СУБД (особенно реляционных) достаточно широки.
QBE (Query by example) — способ создания запросов к базе данных, с использованием образцов в виде текстовой строки, названия документа или списка документов. Система QBE преобразует пользовательский ввод в формальный запрос к базе данных, что позволяет пользователю делать сложные запросы без необходимости изучать более сложные языки запросов таких как SQL. Этот метод отбора данных впервые предложен компанией IBM в 1970 г. Преимуществом поиска QBE является то, что для формирования запроса не требуется изучать язык запросов. Когда вы инициируете поиск, на экран выводится окно, в котором указаны все поля данных, встречающиеся в каждой записи данных; введите информацию, которая ограничивает поиск только указанными критериями: те поля, которые не будут заполнены, могут соответствовать чему угодно.
SQL («язык структурированных запросов») — универсальный компьютерный язык, применяемый для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных.
SQL является, прежде всего, информационно-логическим языком, предназначенным для описания хранимых данных, для извлечения хранимых данных и для модификации данных. SQL не является языком программирования. (Вместе с тем стандарт языка спецификацией SQL/PSM предусматривает возможность его процедурных расширений.)
Изначально, SQL был основным способом работы пользователя с базой данных и представлял собой небольшую совокупность команд (операторов) допускающих создание таблиц, добавление в таблицы новых записей, извлечение записей из таблиц (в соответствии с заданным условием), удаление записей и изменение структур таблиц. В связи с усложнением язык SQL стал более языком прикладного программирования, а пользователи получили возможность использовать визуальные построители запросов.
Язык SQL представляет собой совокупность операторов.
Операторы SQL делятся на: операторы определения данных, операторы манипуляции данными, операторы определения доступа к данным, операторы управления транзакциями
2. Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности.
Фирсов В.Р., Клюев В.К., Столяров А.Н. Греханов Ю.А., Бойкова О.Ф.
Правовая норма – устанавливаемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе. Правовые нормы отражаются в соответствующих документах – нормативно-правовых актах (НПА).
Правовое обеспечение библиотечного дела.
Правовое обеспечение строится в соответствии с управлением и имеет вертикаль правовых актов, Федеральные законы → подзаконные акты, постановления министерств, ведомств, комитетов → постановления и решения органов самоуправления → внутренняя правовая база б-ки
Все НПА федерального уровня следует разделить на:
Общерегулирующие: ГГК РФ, часть I и II (действие библиотек как хозяйствующих субъектов); Трудовой кодекс; (отношение работодателя и работника); Уголовный кодекс; Закон о некоммерческих организациях; Административное право
Смежные: Закон основы законодательства о культуре; Закон об информации, защите информации и информационных технологиях 2003 г.; Закон об образовании 1996 г.
Отраслевые: Закон о библиотечном деле 1994 г.; Закон об обязательном экземпляре документа
ФЗ «о библ. деле» от 29.12.1994 г.
Является правовой базой сохранения и развития биб.дела в РФ.
Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную и образовательную деятельность.
ФЗ регулирует общие вопросы организации биб.дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области биб.дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
Права граждан: на биб.обслуж., на биб.деят. Ответственность пользователей б-к: обязаны соблюдать правила б-ки. ФЗ гарантирует гражданам право на информацию, образование и культуру посредством общедоступных б-к.
Учредитель библиотеки–финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.
Права и обязанности библиотек- обеспечивают реализацию прав граждан, обслуживают в соответствии со своими уставами, правилами и действующим законодательством. Б-ки несут ответственность за учет, регистрацию, обеспечивают сохранность особо значимых изданий и коллекций.
ВНУТРЕННИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ САМОЙ БИБЛИОТЕКИ
1.Учредительные документы (устав) или положение о библиотеке (школа, ВУЗ);
2.Правила пользования библиотекой (права библиотеки и пользователей) разрабатываются на основе устава или положения;
3.Правила внутреннего распорядка;
4.Положение об отдельных аспектах деятельности;
5.Положение о структурных подразделениях;
6.Должностные инструкции;
7.Приказы и распоряжения руководителя библиотеки;
8.Постановления коллегиальных и общественных органов управления библиотекой.
- Билет № 1
- 2. Определение, классификация и функции документов.
- Билет № 2
- 1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- 2. Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Билет № 3
- 1..Место и статус библиотековедения в системе наук.
- 2. Видовая структура документального потока.
- 3. Сложность языка.
- Производственно-практическая литература
- Билет № 4
- 1.Миссия, социальная роль, социальные функции библиотеки.
- 2. Закономерности развития первичного документального потока.
- 1. Рост объема документального потока
- 2. Старение информации и документов
- 3. Рассеяние и концентрация документов в документальном потоке
- Билет № 5
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- 2.Машиночитаемый формат библиографической записи: структура, назначение, технология ввода в электронный каталог (эк)
- Билет № 6
- 1.Инновационная деятельность в библиотеках.
- 2. Универсальные информационно-поисковые языки (ипя) используемые в России (удк, ббк). Структура и области их применения.
- Билет № 7
- 1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- 2.Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- 4.2 Предметные заголовки и подзаголовки
- 4.3 Ссылочно-справочный аппарат япр
- Билет № 8
- 1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
- 2. Основные функции библиографической службы
- Билет № 9
- 1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- 2.Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Билет № 10
- 1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
- Билет № 11
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты бз (бо, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).
- Билет № 12
- Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.
- Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (бз). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к бо.
- 2.1 Области и элементы библиографического описания
- 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта
- 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания
- Билет № 13
- Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.
- Билет № 14
- Книжное дело в России в XIX- в начале хх века. Основные направления. Основные издательства.
- Билет № 15
- Современное книжное дело в России.
- Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 16
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- 2. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.
- Билет № 17
- 2. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 18
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- Билет № 19
- Этика библиотечно-информационной деятельности
- 2. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке.
- Билет № 20
- Организация и методика библиотечно-информационных исследований.
- Билет № 21
- 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
- 2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.