Билет № 1
1.Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения.
В середине ΙΙΙ тыс. д н.э. шумерийцы изобрели клинопись. От той поры до нас дошло особенно много памятников письменности. Библиотеки Шумера владели искусством хранения текстов. Глиняные таблички помещали в закрытые ящики или корзины, снабжая их этикетками о содержании и характере текста. Далее Античная культура V в. до н.э. расцвет культуры и науки. Культурный центр – Афины. Пергамская библиотека, Александрийская библиотека. Средневековье V-ΧΙ в.в. Феодализм, библиотеки Китая (существовали при монастырях, дворцах, до VΙΙΙ в. была ксилография – печатание на резных досках, далее сменилось на обычное). Византийские библиотеки, культура на основе феод.режима. Публичная библиотека в Константинополе – ΙV в.в. , книги пергаментные……….. И Т. Д.
Предыстория библиотековедения (этап библиотековедческой мысли): библиотековедческая мысль древности; библиотековедческая мысль средневековья.
Библиотечная мысль начала формироваться вместе с появлением библиотек, как учреждений, предназначенных для собирания, хранения и использования рукописных и печатных книг и других носителей информации. В развитии библиотековедения выделяются два исторических этапа, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Первый из них донаучный – этап с библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.; второй - научный, этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время. Первый этап- характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины. В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения:1. Формально-техническая; 2. Документалистская; 3. Информационная. При этом процесс смены концепций происходил как развитие с удержанием всего ценного и целесообразного. 1 - Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М.Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это "...практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием "библиотековедение". Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б.Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: "теоретический" и "прикладной" (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в "снятом" виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения. Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность. Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60-х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией. Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем. Переход библиотековедения на новую парагму вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.
Переход библиотековедения на информационную парадигму сопряжен со многими далеко идущими теоретическими и практическими последствиями. Согласно новой концепции библиотековедение должно рассматриваться как частный раздел фундаментальной науки информатики Библиотековедение - это институционально ограниченная областью библиотечного дела, преимущественно прикладная, социальная (не техническая) по своему основному содержанию научная дисциплина домена информационных наук. Предмет библиотековедения - обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Главная научная задача библиотековедения - теоретическое воспроизведение указанного предмета в форме научного знания, т.е. законов, принципов, теорий, понятий и т.п. Иначе говоря, библиотековедение - это научная дисциплина, изучающая законы, принципы, теории, отражающие указанный предмет. Именно в этом заключается современное понимание сущности библиотековедения как научной дисциплины.
Информационная интерпретация сущности библиотековедения требует переосмысления таких ключевых понятий, как библиотека, ее социальные функции и др. Библиотека - это специальное учреждение культуры, осуществляющее индивидуальное по форме реализации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной как в ее фонде публикаций (библиотечном фонде), так и доступных ей информационных сетях. Главная и единственная сущностная социальная функция библиотек - это информационная функция. Все прочие социальные функции являются вторичными и производными от нее. Библиотека изначально была информационным учреждением с точки зрения ее предназначения в обществе.
В освоении информационной концепции отечественное библиотековедение заметно отстало от многих зарубежных стран. К примеру, в США библиотековедение уже давно именуется "библиотечно-информационной наукой". В этой связи актуальная задача современного библиотековедения заключается не в критике прошлой отечественной библиотечной теории и практики, разумеется, не лишенной ошибок, деформаций и научных драм, не в наукообразном манипулировании новомодными англицизмами, хотя ничто не препятствует использованию иностранной лексики, где это неизбежно, не в разработке явно бесперспективных направлений, а во фронтальном переходе библиотековедения на информационную парадигму, предполагающую глубокое переосмысление библиотечной теории, библиотечной практики, библиотечного образования на методологической основе общечеловеческих ценностей.
- Билет № 1
- 2. Определение, классификация и функции документов.
- Билет № 2
- 1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- 2. Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Билет № 3
- 1..Место и статус библиотековедения в системе наук.
- 2. Видовая структура документального потока.
- 3. Сложность языка.
- Производственно-практическая литература
- Билет № 4
- 1.Миссия, социальная роль, социальные функции библиотеки.
- 2. Закономерности развития первичного документального потока.
- 1. Рост объема документального потока
- 2. Старение информации и документов
- 3. Рассеяние и концентрация документов в документальном потоке
- Билет № 5
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- 2.Машиночитаемый формат библиографической записи: структура, назначение, технология ввода в электронный каталог (эк)
- Билет № 6
- 1.Инновационная деятельность в библиотеках.
- 2. Универсальные информационно-поисковые языки (ипя) используемые в России (удк, ббк). Структура и области их применения.
- Билет № 7
- 1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- 2.Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- 4.2 Предметные заголовки и подзаголовки
- 4.3 Ссылочно-справочный аппарат япр
- Билет № 8
- 1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
- 2. Основные функции библиографической службы
- Билет № 9
- 1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- 2.Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Билет № 10
- 1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
- Билет № 11
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты бз (бо, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).
- Билет № 12
- Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.
- Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (бз). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к бо.
- 2.1 Области и элементы библиографического описания
- 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта
- 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания
- Билет № 13
- Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.
- Билет № 14
- Книжное дело в России в XIX- в начале хх века. Основные направления. Основные издательства.
- Билет № 15
- Современное книжное дело в России.
- Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 16
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- 2. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.
- Билет № 17
- 2. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 18
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- Билет № 19
- Этика библиотечно-информационной деятельности
- 2. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке.
- Билет № 20
- Организация и методика библиотечно-информационных исследований.
- Билет № 21
- 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
- 2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.