1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
Суслова, Ванеев, Мошкина, Сукиасян, Столяров, Алтухова.
Управление библиотекой - это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
Субъект управления – менеджер (управляющая система), объект управления – персонал.
Задача управления: установление целей, ради которых формируется, функционирует и развивается библиотека, как целостная система. Начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл её существования.
Для менеджера библиотеки недостаточно быть специалистом библиотечного дела, необходимо знать:
1.закономерности и принципы управления
2.теорию и практику современного менеджмента
3.теорию организации и методы моделирования организационных структур функционирования библиотеки
4.методы комплексного анализа библиотечной деятельности.
Управление – контроль, набор кадров формирование – социально-психологическая сторона, когда из персонала формируется коллектив – другой уровень развития персонала, более сплоченный. Руководитель выполняет ряд функций, организующих работу персонала. Формирование – создание психологического климата, профилактика и разрешение конфликтов, создание организационной культуры, поведения, применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности.
Коллектив – высшая стадия развития организованного сообщества людей, направленных на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организации. Признак коллектива – социально-психологическая общность, высокая сплоченность.
Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфич. признаки формиров-я, развития. Админ-ция библиотеки должна обеспечивать наличие достаточ. колич-ва работников, обладающих спец. знаниями для выполнения различных функциональных обязан-ей. Профессионально-квалификац. структура библиотски предст-ет собой распред-е работников по выполняемым ими функциям. Функцион-ое распределение труда связано с созданием структурных подразд-й и служб: по компл-ю фондов, по описанию произвед. печати, организации каталогов, систематиз-и и предметиз-и, по библ.-б/графич. обслуж-ю читателей, научно-методич. деятельности, обл. механизации и автоматиз-и библиотечных процессов и т.д. Содержание и методы подбора персонала библиотеки явл-ся важным элементом управл-я персоналом.
Коллектив библиотеки может быть образован с помощью спец-го подбора людей с учетом наилучшего сочетания их психолого-физиологических качеств, способн-ей. Это может обеспечить высокую эффект-ть работы коллектива, создает необх-ый психологнч. комфорт в межличностных отнош-ях. Такой подход предполагает сложную систему отбора: анкетирования, тестирования, собеседование при приеме на работу нов. сотрудников. Определенный психологич. отбор сотрудников в колл-ве идет постоянно. В колл-ве закрепляются люди, деловые и личностные качества к-рых соответствуют установленным нормам, правилам, традициям.
Методы управления –инструменты, способы воздействия менеджера на трудовой коллектив (а также, контингент пользователей, технологические процессы, экономические ресурсы). Методы управления – это способ воздействия управляющего субьекта на управляемый обьект. (руководителя б-ки – на возглавляемый им коллектив).
1.Организационные – включают в себя регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия.
Основной административный метод – принуждения (устный и письменный) – распоряжение, наставление.
2.Экономические методы – ( материальное стимулирование)
3.Соц.-психологические и соц.-педагогические методы. Заключаются в неформальном управлении интересов личности, группы и коллектива в целом (убеждение, совет, просьба и внушение) .Создание и поддержание благоприятной соц-псих. атмосферы совместной работы.
Выделяют три основных стиля управления:
1)Директивный (автократический) отличается чрезмерной централизацией власти. Стиль бывает оправдан при плохой дисциплине в коллективе, при «аварийных» ситуациях, в связи с чем возникает необходимость в немедленном принятии и реализации решений.
2)Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, подготовка и принятие решений.
3)Либеральный стиль отличается безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принять на себя ответственность за решения и их последствия
- Билет № 1
- 2. Определение, классификация и функции документов.
- Билет № 2
- 1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- 2. Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Билет № 3
- 1..Место и статус библиотековедения в системе наук.
- 2. Видовая структура документального потока.
- 3. Сложность языка.
- Производственно-практическая литература
- Билет № 4
- 1.Миссия, социальная роль, социальные функции библиотеки.
- 2. Закономерности развития первичного документального потока.
- 1. Рост объема документального потока
- 2. Старение информации и документов
- 3. Рассеяние и концентрация документов в документальном потоке
- Билет № 5
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- 2.Машиночитаемый формат библиографической записи: структура, назначение, технология ввода в электронный каталог (эк)
- Билет № 6
- 1.Инновационная деятельность в библиотеках.
- 2. Универсальные информационно-поисковые языки (ипя) используемые в России (удк, ббк). Структура и области их применения.
- Билет № 7
- 1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- 2.Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- 4.2 Предметные заголовки и подзаголовки
- 4.3 Ссылочно-справочный аппарат япр
- Билет № 8
- 1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
- 2. Основные функции библиографической службы
- Билет № 9
- 1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- 2.Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Билет № 10
- 1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
- Билет № 11
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты бз (бо, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).
- Билет № 12
- Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.
- Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (бз). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к бо.
- 2.1 Области и элементы библиографического описания
- 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта
- 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания
- Билет № 13
- Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.
- Билет № 14
- Книжное дело в России в XIX- в начале хх века. Основные направления. Основные издательства.
- Билет № 15
- Современное книжное дело в России.
- Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 16
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- 2. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.
- Билет № 17
- 2. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 18
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- Билет № 19
- Этика библиотечно-информационной деятельности
- 2. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке.
- Билет № 20
- Организация и методика библиотечно-информационных исследований.
- Билет № 21
- 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
- 2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.