1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
Информационное обслуживание — обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.
Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).
Это позволяет дать следующее определение;
Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.
Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Основные теоретические подходы к БИО;
1Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.
2 Пропаганды книги - аспект анализа - определения.
3Читательские интересы - аспект анализа - понятийный аппарат.
4 Информационные потребности - аспект анализа - структура.
5 Типология читателей - аспект анализа — концептуальные основы.
6 Диалогика БО - аспект анализа - законы.
7 Читательское развитие личности — аспект анализа - закономерности.
8.Информационная культура — аспект анализа — принципы.
9 Социализация личности - аспект анализа - функции.
10Психология и педагогика - аспект анализа - цели.
11 Библиотечная педагогика - аспект анализа - методы.
12 Библиотечные услуги - аспект анализа - история.
13Технология БО - аспект анализа - взаимосвязь с другими теориями.
14Маркетинг - аспект анализа - практическая ценность.
Функции БИО:
1Социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительные, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;
2.Психологические - ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексифные;
3. Педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.
Реализация в практической деятельности библиотек социальных, психологических и педагогических функций способствует достижению результативности в информационной социализации социальных субъектов.
Существуют разные взгляды на систему принципов БИО, их формулировки и понимание. Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы, каждый из которых включает еще несколько принципов:
1.Принцип целесообразности содержит конгуэнтность (соответствие БИО тем задачам, которые ставит перед ним общество), востребованность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психологопедагогическую эффективность, экономичность.
2.Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг, библиотечной среды в зависимости от внешней обстановки, универсализации и специализации, централизации и децентрализации в их единстве.
3. Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма (многообразия) в идеологическом, содержательном и организационно- методическом аспектах; социальной справедливости, суверенитета, доступности информационных продуктов и услуг, их приближения к пользователю; разумного сочетания в предоставлении платных и бесплатных услуг на основе равноправия.
4 Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, сообщности, компетентности, профессионализме, сотрудничестве, корпоративности, систематичности, приоритетности, индивидуализации и дифференциации, целостности и избирательности, многопрофильное™.
Организация БИО осуществляется в стационарной и внестационарной формах.
К стационарному обслуживанию относят: абонемент (индивидуальный и коллективный, групповой, функциональный, отраслевой, специализированный - по видам документов и др.), читальный зал (общие, предназначен для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек; специализированные, организуются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей с т.з. особенностей самой личности или определенных видов документов), межбиблиотечный и международные абонементы.
К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек (суда, поезда, самолеты), книгоношество, «книгоразвоз», бригадный абонемент.
В современных условиях о виртуальном обслуживании можно говорить так же как о внестационарном обслуживании на основе удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью новейших технологий.
Библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности состоит в содействии духовной самореализации личности.
Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы.
Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям - педагогам.
Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. В работе с этой группой населения важно создать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявить терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателя, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью.
Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.
Общение - взаимодействие людей в рамках общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий. Общение также рассматривается и как возникновение, установление, развитие и прекращение контактов между людьми в процессе решения ряда вопросов, связанных с различными сторонами их социальной деятельности.
Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативная - отражает обмен информацией между общающимися библиотекарями и читателями. Рассматривается как цель.
2. Перцетивная - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ее содержание можно рассматривать как психологическое условие эффективности процесса.
3. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия библиотекаря и читателя в обмене не только информацией, идеями и знаниями, но и действиями. Выступает как средство достижения цели в удовлетворении информационной потребности.
В реальной практике общения в процессе БИО все три стороны тесно связаны между собой.
В общении важно учитывать и ее фазы (формы):
1. Побуждение к действию и направленность на партнера.
2. Уточнение ситуации действия и психологическое отражение партнера.
3. Само действие и информирование партнера, прием ответной информации.
4. Свертывание контакта и отключение от партнера.
5. Оценка и рефлексия результата общения.
В целом коммуникативный акт происходит на основе взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения, взаимооценки.
Существуют разные манеры общения. Можно выделить типы собеседников:
1.Доминантный (настроен влиять на другого; жесткий, напористый, легко
перебивает, повышает голос, не дает партнеру прервать себя; решителен, легко сворачивает разговор на полуслове) и недоменантный (уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко сносит, когда его прерывают, чуток к внешним признакам силы собеседника, ссора тяготит его и пугает).
2. Мобильный и ригидный.
Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.
Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.
Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.
3.Экстраверт и интроверт
Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.
Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.
Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.
Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.
Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.
Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Метод проектов. В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:
1. рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.
2. используется как исследовательский библиотековедческий метод.
3.выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях
Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.
В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.
Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.
Библиотеки уделяют все больше внимания приобретению разных средств обеспечения доступа к информации, например баз данных (БД) на компакт-дисках, а также организации аналитико-синтетической переработки информации и передачи ее на расстояние.
Положительной является и такая новая тенденция в информационном обслуживании потребителей, как переход от формирования БД для широкого круга абонентов к организации специализированных, почти персональных баз данных или информационных систем. Такие БД учитывают разнообразные аспекты информационных потребностей определенного заказчика — от тематики, вида изданий, хронологии, до лингвистических приоритетов, записи и структуры, формата обмена информацией и т.п.
- Билет № 1
- 2. Определение, классификация и функции документов.
- Билет № 2
- 1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- 2. Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Билет № 3
- 1..Место и статус библиотековедения в системе наук.
- 2. Видовая структура документального потока.
- 3. Сложность языка.
- Производственно-практическая литература
- Билет № 4
- 1.Миссия, социальная роль, социальные функции библиотеки.
- 2. Закономерности развития первичного документального потока.
- 1. Рост объема документального потока
- 2. Старение информации и документов
- 3. Рассеяние и концентрация документов в документальном потоке
- Билет № 5
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- 2.Машиночитаемый формат библиографической записи: структура, назначение, технология ввода в электронный каталог (эк)
- Билет № 6
- 1.Инновационная деятельность в библиотеках.
- 2. Универсальные информационно-поисковые языки (ипя) используемые в России (удк, ббк). Структура и области их применения.
- Билет № 7
- 1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- 2.Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- 4.2 Предметные заголовки и подзаголовки
- 4.3 Ссылочно-справочный аппарат япр
- Билет № 8
- 1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
- 2. Основные функции библиографической службы
- Билет № 9
- 1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- 2.Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Билет № 10
- 1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
- Билет № 11
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты бз (бо, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).
- Билет № 12
- Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.
- Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (бз). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к бо.
- 2.1 Области и элементы библиографического описания
- 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта
- 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания
- Билет № 13
- Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.
- Билет № 14
- Книжное дело в России в XIX- в начале хх века. Основные направления. Основные издательства.
- Билет № 15
- Современное книжное дело в России.
- Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 16
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- 2. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.
- Билет № 17
- 2. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 18
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- Билет № 19
- Этика библиотечно-информационной деятельности
- 2. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке.
- Билет № 20
- Организация и методика библиотечно-информационных исследований.
- Билет № 21
- 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
- 2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.