logo search
Мультимедийные технологии в религиоведении[1]

Тема №1: Типология религиозного мировоззрения.

Теизм

Деизм

Пантеизм

Атеизм

Иудаизм, христианство, ислам

Вольтер, Дидро, Руссо, И. Кант, М. Ломоносов

Восточные религии: индуизм, буддизм, оккультизм (теософия, New - Age)

К. Маркс, Ф. Энгельс, Б. Рассел, З. Фрейд

Бог – личность

(субъект самосознания)

Бог может быть и личным и безличным (первопричина мира), о нём ничего не известно.

Бог – безличный абсолют, тождественый миру. Человек есть часть Бога.

Может быть одно непротиворечивое откревение Бога о Самом Себе. Одно Священное Писание

Откровения нет. Священного Писания нет.

Может быть ∞ много откровений и священных писаний.

Может быть одна истинная религия

Религии в смысле religare нет.

1. Религий ∞ много.

2. Религии в смысле religare нет, поскольку человек уже соединён с Богом. Однако как religere религия есть, поскольку человек ещё не осознал себя частью Бога.

Человек есть душа и тело. Идея телесного воскресения из мёртвых.

Человек есть душа в темнице тела. Душа продолжает развитие в духовном мире.

Идея реинкарнации (перерождение сознания в буддизме). Конечное обезличивание в нирване.

Человек есть смертное тело.

Нравственность абсолютна. Личность Бога выступает легитимирующим началом.

Нравственность относительна, так как требования Бога не известны.

Нравственность относительна. Идея кармы является нравственным религиозным началом в культуре.

Нравственность относительна.

Комментарий. В таблице представлены ключевые мировоззренческие конструкции, центрированные понятием qe3~ (Бог). В этом случае атеистическое мировоззрение может рассматриваться в контексте религиозного мировоззрения «без бога».

Таблица содержит характерных представителей теизма, деизма, пантеизма и атеизма, схематическую соотнесённость человека, мира и Бога, теологический, антропологический и этический аспекты.

Соотнесённость человека и Бога в теизме схематически представлена возможным откровением Бога и молитвенным обращением человека к Богу (стрелки вправо и влево). Связь человека и Бога в смысле religare оправдывает существование религиозных институций. Религиозная схема деизма предусматривает непреодолимый раздел Бога и человека, обессмысливая молитвенную практику и религиозные институции. Пантеистическая схема, Бога с миром и человеком, предполагает диаметрально противоположные варианты антропологии. В восточном варианте, это стремление к обезличиванию (слияние «капли с океаном») в состоянии безличного блаженства нирваны. Для New – Age, выросшем на почве христианской культуры и преемственно сохраняющим ценность человеческой личности, вектор антропологической перспективы противоположен. Личность ощущает в себе божественные глубины в состоянии «расширенного сознания».

Наличие одного истинного откровения в рамках теизма означает необходимость выбора «истинной религии» и оправдывает существование понятий «секта» и «ересь» в смысле уклонения от истины. Предположение человеческих искажений первоначального откровения означает переход от теистической модели к деистической. Пантеистическая модель, предполагающая относительность истины, определяет культуру безразличного отношения к иной религиозности (отсутствие понятия секты в индуизме).

Тождественность Бога миру (с эмпирически наличествующим в нём злом) в рамках пантеистического мировоззрения означает присутствие зла в самом Боге. Этическая недвойственность Абсолюта иллюстрируется амбивалентным обликом индуистских божеств и бодхисаттв буддизма, а так же некоторыми аскетическими тантрическими практиками (Илл. 1-1,2,3,4,5,6).

Упрощения: Данная таблица содержит определённое упрощение типологии религиозного мировоззрения. Теизм ограничен монотеизмом, политеизм должен занимать отдельный столбец. Однако, в целях наглядности и с некоторой долей приближения можно рассматривать совокупную «волю богов» как условно – монотеистическую религиозность.

Некоторые религиозные системы, в частности, например, кришнаизм, представляют собой гибрид теистической в области культовой практики и пантеистической в области философии мировоззренческой системы.

Антроплогический ракурс представленной таблицы так же содержит определённую долю упрощения. Например, современный иудаизм сочетает представление о телесном воскресении из мёртвых с идеей реинкарнации, усвоенной иудаизмом в эллинистическую эпоху.