logo
Мультимедийные технологии в религиоведении[1]

Тема № 8. Ислам.

Ислам – подчинение, покорность (воле Бога)

Муслим – покорный (воле Бога) - мусульманин

Численность: 18 % населения земного шара, ок. 1,2 млрд. чел.

Россия: ок. 11 млн. чел

Возник в 7 в. среди арабов, но на сегодня численность неарабов в 3 р. больше.

Доисламская Аравия («джахилийа» – невежество, неведение)

Ряд культурных особенностей ислама – наследие эпохи, предшествующей проповеди Мухаммада:

- Полигамия и лёгкость развода

- Главный способ обогащения – набеги («газв», отсюда «газават» - священная война за веру), большие стада скота переходили из рук в руки

- Паломничество в Мекку, к черному камню Каабы (куб) – кубическое сооружение, в одну из стен вделан камень (предположительно метеорит, под силу поднять человеку), обход вокруг Каабы, жертвоприношение животных. (Илл. 8-1,2).

- Мекканское племя – курайшиты (из них Мухаммад) получали большие доходы от паломников.

- Существовали так же: «белый камень», «красный камень» в других городах Аравии, наследие древнего фетишизма.

- В Сирии, в Аравии жили христиане – монофизиты, несториане, еврейские племена. Священные события Ветхого и Нового Завета были у всех на слуху.

Арабизация имён библейских персонажей в Коране: Ной – Нух, Моисей – Муса, Иисус – Иса, Мария – Мариам, Гавриил (архангел) – Джабраил, Авраам – Ибрахим … и т.д.

Мухаммад, краткая биография.

570 – 632 гг. Родители умерли, когда Мухаммад был маленьким. Воспитан дядей Абу – Талибом (мусульманином не стал, но до конца дней покровительствовал Мухаммаду). Мухаммад сопровождал караваны. В 25 лет женился на 40 – летней состоятельной вдове Хадидже по её инициативе. Появился досуг вместе с достатком. Для раздумий Мухаммад уединялся на горе Хира близ Мекки. (Илл. 8-3). В одно из таких уединений в 610 г. в священный месяц Рамадан (плавает относительно солнечного календаря) Мухаммад пережил несколько видений. На краю неба он увидел свет и голос обратился к нему с повелением: «Читай!», отсюда «Коран» = «Чтение», арабск.

Некто сдавил ему грудь, требуя читать. Когда Мухаммад повторил обращенную к нему фразу (читать не умел), некто, говоривший с ним, представился архангелом Джабраилом (Гавриилом). Мухаммад сомневался в источнике своего откровения (предполагал, что это мог быть злой джин). Домочадцы (Хадиджа) убедили его, что послание от Бога = Аллаха.

В течение жизни Мухаммад испытывал видения и слышал голос.

Мирадж наби (праздник исламского календаря) - одно из самых захватывающих видений – вознесение пророка на небо. 621 г. Мухаммад под водительством Джабраила перенесён из Мекки в Иерусалим, на лошади с человеческой головой Ал – бурак. На месте, где сейчас Аль – Акса («отдалённейшая» мечеть, Илл. 8-4,5,6). Мухаммад молится вместе с пророками Ибрихимом, Мусой и Исой. Возносится на небо и предстаёт перед Аллахом, лицо которого скрыто 20 тысячами покрывал.

Заповедь о ежедневное 5 – кратной молитве мусульман.

Содержание проповеди Мухаммада:

(встречена сородичами – мекканцами без энтузиазма)

- Почитание только Единого Бога – Аллаха

- Близость Судного дня, в который Иса будет судить людей и праведники получат вечное наслаждение, а грешники – вечные муки в аду.

- Мухаммад считал себя посланником Аллаха. Мусульмане считают Мухаммада «печатью пророков» в пророческой цепи: Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса … В определённом смысле Мухаммад важнее их, как последний пророк.

Мекканцев раздражало утверждение Мухаммада, что их предки мучаются в адском огне за свои грехи.

Гонения на мусульман.

- Часть общины Мухаммад отправляет в христианскую Абиссинию (Эфиопию)

- Мухаммад тайно бежит из Мекки в Медину 622 г. н.э. – год «хиджры» (переселения)- точка отсчёта исламского лунного календаря. Переселенцы – «мухаджиры». (Медина 350 км. к северу от Мекки). Мухаммад был приглашён как третейский судья. Сторонники Мухаммада в Медине: 1) мухаджиры – мекканцы, 2) ансары – помощники мединцы.

Умма – мусульманская община строилась по религиозному, а не по родовому признаку. Все челны общины равны между собой.

Мухаммад в Медине занялся обычным делом кочевников – набегами на мекканские караваны. В нескольких битвах победил мекканское войско, пршедшее расправиться с ним.

Мухаммад изгнал из Медины два еврейских племени, а одно уничтожил, казнив около 600 мужчин, женщин и детей продали в рабство. Медина полностью принадлежала мусульманам.

Евреи и христиане оказались неспособны к ассимиляции.

Переход знатных мекканцев на сторону Мухаммада:

Аль – Аббас, дядя Мухаммада, прародитель династии абассидов

Халид ибн ал – Валид, полководец.

630 г. войско Мухаммада вступило в Мекку почти без боя. Объявление амнистии, кроме нескольких упорных язычников. Мухаммад разломал идолы Каабы, оставив лишь чёрный камень. Мухаммад с 30 – тысячным войском вышел к границам Византии, обложив данью приграничный оазис Табук.

632 г. Мухаммад умирает при подготовке похода в Иерусалим на руках молоденькой жены Аиши, дочери соподвижника Абу – Бакра (станет первым «халифом» - заместителем пророка). Всего у Мухаммада было 11 жён. Ко времени смерти Мухаммада сложились:

Пять столпов ислама:

1. Шахада (свидетельство): «Нет никакого бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».

- Строгий монотеизм (таухид) и пророческая миссия Мухаммада.

- Произнесения шахады при двух свидетелях достаточно, чтобы считать человека мусульманином (в ваххабитском толковании, даже в случае физического давления).

- Шахада произносится утром и вечером, это последние слова умирающего мусульманина, боевой клич воинов ислама. Погибший в бою – «шахид».

2. «Салят» – молитва, араб; «намаз», персидск. Совершается 5 раз в день. (Илл. 8-7,8,9,10,11,12). Пять промежутков времени, в которые следует совершать поклонение, соответствуют пяти частям суток: рассвет, полдень, послеполуденное время, конец дня и ночь.

Молитва состоит из нескольких «ракатов» - циклов молитвенных формул и жестов, куда входят поясные и земные поклоны, чтение коротких сур (глав) Корана.

- Обязательные молитвы читаются на арабском, не обязательные – на национальных языках.

- Лучше молиться с имамом (1) предстоятель, показывает пример для подражания, им может быть любой мусульманин; 2) духовное лицо, заведующий мечети, совершает требы, аналог священника, должен иметь богословское образование), но можно и без него. Лучше молиться в группе, но можно и одному.

- Молящийся встаёт на специальный коврик для молитвы (Илл. 8-12).

Молитве предшествует омовение, если нет воды – песком. Специальные пристройки для омовения при мечети.

- Обязательная полуденная молитва в пятницу (день отдыха мусульман, выбран для отличия от христиан и иудеев) в мечети (дом молитвы, раньше ║административное здание (Мече́ть араб. مسجد‎‎ — масджид — место поклонения, тат. мәчет). (Илл. 8-13,14). На общую молитву призывает «муэдзин» (возвещающий призыв) с «минарета» (маяк), - башни при мечети.

- Женщины молятся отдельно от мужчин (в синагоге так же, в христианских церквях обычно не соблюдается)

- «Кибла» - направление молитвы. В мединский период – на Иерусалим. После разочарования Мухаммада в евреях и христианах, - на Мекку. Обозначается особой нишей (михрабом) внутри мечети. (Илл. 8-15,16).

3. Закят = «очищение» (богатства). Обязательная милостыня для бедняков и для нужд ислама, в т.ч. для джихада. Исторически: делёж награбленного после набега, существовал в доисламской Аравии.

- Обычно 2,5 % стоимости имущества или 1/10 урожая. Взимается раз в год, превратился в налог на государственные нужды.

- Вакв – участок земли или другая собственность, которую мусульманин может отдать для благотворительных целей – строительство и содержание мечети. Вакв – неотчуждаемое имущество (не может быть передано другому лицу). Для контроля ваквов в исламских странах существуют особые министерства.

4. Пост («Саум», араб.) или «Ураза», перс. в месяце Рамадан.

30 дней в светлое время суток мусульманин воздерживается от еды, питья, курения, сексуальных отношений, но с наступлением ночи всё это дозволяется. Ночь, по Корану, - время до рассвета, пока не различить белую нитку от чёрной. (Коран, 2: 183 (187))

Пост завершается праздничным разговлением – «Ураза – Байрам», перс. (Илл. 8-17). Накануне праздника раздаётся закят.

5. Хадж – паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, если позволяют средства, должен раз в жизни побывать в Мекке у Каабы. Можно оплатить вместо себя заместителя.

Ритуал паломничества:

- Ритуальные белые одежды. 7 – кратный обход Каабы, прикосновение к «чёрному камню». (Илл. 8-18).

- Стояние на горе Арафат. (Илл. 8-19).

- Обряд бросания камней в шайтана – каменный столб в долине Мина (во время давки гибнет много людей).

История Агари (Хаджар) и Измаила.

Библейская аллюзия. Ссора Сарры и Агари. Агарь с сыном изгнана в пустыню. Жажда и ожидание гибели. Географическое отождествление событий с Меккой в исламе.

Х олмы Сафа и Марва Бег паломников Во дворе мечети Ал - Харам

в воспоминание поиска («Запретная» мечеть с Каабой)

Агарью воды

Источник Замзам Колодец, паломники

пьют воду (Илл. 8-20)

Курбан – байрам. Жертвоприношение в долине Мина. Режут верблюда, быка или барана. (Илл. 8-21). Воспоминание испытания веры Ибрахима Аллахом – жертвоприношение сына (в исламской традиции - Измаила). По легенде каменные изваяния шайтана – в воспоминания победы смиренного отрока над шайтаном, искушавшим его не послушаться отцу.

Завоевательные походы мусульман.

После смерти Мухаммада внешняя экспансия арабов быстро расширяется:

636 г. Халид ибн ал – Валид нанёс поражение византийцам, решившее судьбу Сирии.

640 г. Амр ибн ал – Ас победил византийцев в Египте, через 2 года византийцы эвакуировались из Александрии.

651 г. Захвачена вся Персия.

Начало 8 в. вторжение в Испанию. 732 г. Карл Мартелл разбил арабов при Пуатье. Дальнейшая экспансия арабов в Европу остановилась.

7 век: завоевание Кабула, Бухары, Самарканда

джизья – подушная подать с иноверцев. Христиане завоёванных арабами земель могли сохранять свою веру. (Илл. 8-22).

Библейское пророчество об Измаиле: Быт.16:9-12 «он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих». Комментарий:

- Образ жизни кочевника – бедуина. Набеги и жестокая расплата.

- Евреи и арабы живут бок о бок, но не дружественно.

«Газв» = «набег» в культуре бедуинов. => идея непрерывной войны, освящённой религиозной целью, близка сознанию арабов.

ДЖИХАД = Усилие. Включает несколько измерений, в т.ч. духовное самосовершенствование, но так же «джихад меча» = «газават» - войну с неверными.

Моджахед – участник джихада.

Весь мир в исламе поделён на 3 части:

1) «дар ал - ислам» = «дом ислама», где господствует ислам.

2) «дар ал - сулх» = «дом договора» - страны, подчинившиеся путём договора,

немусульмане платят подушную подать.

3) «дар ал - хараб» = «дом войны» - весь остальной мир, ещё не завоёванный

мусульманами. Там нужно вести джихад, любое перемирие – временное.

Теоретически это положение сохраняется до сего дня.

Халифы:

(Халиф = заместитель посланника Аллаха после смерти Мухаммада. С 16 в. этот титул присвоили османские султаны).

1. Абу – Бакр, тесть Мухаммада, отец Аиши. Правил всего 2 года, назначил преемника:

2. Омар ибн ал – Хаттаб (прототип персонажа сказки «Старик Хоттабыч»). Правил 10 лет.

- Основные завоевания

- Заложил мечеть Купол Скалы на храмовой горе в Иерусалиме (мечеть Омара) (Илл. 8-5,23,24) в память ночного путешествия пророка Мухаммада в рай.

- Ввёл лунный календарь, начинающийся с года хиджры: 622 г. н.э.

Убит в мечети персидским рабом, который отомстил за завоевание родины.

3. Осман.

КОДИФИКАЦИЯ КОРАНА. До этого отдельные записи хранились у секретарей Мухаммада, его зятя Али (мужа дочери Фатимы), у жён пророка, больше всего у Аиши.

653 г. под редакцией Османа был выпущен кононический Коран, который разослали во все концы халифата, остальные списки повелевалось уничтожить. (Илл. 8-25,26).

Осман был убит во время внутреннего конфликта группой заговорщиков, недовольных выдвижением родни халифа на ключевые посты халифата. Престарелый Осман получил удар мечом, когда склонился над Кораном.

Коран Османа – мусульманская реликвия. 1869 г. этот Коран попал в Публичную библиотеку в Санкт – Петербурге. Арабисты датировали его 8 веком. После революции Коран попал в г. Ташкент, где хранился в музее. В начале 1990-х передан мусульманской общине. Всего в мире 4 таких Корана, и все «подлинные», с пятнами крови халифа.

4. Али, зять пророка и двоюродный брат.

Против Али выступил родственник Османа, наместник Сирии, Муавийя. (родоначальник династии омейядов 661-750). В битве на берегу Ефрата сирийцы прибегли к хитрости. Зная набожность Али, они нанизали листы Корана на копья. Хотя Али выигрывал, но приостановил битву и пошёл на переговоры. Хариджиты (ушедшие) – ок. 12 тыс. человек. покинули Али, выступили против обоих сторон, но были разбиты. 661 г. в г. Куфе Али был убит одним из хариджитов. К этому времени сложились:

Три основные религиозно – политические направления ислама:

1. Сунниты, ревнители предания. (Сунна – священное предание). Осн. направление современного ислама.

- Все 4 халифа считаются праведными. Признаётся сунна, сложившаяся при них.

- Халифом, лидером общины, могут быть родственники Мухаммада, курайшиты.

- первоначально партия состояла преимущественно из сирийцев, поддержавших Муавийю. => за арабскую гегемонию в общине.

2. Шииты = от «аш - шиа» = «Партия» (Али ибн Абу – Талиба, зятя пророка).

- Не признают первых 3 халифов => часть сунны, составленную при них.

- Халифом может быть только прямой потомок Али. Другой халиф не праведен.

- Этнически преимущественно персы, против арабской монополии на власть.

Численность:

Шииты в современном мире ок. 40 млн. чел.: Иран 85 % населения, юг Ирака, Йемен, Азербайджан.

Святыни шиитов на юге Ирака:

- г. Куфа, где был смертельно ранен Али. Здесь же похоронен его сын Хусайн, внук Мухаммада. Погиб с небольшим отрядом в бою с войском омейядов. Главный святой - мученик у шиитов.

- г. Наджаф = Холм. Насыпан над могилой Али.

Особенности учения:

- Имам – харизматический правитель из рода Али, наделяется божественными качествами. (Не просто предстоятель на молитве).

Имамат – гос. устройство, в котором светская и религиозная власть принадлежит потомкам Али, передаваясь по наследству.

- В крайнем шиизме – учение о передаче «пророческого огня» - особой харизмы от Адама через Мухаммада к Али и его потомкам.

Шиитские течения:

12 – РИЧНИКИ. Насчитывают 12 имамов. 12-й в 8 в. исчез из подвала своего дома => учение о «скрытом имаме», «владыке времени», которого Аллах бережёт в сокровенном месте и который вернётся восстановить справедливость = МАХДИ.

Шиитские руководители – «аятоллы» = «знамение Аллаха» - представители «скрытого имама». (Напр. аятолла Хамиени)

ИЗМАИЛИТЫ – отличие в порядке имамов. Фатимиды (потомки Фтимы и Али) создали халифат в Северной Африке 10-12 вв. В их государство входил Египет, Сирия, Сицилия.

ЗАЙДИТЫ – йеменские шииты, наиболее умеренные. Отрицают «скрытого имама», божественную природу имамата и божественность Али. Сохранили min – лидер должен быть наследником Али.

3. Хариджиты. (Первоначально – часть войска, отделившаяся от Али).

Лидером общины (халифом) может быть любой мусульманин, избранный общим собранием. Происхождение не существенно. Социальная среда – низы общества.

- Нравственный ригоризм, главное – благочестие лидера. Если халиф грешник – его можно убить (убийство Али).

- Хариджиты – вечные мятежники, неспособные создать свою культуру и государственность.

Суфизм. Мистическое, отдельное от политики, направление. От арабского «суф» - шерсть. Шерстяная одежда (= власяница) – символ, одежда аскетов.

- отдельные отшельники, ведущие аскетическую жизнь.

- в виде кружков, состоящих из «шейха» = старца, наставника, окружённого учениками – «мюрадами».

- Эти кружки позже оформились в «тарикаты» = братства суфиев. Хотя ислам отрицает монашество, потребность человеческого духа сохраняется (параллель - лютеранство). Тарикаты часто представляли из себя монашеские ордена.

- Братства строили обители «рибаты» по подобию монастырей, которые становились прибежищем для местных суфиев или странствующих – «дервишей».

Теологический аспект мистики: Трудность исламской мистики в теоретическом плане – Аллах полностью трансцендентен. Как может творение соединиться с Творцом? (в христианстве Бог и трансцендентен и имманентен одновременно, Логос соединён с человеческой природой).

Мистик Аль – Халладж (казнён в 10 в.) пришёл к мысли, что в божественной сущности есть дух – слово, нетварный, который может соединиться с тварным духом мистика. Аллюзия христианства.

Понятия исламского мистицизма, передающие единство человека и Бога:

1) ФАНА = самоуничтожение в Боге. (Влияние индуистской нирваны). Состояние сродни мистическому опьянению, когда человек растворяется в Боге. Это состояние воспето Джелаладдином Руми (13 в.) (Илл. 8-27).

2) БАКА = непрерывное пребывание в Боге. Состояние предполагает самосознание себя человеком как личности, состояние трезвости после духовного «опьянения», когда все свойства личности одухотворены.

В экстазе суфийские мистики отождествляли себя с Богом. Эпатирующие заявления этого единства, смысл которых в том, что Аллах в мистике прославляет Себя:

- Баязид Бистами, 9 в. : «Слава мне! Как я велик»

- Аль – Халладж: «Я есть Истина!». Современники расценили эти слова как богохульства, Халлджу отрубили голову.

Зикр = «Поминание». Повторение молитвенных формул с именем Аллаха, сочетающееся с ритмическими движениями. Способ приведения себя в экстатическое состояние.

- в некоторых тарикатах существуют «вертящиеся дервиши». Экстаз достигается черз вращение на пятке вокруг своей оси. Вестибулярный аппарат даёт сбой, наступает «опьянение». (Параллель с русской сектой хлыстов). (Илл. 8-28,29).

- Коллективный зикр. Вариант – чеченский «громкий» зикр. (Видео 8-1).

Суфийская традиция (мюридизм) стал популярен на Кавказе в 12-13 вв. В 16 в. ислам становится религией чеченцев и ингушей. Шейх тариката «Накшбандия» Шамиль создал не кототкое время в 19 в. теократическое государство – имамат, со столицей Ведено.

Завоевательная политика Российской империи на Кавказе. 1859 г. Шамиль взят в плен, жил в Калуге. Перед смертью ему разрешили совершить хадж.

Религиозно – правовая система Ислама.

Шариат = «правильный путь», араб. Совокупность норм поведения и предписаний Корана и сунны. Шариат лежит в основе «фикха» - мусульманского права.

Коран и сунна

Корни фикха: Иджма – согласное мнение правоведов

Кийас – суждение по сопоставлению. Метод аналогии.

В 8-9 вв. среди сторонников предания и умозрения сложились несколько МАЗХАБОВ – догматико – правовых школ суннитского ислама:

1. Ханафиты (последователи Абу Ханифы 8 в. из Куфы). География распространения: Турция, Средняя Азия, Афганистан. Российские мусульмане – преимущественно ханафиты.

Сунна признаётся после тщательного отбора хадисов (высказываний Мухаммада по отдельным вопросам). Если метод аналогии в фикхе даёт нежелательный результат и противоречит местному праву, или распоряжению светской власти, от него можно отказаться. Наиболее «мягкий» мазхаб, удобен для стран, где мусульмане в меньшинстве.

2. Маликиты (Малик ибн Анас из Медины, 8 в.). Ливия, Тунис в Северной Африке + Бахрейн, Судан.

Когда правовой случай не соотнести с Кораном и сунной, нужно руководствоваться стремлением к пользе, которая должна быть очевидной (если принятое решение не касается религии и не противоречит шариату).

3. Шафииты (Мухаммад Аш – Шафии, 8-9 вв.). Ливан, Иордания, Сирия, Пакистан, Индия, Малайзия.

Любое правило действует до тех пор, пока не доказано, что положение изменилось. Опираются на прямую аналогию, здравый смысл и обычай.

4. Ханбалиты (Ахмад ибн Ханбал, 9 в.). Саудовская Аравия.

Сторонники кондовой традиции во всём. Традиционалисты.

Девиз: очищение ислама от рационалистических новшеств.

Сунна – главный источник толкования Корана.