Отношение русских баптистов к воинской службе.
1919 г. декрет СНК РСФСР «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этим декретом наряду с меннонитами, духоборцами, толстовцами воспользовались также баптисты и евангельские христиане. Декрет узаконил легкий способ освободиться от воинской повинности. И.С. Проханов в 1922 г., будучи уже десять лет вице - президентом Всемирного Союза баптистов, обратился к баптистскому братству всех стран с воззванием «Голос с Востока». Воззвание призывало христиан всего мира к полному неучастию в делах, связанных с войной. 1923 Проханов арестован за «антимилитаристские лозунги». Вскоре И.С. Проханов обращается с воззванием о необходимости службы в армии, проводит это решение на съезде евангельских христиан в 1923. Такого же воззвания власти добиваются и от Павлова, одного из руководителей Коллегии баптистов. В 1926 г. Проханов замышляет строительство в алтайских горах города солнца «Евангельска». С 1928 – 29 гг. изменение политики государства к сектантам. Проханов уезжает в Канаду и не возвращается.
Баптизм при советской власти.
1919 – 1928 баптистские сельскохозяйственные коммуны. Рост численности сектантов в период «золотого десятилетия». 1917 – ок. 150 тыс., 1928 – ок. 400 тыс. баптистов в России. Причины роста: поддержка государства, возможность удовлетворения религиозного чувства помимо «реакционного православия».
Изменение идеологических акцентов: 1919 сектанты – коммунисты ставятся в пример, цитата из Деян.4:32 «всё у них было общее», 1928 - сектанты против классовой борьбы, т.к. говорят «грех делить на кулаков и бедняков». Закрытие общин, репрессии. Баптисты и евангелисты теряют статус легальной организации. Прохановский Союз существовал дольше всех до1940, но существовал формально, там работал 1 человек.
ВСЕХБ (Всесоюзный Совет Евангельских Христиан Баптистов).
И.В. Сталин заботится о политически респектабельном лице государства и вслед за РПЦ реанимирует сектантов. В одной организации сектантов легче контролировать. Октябрь 1944 совещание представителей евангельских христиан и баптистов приняло решение об объединении. Компромиссная догматика: общинам – по возможности иметь рукоположенных пресвитеров. Создание ВСЕХБ, председатель Я.И. Жидков, генеральный секретарь А.В. Карев, оба евангелисты. С 1945 издаётся журнал «Братский вестник», в идеологии наблюдается отход от арминианства в сторону кальвинизма, т.к. невозможна проповедь.
1945 – присоединение к Союзу пятидесятников (для них единственная возможность легализации) без «языков» и чина омовения ног.
1946 – присоединение «свободных христиан» Закарпатья, которые не признавали не таинств, не обрядов, ни праздников. Их приняли с обещанием совершать хотя бы водное крещение и хлебопреломление.
1947 – присоединение пятидесятников – единственников, смородинцев. Формула крещения «во имя Иисуса Христа» признана равной крещению во имя Троицы.
1963 – присоединение братских меннонитов (в основном немцы).
1959 численность ВСЕХБ ок. 400 тыс.
Раскол инициативников.
1959 «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ» руководства ВСЕХБ под диктовку кремлевских идеологов: «На обязанности старшего пресвитера лежит сдерживание нездоровых миссионерских явлений», при том, что миссионерство – суть баптизма. (Илл. 6-16). Стараться «свести крещение молодежи в возрасте от 18 до 30 лет к самому минимальному количеству», не допускать на собрания детей и т.д. Запрещалась любая активность.
Реакция на «Инструктивное письмо» - появление в 1961 г. «инициативной группы» по подготовке съезда ВСЕХБ – «инициативники». Г. Крючков (Илл. 6-17) и Г.Винс во главе инициативников. Разослали послания по общинам, утверждая что руководство ВСЕХБ отошло от истины, отлучило себя от церкви, и с предложением выходить из состава ВСЕХБ, - т.е. возник раскол.
Руководство ВСЕХБ в 1963 отменило «Инструктивное письмо», новый устав (так же вызвавший критику), и даже на съезде1966 принесло покаяние за допущенные ошибки, но примирения с инициативниками не произошло. Около 20 – 30 тыс. ушло в раскол.
СЦ ЕХБ.
- Концептуальный подход.
- Мультимедийные энциклопедии:
- Тема №1: Типология религиозного мировоззрения.
- Тема № 2. Наука, религия и оккультизм.
- 2. Каждое ребро треугольника передает общую черту смежных областей знания).
- Онтологическое разделение науки и оккультизма. Естественное и сверхъестественное.
- Эпистемологическое разделение науки и оккультизма. Научный метод.
- Тема № 3. Особенности архаического самосознания и религиозности.
- Образ мирового древа по Младшей Эдде.
- Тема № 4. Религия Древнего Египта.
- 2. Душа: «Ах», «Ка», «Ба».
- Тема № 5. Современный иудаизм.
- Американский баптизм.
- Евангелическая линия русского баптизма. Гренвиль Редсток.
- Отношение русских баптистов к воинской службе.
- 1965 Г. Инициативники образовали параллельную баптистскую структуру сц ехб (Совет Церквей, – действует до сегодняшнего дня).
- Тема № 7. Пятидесятники. Движение Веры.
- Движение Веры.
- Тема № 8. Ислам.
- Ваххабизм.
- Сходства вероучения: