logo
Мультимедийные технологии в религиоведении[1]

Образ мирового древа по Младшей Эдде.

Иггдрасил – гигантский ясень. (Илл. 3-5). Анализ образа. Корни заполняют бездну (хаос: земля, влага), хаотический существа: дракон Нидхегг, инеистые великаны, «тёмный» мир Нифльхейм. Крона = космос, обитель богов.

1. Один из корней на небе. Вертикальное пространство искажается в круг. Если долго идти прямо, попадёшь на небо или под землю.

2. Нидхегг подгрызает корни, листву объедают 4 оленя, ствол гибнет от гнили. Хаос со всех сторон обрамляет космос. Оппозиция хаос – космос отражена в образе белки – «грызозуба», которая «переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орёл и дракон Нидхегг».

3. Дерево растёт, создавая представление пространственно – временной связи.

Дерево циклично меняет вид по временам года. Архаическое представление о цикличности времени. (Кальпа или сутки Брахмы 8640 млн. лет)

4. Мир в горизонтальной проекции.

Человек соотнесён с центром, «пупом» Земли – капищем (связь с душой общины - богами). Если долго идти прямо, удаляясь от центра, можно потерять себя.

5. За мировым змеем ничего нет. Мир конечен. Понятие бесконечности не характерно для архаического сознания.

6. Хаос стремится протиснуться в щели ветхого шалаша – космоса. Тихие омуты, болота, где живут хаотические существа.

II. Сакральное – профанное.

- Чётко разделены, в отличие от оппозиции космос – хаос.

- Сакральное самодостаточно.

- Профанное зависит от сакрального как тело от души. Некогда существовал «золотой век», когда боги жили с людьми, душа была в теле. Вследствие нарушения запрета людьми, боги существуют отдельно, но в ритуале сакральное соединяется с профанным.

Ритуал

Современный человек:

Архаический человек:

Ритуал – один из видов деятельности

Вся деятельность ритуальна. Необходимость совершения космоустрояющего ритуала.

Участие добровольно

Всеобщее участие

Психологически воспринимается как ограничение индивидуального самовыражения, скованность творчества.

Ритуал делает человека человеком. В ритуале душа – боги соединяются с телом – общиной

Религиозное содержание в этимологии слова «КУЛЬТУРА»:

C olere ( colo, colui, cultum)

(возделывать, культивировать,

н аселять, покровительствавать, CULTURA

поклоняться, почитать)

Сторонники:

сultus Н. Бердяев, о. Павел Флоренский

(культивирование, культ)

Первичность ритуала (жеста) по отношению к слову. Миф – вербализация ритуала, отдельные части ритуала не вербализуемы.

Музыка, танец имеют ритуальное происхождение. Живопись – от тотемной живописи.

Происхождение науки из ритуала: наличие жесткого алгоритма.

Стадии ритуала:

1) Очищение и облачение в ритуальную одежду. В обычном профанном виде человек не вмещает сакральное. Косынка, юбка при посещении церкви. Разутие обуви в мечети, белый халат при обхождении Каабы.

2) Путь (к капищу). Аналогии: хадж, крестный ход

3) Жертвоприношение. Жертва – самое дорогое и трепетное. Ифигения, дочь Агамемнона. Принцип: богу – богово.

4) Трапеза = пир. Причащение божества. Бог в пище, обожение в душе. (Ср. Евхаристия)

Профанное зависит от сакрального как тело от души. ос.оса,кого сознания.з белки - "кой Аравии. 0000000000000000000000000000000