logo
Мультимедийные технологии в религиоведении[1]

Тема № 5. Современный иудаизм.

Два периода религиозной истории: до и после разрушения 2-го храма (упразднение жертвоприношений). Понятие «Танах» и «Ветхий Завет».

Общая характеристика: современный иудаизм - в большей мере образ жизни (суббота, кашрут) и в меньшей – вероучительная система. Шма Исраэль, 13 членов символа веры Маймонида 12 в. (Илл.5-1). Размытость представлений о загробной участи человека, сочетание идеи телесного воскресения из мёртвых и реинкарнации. Неразвитость миссионерства, причины. 613 заповедей Торы. (Илл. 5-2).

Понятие кашрута, примеры:

- Исх.23:19; 34:26, Втор.14:21: «Не вари козленка в молоке матери его». Талмудическое расширение заповеди как несовместимость мясной и молочной пищи, два набора посуды.

- Пригоден в пищу скот с раздвоенным копытом, жующий жвачку (Лев. 11). Ритуальный забой скота, фамилии Шохет, Резник. Свинья не кошерна (не жуёт жвачку)

- Рыба только с чешуёй и плавниками. Креветки не кошерны.

Смысл кашрута – культурное препятствие этнической и религиозной ассимиляции, сохранение этнокультурной изоляции еврейского народа в языческом окружении.

Некоторые праздники религиозного календаря и их исторические корни:

- Песах (Пасха = «проходить мимо», «исход»). Воспоминание исхода из египетского рабства. События исхода 14 нисана (ок. 15 -13 в до н.э.) Праздничная трапеза с пресным хлебом и горькими травами.

- Пятидесятница (пятидесятый день после пасхи). Дарование Богом закона Моисею на горе Синай. (Илл. 5-2,3,4,5,6). Десять заповедей, их монотеистическое и этичесое содержание. Значение субботы. Комментарии.

- Праздник кущей Суккот. Воспоминание 40-летнего скитания израильского народа по пустыне и жизни в шалашах – кущах. Переносное святилище – скиния. Устроение храма. Ковчег завета. (Илл.5-8,8А,8Б,8В,8Г,8Д,9,10,11,12,13). (Видео 5-1).

- Йомкипур («судный день»). День поста, события разрушения 1-го и 2- го храма. Война «судного дня» 1973 г. (Илл. 5-14).

Завоевание Ханаана. Период судей. Гедеон, Самсон, теократическое устройство общества. Помазание царя. Давид и Соломон, первый храм. Роль пророков. Три «больших» пророка: Иеремия, Исайя, Иезекииль. Угроза сползания народа в политеизм. Пророчество о разрушении Иерусалима. Разрушение Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором 586 г. до н.э. 70-летнее пленение народа в Вавилонской империи. Возвращение из плена. Второй храм.

- Пурим («жребий»). События жизни диаспоры в Ассирийской империи. Книга Есфирь (Эстер). Сюжетная канва. Культурные особенности праздника. (Илл. 5-15,16,17).

331 г. до н.э. – взятие г. Тира Александром Македонским. Эллинистический период истории израильского народа. Разговорный язык «койнэ», еврейские диаспоры в портовых городах средиземноморья. Септуагинта – перевод LXX в 3 в. до н.э. по просьбе эллинистического фараона Птолемея II Филадельфа. Александрийская библиотека. (Илл. 5-18,19).

Изменение политической ситуации. С 203 г. до н.э. Иудея под властью сирийских царей. Попытка навязать греческое язычество. Гонения Антиоха IV Епифана. Свинина как декларация политической лояльности. Восстание Маккавеев.

- Ханука. Воспоминание победы над Антиохом IV Епифаном (165 г. до н.э.). Очищение второго храма. (Илл.5-20).

64 г. до н.э. взятие Иерусалима Гнеем Помпеем, Иудея становится римской провинцией.

Религиозно – политические партии иудеев в канун нашей эры:

1. Саддукеи. Священническая иерархия, еврейская аристократия. Колоборционизм саддукеев. Учение: отрицание телесного воскресения из мёртвых и бессмертия души.

2. Фарисеи (от «перушим» - «отделённые»), называли друг друга «хаберим», - товарищи. Не принадлежали священническому сословию. Ревнители письменного и устного закона. Патриоты, «зилоты» - кинжальщики, любымы народом, в отличие от саддукеев. Учение: верили в телесное воскресение из мёртвых, одновременно усвоили платоническую идею реинкарнации. Пренебрежительное отношение к «людям земли», невеждам в законе.

3. Ессеи. Мистическое направление. Монашеские и полумонашеские аскетические общины в иудейской пустыне. Земледелие и занятие целительством. Кумранские находки.

Проблема мессии.

Мессия = рус. помазанник = евр. машиах = греч. христос (Χριστός).

Смысловые значения: 1) царь вообще, помазанник. 2) царь мессианской эпохи, когда будет восстановлен «золотой век»: «волк будет жить вместе с ягненком», и … корова будет пастись с медведицею, и … дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис.11:6-9).

Расхождение понимания образа мессии иудеями и христианами:

Иудаизм: - В Танахе нет предсказаний о смерти мессии. Например, Ис. 53 «страдающий отрок» - это аллегорическое изображение страдающего еврейского народа.

- В Танахе есть пророчества только о царствующем мессии. Образ мессии в агадическом толковании: «Скажут мессии – властителю: «Такое – то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая – то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей да истребит её»18. Исторический Иисус из Назарета не вписывается в этот образ. Вывод: мессия ещё не пришёл.

Христианство: - В Танахе (Ветхом Завете) есть пророчества о смерти мессии. Например, Ис. 53, страдающий отрок, ранами которого «мы исцелились». Исторический Иисус из Назарета и есть машиах = Христос. В своём первом пришествии Он выполнил первый ряд пророчеств – был распят, умер и воскрес.

- В Своём втором пришествии Иисус Христос выполнит второй ряд пророчеств о Нём, установит мессианское царство.

Исторические ошибки ожидания иудеями мессии. Лжемессии:

1. Бар – Кохба («сын звезды»), вождь второй иудейской войны 132-135 гг. н.э. Провозглашён машиахом рабби Акибой. Восстание потерпело поражение, Бар - Кохба был убит.

2. Шабтай Цви, 17 в. н.э. Турецкий еврей, аскет, мистик, каббалист. Уверовал в своё мессианство, был поддержан большей частью евреев всего мира. Предложил султану принять иудаизм. Под угрозой расправы Шабтай Цви принял ислам.

Талмудический иудаизм. Талмуд (учение, изучение) складывался на протяжении тысячелетия (4 в. до н.э. – 5 в. н.э.).

Мишна (толкования Торы)

Т алмуд:

Гемара (толкования самой Мишны).

Три периода формирования Талмуда:

1. Соферимы (книжники)– после пленная эпоха. Мишна как устное предание

2. Танаи (учащие) – 1-2 вв. н.э. Иегуда Ганси – фиксация Мишны.

3. Амораи. 2-5 вв. Составители Гемары – комментария к зафиксированной Мишне.

Исторические причины возникновения казуистического устного предания в послепленную эпоху:

- Утрата харизмы. Исчезновение пророков.

- Изменение языка с древнееврейского на арамейский. Потребность в толкователях священного писания (соферим, от «софер» - свиток) в синагогальных собраниях. Соферимы распространяли и расширяли казуистические правила, выступали судьями в своих общинах, приравнивали себя по значению к пророкам.

- Смешанный характер общества в послепленную эпоху. Израильские колена не имеют прежней территориальной привязки.

- Изменение государственного строя. Нет собственного царя, то персидская, то римская провинция.

Мысль об «устной Торе» - сакральная легитимация накапливающегося казуистического предания.

Фарисейские школы ревнителей предания возникают в эллинистическую эпоху. Школа Шаммая (ригористическая) и Гиллея (либеральная), рабби Елизер. Протоколы диспутов школ включаются в содержание устного предания - Мишны. Пример темы дискуссии: можно ли есть яйцо, снесённое курицей в субботу? Большой объём безымянных изречений, разные части Мишны противоречат друг другу, что потребует в дальнейшем комментариев к самой Мишне – Гемара.

Предпосылки фиксации Мишны.

1. 70 г. н.э. – разрушение второго храма и Иерусалима. Исчезновение сакраментальной жизни (жертвоприношений), упразднение священнического сословия – прихрамовой иерархии, рассеяние иудеев. Закон выходит на первый план.

2. Стремление к сохранению нации в рассеянии.

Иоханн бен Закай. Основание Ямнийского синедриона («дом суда»).

- Разработака ритуала праздников без жертвориношений

- Разработка религиозного календаря.

- Выработка духовного эталона – сохранение внутренней свободы в условиях внешнего порабощения.

- Сопротивление ассимиляции.

- Запрет на занятия философией (эллинской премудростью), идущей в разрез с законом.

Систематизация устного материала:

1) Галаха – мнение законоведов, юридическое толкование Торы, имеет силу закона

2) Агада – моральные поучения, проповеди, основанные на Торе, не имеет силы закона.

Таннаи. Рабби Акиба (ученик Иоханна бен Закая), популярный учитель 2 в., признал Бар Кохбу (вторая иудейская война против римлян 132-135 гг. н.э.) машиахом. Акиба прикрепил накопившееся устное предание к священному писанию, в том числе к буквам и грамматике и оборотам речи.

Иегуда Ганси, 210 г. н.э. Фиксация Мишны, «Мишна стала неподвижной».

Амораи. Комментаторы Мишны, появление Гемары. Палестинский и Вавилонский Талмуд. Влияние талмудического иудаизма на формирование национального характера.

Талмуд и христианство.

Слабое представление Западной Европы о Талмуде и внутренних пружинах иудаизма. Интерес к Талмуду в связи с появлением инквизиции. Роль евреев – «выкрестов» в пробуждении интереса христианского общества к Талмуду. Николо Данини, отчёт Папе Григорию IX, где обнаружены 35 «нападок» на христианство. Решение Людовика IX о суде над Талмудом, публичное сожжение 24 телег с рукописным Талмудом в 1242 г.

С появлением книгопечатания (1520 г. первый печатный Талмуд): а) Цензоры убирали антихристианское содержание, б) Сами редакторы стремились завуалировать антихристианские высказывания (слово «христиане» заменено на «акумы» - язычники, букв. «звёздопоклонники»)

Шулхан Арух («Накрытый стол») раввина Иосефа Каро 16 в. н.э., свод талмудического права. Сочетает традицию сефардов (изгнанники из Испании после победы реконкисты, язык ладино) и ашкеназов (германские евреи, язык идиш). Кицур Шулхан Арух, перевод КЕРООР 1999 г. Критика, письмо 5000.

Три основных направления современного иудаизма: ортодоксальный (6%)19, реформистский (38%) и консервативный (35%), (21%) – атеисты.

Общая характеристика: возникновение реформистского иудаизма как попытка адаптации к новым условиям жизни в начале 19 в. а) Евреи получили полноту гражданских прав после французской революции б) Окончание изолированной жизни в гетто. Акцент на этике и социальной справедливости. Размытие религиозной основы (дети Авраама Гейгера, основателя реформистского иудаизма, приняли христианство).

Консервативный иудаизм как реакция на опасности реформистского. Компромисс между реформистским и ортодоксальным направлением. Сломон Шехтер.

Ортодоксальный иудаизм:

Реформистский иудаизм:

Сионизм как политическая идеология. Теодор Герцель, 1897 первый сионистский конгресс в г. Базеле.

Отказ от сионизма. Иудаизм – религия, а не народ. «Мы – немцы, англичане, американцы иудейского закона». Смягчение антисионистское позиции и симпатии к сионизму с началом гонений на евреев в фашистской Германии.

Соблюдение кашрута

Отказ от кашрута, ведущего к изоляции евреев, восстановление «моды» на кашрут в 1970 – е гг.

Евреем по рождению считается человек, мать которого - еврейка

Евреем по рождению считается человек, один из родителей которого - еврей

Руководство Талмудом

Отказ от Талмуда как ритуальных предписаний

Раввином может быть только мужчина

Раввином может быть женщина

Обрезание обязательно

Обрезание не обязательно

Общественная молитва требует наличия миньяна – десяти взрослых мужчин

Наличие миньяна не обязательно

Собрание по субботам, богослужение на иврите

Во время богослужения женщины отделены от мужчин

Собрание по воскресеньям, служба на национальных языках

Женщины молятся вместе с мужчинами

Компромиссная позиция консервативного иудаизма: наличие миньяна необходимо, но в него могут входить и женщины. Собрания проводятся традиционно по субботам, но можно пользоваться машиной, чтобы добраться до синагоги. Женщины допускаются к чтению Торы.

Каббала - мистическое учение иудаизма.

Талмудический запрет на занятия философией (эллинской премудростью). Потребность скрывать философские увлечения придала им ореол эзотеризма и таинственности. Каббала – принятие (устного учения).

Источники каббалистического знания: книги «Сефер Ецира» («книга сотворения») и «Зогар» («Сияние»). Обе книги приписываются рабби Акибе 2 в. н.э. «Зогара» - сборник каббалистических преданий 1 – 7 вв. н.э., вероятно подлинный автор книги - Моисей Лионский 13 в. н.э.

Сефер Ецира:История становления Авраама монотеистом. Трактат о 10 сефиротах – пучках света, эманациях Бога в основе мироздания. Неоплатонический мотив.

22 буквы еврейского алфавита + 10 первых цифр = 32 пути премудрости Творца.

Эйн Соф

Хохма Бина Даат

(Мудрость) (Понимание) (Знание)

Зогар: Комментарий на пятикнижье Моисея. Беспорядочное изложение учения о природе Божества, мира и душе человека. Развивает пантеистические представления Сефер Ециры. Бог - материя и форма мира, Его субстанция лежит в основе всех вещей и существ.

Каббалистические методы:

Предпосылки: 1) Еврейский текст содежит только согласные буквы. Огласовка – устная традиция, меняя гласные, можно получать другие слова с другим смыслом. 2) Числа обозначались буквами, их взаимозамена открывает простор для толкования.

1. Гематрия.

Суммируя цифры, соответствующие буквам слова священного писания, получаем число. Вставляем в текст другое слово с тем же суммарным значением цифр, получаем новый смысл.

2. Нотарикон.

Каждую букву слова рассматриваем как начало другого слова. Слово превращается в предложение. Пример каббалистической расшифровки текста Библии: «БЕРЕШИТ» («вначале», Быт.1:1): «Вначале видел Бог, что Израиль должен принять закон».

Стихи Исх.14: 19-21 содержат по 72 буквы. Здесь каббалисты обнаружили зашифрованные имена 72 ангелов.

3. Тимура.

22 буквы еврейского алфавита выписываем в две строчки, одну под другой. Меняем верхнюю букву на нижестоящую. Получается новый смысл.

Каббалистические методы заимствованы оккультизмом. Современная каббалистика – иудейски окрашенный оккультизм. Отход от исторических основ монотеизма. Центр каббалистики в Тель – Авиве (Илл. 5-21,22).

Хасиды.

«Благочестивые». Чёрные шляпы, пейсы и сюртук, европейская иудейская мода 18 в. (Илл. 5-23,24,25).

Иудейский пиетизм, отвержение рациональности в пользу чувства, внутренней веры и мистического настроя. Реакция на ритуальный казуистический характер талмудического иудаизма.

Основатель: Баал Шем Тов («Владелец доброго имени», Израиль Бешт 1700-1760), иудей родом с Подолии. Мистик, каббалист, знахарь, предсказатель, харизматический лидер.

Учение Бешта:

- В основе сердечное чувство – горячая молитва. Культивация радостного чувства, радостного отношения с Богом. Последователи Бешта танцевали на богослужении, нарушали регламент и время молитвы.

- Тора полезна настолько, насколько позволяет достичь экзальтации.

- Пантеистическое каббалистическое мировоззрение. Бог – тончайшая материя в природе, природа – лицо Бога.

Сектантский характер раннего хасидизма. Конфликт с ортодоксальным иудаизмом. Призыв виленского гаона к физическому уничтожению хасидов. Навет на главу хасидов рабби Шнеерсона, расследование Павла I, освобождение Шнеерсона из тюрьмы. Лояльность хасидов к русским властям.

Движение Хабад. Любавичский ребе. Миссионерская работа: мицвамобили, предложения надеть тфилин. (Илл. 5-26).

Изменение характера хасидизма в 19-20 вв., интерес к талмудическому образованию.

Иудаизм в России: КЕРООР (раввин Адольф Шаевич), ФЕОР (раввин Бер Лазар)

Тема №6. Баптизм.

Английский баптизм.

Реформация в Англии: королевская мягкая реформация «сверху». Преимущественное сохранение католического богослужения. Сохранение иерархии, рукоположения священников от епископов.

Пуритане: За полное очищение церкви от католической обрядности (типологическое сходство с исламскими ваххабитами).

1. Пресвитериане = кальвинисты – направление реформации в Шотландии, в пику

англиканской церкви. Джон Нокс. (Илл. 6-1). Замена епископов выборными пресвитерами. При этом сохранялась жесткая иерархичная система управления.

2. Индепенденты = конгрегационалисты = сепаратисты. Движение за полную независимость общин. (1620 г., корабль «Мейфлауэр» (Илл. 6-2), основание цивилизации Северной Америки). Отличие от баптизма: 1. Против зависимости от конкретной королевской власти, а не власти вообще. 2. Допускали крещение детей.

Джон Смит. Выпускник Кембриджского университета, магистр богословия, священник англиканской церкви. 1606 порывает с официальной церковью и примыкает к сепаратистам. Эмиграция общины в Голландию по причине гонений. Собрания в доме одного меннонита. Знакомство с учением Менно Симонса (меннонизм), обнаружение сходства. 1609 г. Джон Смит крестил сам себя, затем помощника Томаса Гелвеса и еще 22 члена общины. Джон Смит приходит к убеждению в ошибочности самокрещения, стремится примкнуть к меннонитам. Раскол в общине. 1611 г. община во главе с Гелвесом вернулась в Англию. Они называют себя крестящими по вере – баптистами (βαπτίζω, - крестить, греч.). Обливательное крещение. 1612 «Декларация веры», умер Джон Смит.

Отличие от меннонитов: баптисты не приняли пацифизм. (6 из 11 капелланов в армии Дж. Вашингтона были баптисты).

«Общие» баптисты (арминианцы):

Смитовцы = «общие» баптисты. В Голландии смитовцы знакомятся и принимают учение Я. Арминия. (Голландец, проф. Лейденского университета. В конце жизни 1609 г. решительно отверг кальвинизм. Утверждал, что Христос принёс искупительную жертву за всех людей, а не только избранных. Благодать подаётся всем людям). Общие баптисты не получили широкого распространения. 1640 г. ок. 200 человек в Англии. В 18 в. среди общих баптистов преобладали унитарии (отрицание Св. Троицы).

«Партикулярные» (частные ) баптисты: от «часть», т.к. лишь часть людей предопределены быть «сынами света», кальвинисты. Благодать божья подается лишь тем, кого Бог предизбрал ко спасению прежде сотворения мира. Происхождение: 1616 г. Г. Джейтобом создана община сепаратистов в Лондоне. В общине произошло несколько расколов. Некоторые сепаратисты считали, что крестить можно лишь во взрослом возрасте и не принимали англиканского крещения. Позже из этой общины выделилась группа, принявшая кальвинистское учение о спасении.

Джон Спилсбери. Сепаратист, 1638 обратился в баптизм. 1644 публикация «Исповедания веры» частных баптистов. «Исповедание» содержит требование крещения погружением (Смит не возражал против обливания). (Илл. 6-3,4). Первое «правильное» крещение т. же через самокрещение.

40 млн. человек - численность баптистов в современном мире. Сами баптисты признают своё происхождение от тех анабаптистов, которые укладываются в культурные рамки. Дж. Рушбрук, президент (1939—1947) Всемирного союза баптистов (создан в 1905): «Лучшие из континентальных анабаптистов ... определенно могут рассматриваться как предшественники (баптизма). Голландские меннониты, воплотившие благороднейший дух и развившие лучшее свидетельство анабаптистов, находились в контакте с некоторыми из наших основателей и внесли свой вклад в их обогащение».