logo
Мультимедийные технологии в религиоведении[1]

2. Душа: «Ах», «Ка», «Ба».

«Ах»: «блаженный, просветлённый», небесная сущность человека в его загробном воплощении. В своём «ах» умерший в качестве звезды плавал по небесным водам на теле Нут. Поля Иалу – загробный небесный рай на севере. (Илл. 4-14,15).

«Ба»: Наиболее внешняя и удалённая от носителя душа. Способность принимать любую форму. Форма животного – наследие архаического тотемизма. Первичность зооморфного облика богов (голова животного). Позднейшее отождествление с «ба» бога. Зоолатрия: священный бык Апис = «ба» Птаха в Мемфисе, чёрный бык Мневис = «ба» солярного бога в Гелиополе. Мумификация животных. Фрагмент Послания Римлянам апостола Павла о египетской зоолатрии (Рим. 1:23)

«Ка» (Илл.4-16):

Первый вариант толкования: Жизненная сила, мощь фараона. В связи с демократизацией культа «ка» стал присущ всем людям. У человека 1 «ка», у бога «Ра» 14 «ка». Фараон – бог, душа общины (Египта). «Ка» - частичка сакрального в частичке профанного, «ка» - наместник фараона в каждом египтянине. Посмертное мистическое соединение с богом – фараоном. Осирис был некогда фараоном, отождествление умершего с фараоном – Осирисом. Возможность воскрешения в Дуате через отождествление с его владыкой – Осирисом (см. погребальные свитки «Осирис имярек»). Через отождествление с богом, сам умерший становится божеством: «Воистину, кто перейдёт в загробное царство – будет живым божеством, творящим возмездие за зло».

Второй вариант толкования: двойник, второе «я», alter – ego человека. Похожая на земную жизнь двойника: наличие плоти, физиологические потребности. Двор двойника, ложная дверь гробницы. Наполовину внешняя сущность человека. Обращение к «ка» на «ты», мотив долженствования, архаическая форма самообращения. «Ты мой Ка, который во мне… Не допусти, чтобы имя моё плохо пахло! Не лги против меня перед богом» (из обращения умершего к своему «ка» на посмертном суде Осириса).

3. «Ран» - имя.

Архаическое представление о имени как отдельной автономной сущности. Имя живёт своей жизнью, с ним можно благоденствовать или страдать.

- Знание чужого сокровенного имени – возможность магической манипуляции его носителем.

- Египетский колдун мог угрожать Осирису разглашением его сокровенного имени в случае неповиновения. Фрагмент мифологии: Исида выведывает сокровенное имя Ра.

- Желательно иметь сокровенное имя, неизвестное даже родной матери.

- Библейский рудимент магического понимания имени: борьба Иакова с ангелом (Быт. 32:29).

- Запрет произношения имени фараона «всуе» - подозрение на магическое использование имени. Заменители имени «великий дом», «фараон», «его величество». Параллель с 3-й заповедью декалога Моисея.

- Сохранение имени как обеспечение существования личности после смерти. Учреждение жречества для поминовения имени умершего фараона. Поминовение имён умерших в христианстве и исламе, отличие магической и теистической трактовки поминовения.

Пирамида. Происхождение пирамиды из мастабы – гробницы, загробного дома умершего. Семантика пирамиды как лестницы (древнейшая пирамида Джосера) (Илл. 4-17) или дороги (пирамиды Гизы) в небо. Усечённый вид пирамиды – дорога не сходится в точку на горизонте (Илл. 4-18,19). Монументальность и конструктивная добротность пирамиды по сравнению с ветхостью дворца фараона.

Информация по теме:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st000.shtml

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st001.shtml

http://humanities.edu.ru/db/msg/44559

http://refill.ru/egypt2/unis/index.htm