Американский баптизм.
На сегодняшний день ок. 30 млн. чел. Видные представители: президенты Вудро Вильсон, Гарри Трумен, Джимми Картер, т. же Рокфеллеры, Билли Грэм. (Илл.6-5). Преобладающее исповедание чернокожих американцев (на 1936 г. – 66,8%). Преимущественно частные баптисты.
История. 1639 г. – первая американская баптистская церковь. Основатель Роджер Уильямс. (Илл. 6-6). Был учителем в конгрегационалистской общине в г. Салеме (городок прославился процессами над ведьмами, по обвинению в ведьмовстве здесь в конце 17 в. сожгли ок. 150 женщин). Уильямс боролся за свободу совести и независимость от государства. Уильямс изгнан из общины, но спрятан индейцами. Уильямса крестил его товарищ, а потом Уильямс крестил остальных 10 своих последователей. (Первое крещение – самокрещение).
Религиозное законодательство Филадельфии привлекало баптистов из других штатов, где они испытывали давление. Здесь в 1707 г. была учреждена «Филадельфийская баптистская ассоциация», которая продолжала традиции английского частного баптизма.
Например, подлежали исключению из общины:
- кто сочетается браком с неверующей стороной
- кто отказывается от хлебопреломления
- кто верит в общее спасение (антиарминианское положение).
Филадельфийская ассоциация вела широкую миссионерскую работу. С 1814 при ассоциации дейстовала «Трехгодичная конвенция иностранных миссий». Один ее американский миссионер (профессор литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Бернардас Сира) крестил в 1835 в р.Эльбе немца Иоганна Онкена.
Иоганн Онкен (Илл. 6-7) стал создателем первых баптистских общин американской ветви в Дании, Швеции, Латвии. «Гамбургское вероисповедание» И. Онкена 1847 г. В самой Германии баптисты были гонимы, поскольку считали лютеранскую церковь «Вавилоном», от которого они стремились отделиться и создавали общины «детей божьих». Баптистов сажали в тюрьмы, детей отбирали у родителей и крестили по лютеранскому обряду.
В 1849 И. Онкен создал «Германский баптистский союз», который посылал миссионеров в южную Россию.
Баптисты в России. (Илл. 6-8, 8А, 8Б).
Южные области Российской империи: Украина, Закавказье, Северный Кавказ:
- место ссылки сектантов из центральных областей
- колонизационная политика правительства. Наличие немецких колонистов.
(610 тыс. немецких колонистов к 1890. К 1867 в России 40 тыс. меннонитов).
Молокане: Исконно русское сектантство. Духоборческие раскольники, в отличие от последних, отвергали непротивление злу силой. Особенности учения: молокане не практиковали крещение и хлебопреломление, истолковывая все это в духовном смысле.
Молоканам усвоили немецкое название «штундизм» (штунда). Собственно немецкий штундизм – чисто протестантское явление (от «штунда» = час, нем., собрание в определенные часы для изучения Библии. Основоположник Яков Шпенер, Берлин 1705). Русская «штунда» сохраняет только название, оставаясь молоканско – духоборческой по содержанию. Однако вероучение молокан близко баптизм.
Баптизм, имея жесткую структуру общин, быстро поглощает молокан.
В 1860 – 70-е гг. появляются первые общины в Херсонской губернии. Немец У.Унгер (из меннонитов, рукоположен Онкеном) → крестил Е.Цимбала (влияние немцев из колонии «Старый Данциг»), тот → И. Рябошапку (посещал штунды в «Старом Данциге»), тот → М. Ратушного. Многие из них высылались в Закавказье под надзор полиции, сроком на 5лет.
Из Херсонской губернии баптизм распространяется в Киевскую,Таврическую, Воронежскую губернии.
Параллельно создаются общины в Закавказье. Немец К. Кальвейт (лютеранин, обращенный в баптизм в Литве, приехал к брату в Тифлис и осел) → крестил в р.Куре Н.И.Воронина (1867) (Илл. 6-9). Его считают первым русским баптистом, был главой молоканской общины), тот → В.Г.Павлова. Деятель европейского уровня. Учился в семинарии в Гамбурге, рукоположен Онкеном. В.Г. Павлов (Илл. 6-10) издаёт «Исповедание веры христиан – баптистов», перевод «Гамбургского вероисповедания» И.Онкена, 1847. Прямая связь с немецким баптизмом. Баптизм юга России в русле кальвинистского направления.
1867 – первая община в Петербурге, создана И. Каргелем. (Илл. 6-11). Официальная дата рождения баптизма в России. Каргель окончил Гамбургскую духовную семинарию. Писатель – теолог, некоторые его мысли об освящении как спасении близки православию.
- Концептуальный подход.
- Мультимедийные энциклопедии:
- Тема №1: Типология религиозного мировоззрения.
- Тема № 2. Наука, религия и оккультизм.
- 2. Каждое ребро треугольника передает общую черту смежных областей знания).
- Онтологическое разделение науки и оккультизма. Естественное и сверхъестественное.
- Эпистемологическое разделение науки и оккультизма. Научный метод.
- Тема № 3. Особенности архаического самосознания и религиозности.
- Образ мирового древа по Младшей Эдде.
- Тема № 4. Религия Древнего Египта.
- 2. Душа: «Ах», «Ка», «Ба».
- Тема № 5. Современный иудаизм.
- Американский баптизм.
- Евангелическая линия русского баптизма. Гренвиль Редсток.
- Отношение русских баптистов к воинской службе.
- 1965 Г. Инициативники образовали параллельную баптистскую структуру сц ехб (Совет Церквей, – действует до сегодняшнего дня).
- Тема № 7. Пятидесятники. Движение Веры.
- Движение Веры.
- Тема № 8. Ислам.
- Ваххабизм.
- Сходства вероучения: