logo search
БилетыОтвет

1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.

Библиотечное дело как составная часть социальной инфраструктуры общества тесно связано с экономическими и политическими процессами, происходящими в нашей стране. Принятые в последние годы Конституция Российской Федерации, законы “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре документов”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также законы субъектов Российской Федерации создали новую правовую основу деятельности библиотечных учреждений, изменили структуру и содержание управления библиотечным делом.

Новые законы в корне изменили структуру управления библиотечным делом. В соответствии с ними значительная часть полномочий передана от центральных органов управления субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления и непосредственно администрации и коллективам библиотек, общественности. Проблемы управления библиотечным делом широко обсуждаются в печати. Сегодня в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом “О библиотечном деле” функционируют четыре уровня управления библиотечным делом: федеральный, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и администрации библиотек (централизованных библиотечных систем, территориальных библиотечных объединений и библиотечных территориальных комплексов).

На федеральном уровне высшим органом управления является Правительство Российской Федерации, которое утверждает Федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы сохранения и развития культуры, осуществляет финансирование библиотечных учреждений и учебных заведений.

Непосредственное управление библиотечным делом осуществляет Министерство культуры РФ и его отдел по делам библиотек. Оно готовит проекты законодательных актов, концепцию государственной политики в области библиотечного дела и вносит предложения в Правительство по вопросам, связанным с развитием, сохранением и использованием библиотечно-информационного потенциала, участвует в разработке федеральных, региональных, межрегиональных и международных программ в области библиотечного дела. Разрабатывает предложения по формированию сети учебных заведений, подготовке и переподготовке кадров библиотечных работников, осуществляет развитие и координацию международных связей в области библиотечного дела, координацию и проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта, организует работу по созданию системы автоматизации библиотечного дела. Министерство ведет работу по совершенствованию системы книгоснабжения библиотек, обеспечению сохранности и эффективного использования их фондов для удовлетворения запросов людей, осуществляет конкретное руководство федеральными библиотеками, оказывает консультативную и практическую помощь библиотекам федерального и других уровней, содействует внедрению прогрессивных форм библиотечно-библиографического и информационного обслуживания граждан, а также решает возложенные на него задачи по взаимодействию с заинтересованными ведомствами и общественными организациями.

На федеральном уровне руководство подведомственными им библиотеками осуществляют министерства и ведомства, общественные организации, имеющие библиотечную сеть. Задачи отраслевых министерств состоят в том, чтобы обеспечить наиболее полное удовлетворение информационных потребностей отрасли, используя межведомственные связи и интеграцию библиотек.

Вторым уровнем является управление библиотечным делом исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Они разрабатывают и вносят на утверждение законодательных органов проекты законов в области библиотечного дела и других нормативных актов, осуществляет управление деятельностью библиотек, находящихся в их ведении, координируют и контролируют работу библиотек других ведомств, расположенных на их территории, обеспечивают гарантированное финансирование библиотек, сохранность фондов, реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Третьим уровнем является управление библиотечным делом органами местного самоуправления. Они самостоятельно решают вопросы развития сети библиотек, их управления, финансирования, рационального использования библиотечных ресурсов для удовлетворения запросов населения на книгу и информацию.

И, наконец, четвертым, низовыми звеном управления служит администрация библиотек (ЦБС, ГБО, БТК и др.). Они непосредственно управляет деятельностью библиотек обеспечивают библиотечное обслуживание граждан, сохранность фондов, самостоятельно определяют содержание и формы работы, осуществляют хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотечных услуг, развивают сотрудничество с библиотеками других ведомств и иностранных государств.

К сожалению, в профессиональной литературе недостаточно разрабатывают вопросы, связанные с функциями управления. Совершенно отсутствует упоминание о наиболее главной функции управления - финансировании библиотечного дела. Функция финансирования принадлежит всем субъектам управления: правительству Российской Федерации, исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, администрации библиотек, поскольку последним дано право заниматься хозяйственной деятельностью в целях получения дополнительных средств. От того, как будет реализоваться функция финансирования зависит и реализация других функций: прогнозирования, планирования, организации, стимулирования, координации, анализа, учета и контроля.

В последнее время из научной литературы исчезло упоминание о такой функции управления как расстановка, подготовка и переподготовка кадров. О результатах недооценки этой функции хорошо известно на примере Российской государственной библиотеки. На современном этапе, когда идут осуществление программ информатизации библиотечного дела, компьютеризации библиотек, реализация общероссийского проекта “Книги в наличии и печати”, обучение кадров, их переподготовка должны стоять на первом месте.