75«Тайная вечеря» Леонардо
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ - последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время тайной вечери Христос предрекает, что его предаст Иуда Искариот, и учреждает таинство евхаристии (причащения), дав ученикам вкусить хлеба и испить из чаши с вином.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусстваРеставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра.
76Рафаэль, итальянский живописец и архитектор. сын живописца. Рафаэль по складу своего дарования был художником синтеза и гармонии. Его искусство, отмеченное чертами счастливого равновесия разума и чувств, стало совершеннейшим воплощением классического стиля Высокого Возрождения. Он полно и ясно выразил высокие гуманистические мечты о существовании прекрасного мира, где люди свободны и счастливы. В 1500-1504 годах Рафаэль учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб»),появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511) Рафаэль представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), К числу лучших работ Рафаэляотносятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, РимПосле смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме
77 Станцы Рафаэля - это несколько комнат в Ватиканском дворцовом комплексе, которые расписал Рафаэль. 1 Станца дель Инчендио ди Борго— последняя из станц, расписанных Рафаэлем Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго» 2 Станца делла Сеньятура Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие. «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства 3 Станцу д’Элиодоро. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
78 Микельанджело крупнейший мастер Высокого и Позднего Возрождения. был гениальным скульптором, живописцем, архитектором и поэтом Высокого и Позднего Возрождения. Его творчество отразило глубокие противоречия развития художественной культуры Италии в 16в. В искусстве Микеланджело отразились полные героического пафоса идеалы эпохи Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического мировоззрения, характерное для культуры Позднего Возрождения.Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”,“Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др.Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” и скульптурная группа “Пьета Ронданини” предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти
79 Микеланджело Буонарроти скулльптор) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Она поражает мастерством композиции, уверенностью и свободой в изображении нагого тела и особенно силой и глубиной чувств, выраженных в ней при кажущейся внешней сдержанности.Композиция группы строга и проста. Обе фигуры тесно слиты друг с другом, образуя устойчивую пирамиду. Вопреки давней традиции изображения сюжета, Мария представлена прекрасной и юной, лицо ее не искажено горем. Вся сила страдания сосредоточена в тяжело повисшем на руках матери мертвом теле с запрокинутой головой, резко выступающим бугром плеча и бессильно упавшей рукой. Мадонна у лестницы, Битва кентавров, Пьета, Мадонна с младенцем, Давид, Мадонна Таддеи, Апостол Матфей, Умирающий раб, Атлант и др.
80 Росписи Сикстинской капеллы Фрески Сикстинского плафона (1508-12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи — в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Лучший образ этой росписи - первый человек Адам. Он, мужественный и красивый, лежит на склоне холма, протянув руки к Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, восхищенный человеческой красотой.
- 1Теории происхождения исскуств
- 2 Классификация.
- 3Станковое и монументальное искусство
- 4 Виды искусств.
- 5 Скульптура как вид иск
- 7 Жанры изобразительного иск.
- 8Проблема синтеза иск:
- 9 Основные этапы развития первобытного искусства (палеолит, мезолит, неолит). Местонахождение основных памятников.
- 10 Наскальные риссунки и росписи в пещерах:
- 11 Мегалитические сооружения.
- 12 Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве:
- 14Искусство Среднего Царства
- 15Синтез иск в древнем египте
- 16Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18 Искусство времени Ахетатона.
- 23 Чернофигурная и краснофигурная вазовая роспись. Сюжеты и особенности композиции.
- 24 Греческая скульптура классического периода.
- 25 Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26 Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 29 Искусство Эллинизма конец 4-1 вв. До н.Э. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 33 Искусство рима республиканского периода 5-1 вв. До н.Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 35 Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 41. Готика во Франции.Характер синтеза искусств
- 42. Витраж в искусстве готики
- 44.Символика храма Храмовое пространство и его декоративное оформление..
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Древней Руси.
- 48. Развитие монументального искусства Древней Руси (XI в.).
- 55 Творчество Феофана Грека.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 70 Высокое Возрождение. Общая характеристика культуры (1490-1530 гг.)
- 72 Архитектура эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные произведения.
- 75«Тайная вечеря» Леонардо
- 81 Сравнительная характеристика образа Давида.
- 84 Тициан творчество
- 85 Северное возрождение-это германия,франция и нидерланды.
- 88 Творчество Босха
- 91 Творчество Дюрера
- 93 Творчество Эль Греко