18 Искусство времени Ахетатона.
Конец XVIII династии – период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.
Аменхотеп IV, стремясь подорвать авторитет жречества, в первую очередь жрецов фиванских храмов Амона, объявил единым божеством солнечный диск (Атон). Это было сделано с целью ослабить эту, всё возрастающую политико – экономическую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого фараона. Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлёк людей, обязанных своим высоким положением не происхождению, а воле царя. Все боги Египта были объявлены ложными. Храмы старых богов были закрыты. Поклоняться следовало непосредственно сиявшему на небе солнцу. Последовало запрещение изображений богов в виде людей или животных. Воспроизводить единственное божество было предписано в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими руками. Святилища всех богов были закрыты, их изображения стали уничтожать, а храмовое имущество конфисковывали. Фараон взял новое имя Эхнатон (Дух Атона) и основал новую столицу Ахетатон (Амарну).
19Искусство Двуречья. Общая характеристика. Основные произведения. Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.
Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.
20 Крито-микенское искусство. Общая хар-ка. Основн. пр-я.ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000-1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).С 2000 начинается строительство «Старых дворцов», которые являлись хозяйственными и религиозными центрами, появляется иероглифическая письменность (так называемый Фестский диск), возникают государственные образования. Среднеэгейский период (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) характеризуется наибольшим единством Эгейской культуры, о чем свидетельствует характер керамики, металлических изделий и др.Самые известные из памятников эгейского искусства, включали обширные горизонтальные плоскости (дворы) и комплексы двух-трехэтажных помещений, световые колодцы, пандусы, лестницы. Вокруг дворцов вырастали обширные поселения из одноэтажных домов. Особым отличием дворцов являлось отсутствие каких бы то ни было оборонительных укреплений. На их стенах сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе ритуальные «игры с быком» (именно для них, возможно, предназначался открытый двор в центре дворцов), кулачные бои (фреска с острова Тира).В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».С 1600 до н. э. на Крите возникает линейное письмо А, которое (за исключением некоторых символов) остается нерасшифрованным.16-13 вв. до н. э. — период расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами (так называемая «циклопическая» кладка из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в два уровня — нижний город (для окрестного населения) и акрополь (укрепленная крепость с дворцом правителя). В архитектуре жилища складывался тип прямоугольного с портиком здания — мегарона. Раскопаны также купольные гробницы-толосы («гробница Атрея» близ Микен, 14-13 вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах, погребальные маски и сосуды, в том числе «маска Агамемнона» и «кубок Нестора»). Ахейское искусство 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (Львиные ворота в Микенах). Культурное влияние проявлялось не только в искусстве, хозяйственная деятельность акрополей заимствовала хорошо организованную критскую систему; ахейцы приспособили под свой язык критское письмо (оно получило название линейное письмо Б), наибольшее число хозяйственных табличек найден в Пилосе. Линейное письмо Б после его дешифровки является одним из древнейших памятников индоевропейской письменности.В конце 13 в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.Произедения: Золотой кубок из гробницы в Вафио. «Минойский флот». Фриз во дворце Акротири на о. Тира (Санторин). «Игры с быком». Фреска из Кносса. Ваза в стиле «камарес» из Феста. «Царь-жрец» Фреска из Кносского дворца.
21 Кносский дворец.Наиболее выдающимся памятником критской архитектуры, безусловно, является Кносский дворец, который в греческих мифах называли лабиринтом. Кносский дворец, общая площадь которого была примерно 16 тыс. кв. м, представлял собой сложное нагромождение сотен разных помещений. Поэтому он казался грекам-ахейцам зданием, из которого нельзя было найти выход. С тех пор слово “лабиринт” начало считаться синонимом сооружения, имеющего сложную систему расположения комнат и коридоров.Как уже упоминалось, археологические раскопки установили, что дворец построили в начале среднеминойского периода, и затем многократно расширяли. В период расцвета минойской культуры дворец был двух- или трёхэтажным, и это без учёта подвальных помещений, где располагались погреба и мастерские, склады продовольствия и оружия, а еще темницы. Парадными помещениями дворца являлись большой и малый “тронный” зал, а также комнаты культового назначения.Предполагаемая женская часть дворца состояла из приемной комнаты, ванных комнат, сокровищницы и различных других помещений. Дворец имел проведенную широкую канализационную сеть, состоящую из глиняных труб больших и малых диаметров, обслуживавшую бассейны, ванные и уборные. Нашли во дворце более двух тысяч глиняных табличек с разными записями. Некоторые комнаты имели богатое убранство, также во дворце было много изделий из драгоценных металлов, вместительные склады, найдены были высокохудожественные стопные росписи-фрески. Из всего этого можно ученые сделали вывод, что дворец являлся местопребыванием царей, правящих Кноссом и всем Критом. В центре дворца был обустроен обширный двор, К нему со всех сторон примыкало множество помещений, выполнявших различные функции (хозяйственные и жилищные), некоторые помещения имели веранды, галереи, колоннады, Его колонны своеобразными, они получили в искусствоведении название "иррациональные". Они не расширялись, а сужались книзу. Археологи обратили внимание и на манеру освещения комнат. В Кносском дворце не было проемов в стенах, подобных окнам. Свет попадал в помещения через отверстия в потолке (световые колодцы) и доходил вплоть до первого этажа, но создавалась, таким образом, различная степень освещенности залов дворца, в зависимости от приближенности или удаленности от световых проемов.Стены покоев Миноса покрывали многочисленные красочные изображения. Изысканный профиль молодой женщины на одной из фресок, напомнил археологам образ модных и кокетливых француженок, и фреска в результате получила название "парижанка", используемое до сих пор. Стены дворца часто были украшены орнаментом в виде волны или гибких спиралевидных завитков, Архитектурный стиль Кносского дворца действительно является уникальным, хотя в нем присутствуют и элементы египетского, древнегреческого зодчества. Пример Кносского дворца - это способ убедиться в легкости, своеобразной свободе и изяществе архитектуры Древнего Крита.
22 Архаическое искусство. Создание ордерной системы Архаика— ранний период древнегреческой культуры, его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в. Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. От древнейшего периода культуру архаики отличают также возникновение и расцвет лирической поэзии, чрезвычайно важной для сложения греческого реализма, появление которой связано с выделением личности из рода и интересом к миру личных чувств человека.
Искусство архаики отличается большим своеобразием и обладает при всех его существенных ограниченных чертах своими собственными художественными достоинствами.
В целом изобразительные искусства периода архаики несли в себе еще очень много условности и схематизма. Реалистические черты, возникавшие в архаическом искусстве, не получали последовательно реалистического художественного обобщения. Композиция еще имела условный характер, ОРДЕР архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработкаКлассическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный.ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, самый древний из трех основных архитектурных ордеров. Получил название от создавших его дорических племен.Фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины — утолщена. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров.Родиной ионического стиля была Иония — территория, заселенная греками-ионийцами, на побережье Малой Азии, на островах и в Аттике. По сравнению с доррическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны.КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.
- 1Теории происхождения исскуств
- 2 Классификация.
- 3Станковое и монументальное искусство
- 4 Виды искусств.
- 5 Скульптура как вид иск
- 7 Жанры изобразительного иск.
- 8Проблема синтеза иск:
- 9 Основные этапы развития первобытного искусства (палеолит, мезолит, неолит). Местонахождение основных памятников.
- 10 Наскальные риссунки и росписи в пещерах:
- 11 Мегалитические сооружения.
- 12 Периодизация культуры Египта. Формирование характерных черт египетского стиля.
- 13Искусство Древнего Царства. Реалистические черты в портретном искусстве:
- 14Искусство Среднего Царства
- 15Синтез иск в древнем египте
- 16Развитие монументальной скульптуры Древнего Египта.
- 17Искусство Нового Царства. Масштабность монументального строительства.
- 18 Искусство времени Ахетатона.
- 23 Чернофигурная и краснофигурная вазовая роспись. Сюжеты и особенности композиции.
- 24 Греческая скульптура классического периода.
- 25 Искусство Греции 5– 4 вв. До н. Э. Создание классического художественного стиля.
- 26 Сооружения Акрополя и их скульптурное убранство. Синтез скульптуры и архитектуры.
- 29 Искусство Эллинизма конец 4-1 вв. До н.Э. Общая хар-ка. Основные произведения.
- 33 Искусство рима республиканского периода 5-1 вв. До н.Э. Влияние этрусского и греческого искусства.
- 35 Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.
- 41. Готика во Франции.Характер синтеза искусств
- 42. Витраж в искусстве готики
- 44.Символика храма Храмовое пространство и его декоративное оформление..
- 47. Влияние исихазма на икону Византии и Древней Руси.
- 48. Развитие монументального искусства Древней Руси (XI в.).
- 55 Творчество Феофана Грека.
- 60. Этапы развития итальянского искусства эпохи Возрождения. Основные произведения.
- 70 Высокое Возрождение. Общая характеристика культуры (1490-1530 гг.)
- 72 Архитектура эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные произведения.
- 75«Тайная вечеря» Леонардо
- 81 Сравнительная характеристика образа Давида.
- 84 Тициан творчество
- 85 Северное возрождение-это германия,франция и нидерланды.
- 88 Творчество Босха
- 91 Творчество Дюрера
- 93 Творчество Эль Греко