logo
shpory_ist_isk_2013_androyd_versia

35 Раннехристианское искусство как переходной этап от античных к средневековым традициям. Формирование основных типов храма.

Раннехристианское искусство испытало сильное влияние архитектуры и искусства Древнего Рима: создатели христианского искусства переняли и римский архитектурный тип - базилику, модифицировали некоторые иконографические изображения и мотивы (добрый пастух, философ, ангел, рыбы, виноград и др.). До 313 г. (в этом году христианство было узаконено в Римской империи) христианство не имело самобытной архитектуры, иконография складывалась из живописи в катакомбах, рельефов саркофагов, из украшений помещений, предназначенных для обрядов. К 5 в. сформировалась христианская храмовая структура. Большие и маленькие базилики с баптистериями построены в Риме, Иерусалиме, Костантинополе и других городах Европы, Северной Африки, Малой Азии. Христианская базилика - удлиненное прямоугоьное святилище, внутреннее пространство, которого дробится на 3.5, иногда 7 нефов, завершающихся апсидами. Центральный неф выше и шире других, с окнами вверху В Италии в средневековье строились базилики с притвором и четырехугольными открытыми дворами (атриумами - окруженное колоннами преддверие базилик). Распространилась храмовая мозаика, рельефы саркофагов,украшались литургические принадлежности (реликварии из слоновой кости и металлические кубки, книжные оклады, стекло и мталлическая посуда). Со временем Восточная христианская архитектура и искусство приобрели своеобразные черты. Здесь сформировался Византийский стиль. Раннехристианское искусство оказало непосредственное влияние на последующее развитие средневекового пластического искусства.

36 Искусство Западной Европы VII – X вв. В конце V в. н. э. Западная Римская империя прекратила свое существование. В результате нашествия варваров оказались разрушенными многие города, храмы, древние дороги, памятники искусства. Культура, которую завоеватели принесли с собой, была ниже римской. Характерной чертой искусства эпохи переселения народов является преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям. Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Это фигуры борющихся друг с другом фантастических чудовищ, животных и птиц. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов, в частности ювелирное дело. Гораздо лучше сохранились до наших дней каролингские изделия из слоновой кости и особенно рукописные книги с иллюстрациями — миниатюрами. Эти книги переписывались по заказу императора. Создавая миниатюры, художники Карла Великого стремились подражать рисункам и живописным произведениям, созданным в Древнем Риме и Византии. Они умело изображали человеческую фигуру, пейзажи, архитектурные сооружения, но пользовались для этого уже сложившимися правилами, установленными церковью. Иллюстрации каролингских книг исполнены пером или тонко подобранными гуашными красками и золотом. скульптура исчезает из европейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви. А в её кругах представление о круглой, особенно монументальной, скульптуре долго ассоциировалось с идолопоклонством. Исчезновение скульптуры было обусловлено и тем, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших в Европе варваров.. В этот период начали строить каменные церкви - небольшие, грубые, но все же перенимающие план римских базилик. Для характеристики живописи 9в. и 10в. важное значение имеют в изобилии сохранившиеся памятники книжной миниатюры. Для них характерно выделение из орнамента повествовательных мотивов, которые постепенно начали играть значительную роль, а также изображение человека без геометрической деформации, в более или менее естественных пропорциях и положениях. Впервые евангелисты стали изображаться в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках. В зодчестве создавались более значительные по размерам и сложные по формам сооружения, шел поиск ясных и продуманных пропорций. Во внутреннем убранстве широко применялась фресковая живопись и мозаика.

37 романский стиль в искусстве Западной Европпы. Общая хар-ка, основные произведения. Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X—XII веках один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Известные постройки в романском стиле: Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Аббатство Мария Лаах в Германии; Церковь св. Якоба в Регенсбурге; Романские церкви в Валь-де-Бой; Приорат Серрабоны во Франции; Церковь Богородицы в Калуннборге (Дания);Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, . В 11-12вв. одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возводилась монументальная скульптура. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению, поэтому преобладали сюжеты на религиозные темы. Изобразительные искусства романского периода отличаются символическим характером, условностью изображений и стилизацией форм, для них характерен дух сумрачной фантастики, орнаментально-беспокойная композиция. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент: геометрический, составленный из мотивов флоры и фауны. Постепенно в этот орнамент включаются изображения отдельных человеческих фигур, а затем появляются и многофигурные композиции. Романская миниатюра прошла сложный путь развития.

Романский стиль прошел через отказ от варварской декоративности изображения в пользу массивно-обобщенных форм, которые, в свою очередь, начали отступать перед жизненными реальными образами, которые своеобразно сочетались с декоративной и символической условностью. К середине 12в. этот синтез уже определился, и обе стороны его – условность и реалистическая экспрессия – переплелись друг с другом.

38 Проблема синтеза искусств в романской архитектуре. В 11-12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Проблема синтеза архитектуры и скульптуры в романском храме предполагает изначальное подчинение скульптурной формы архитектурной.

39Готика в искусстве Западной Европы. Общая характеристика, основные произведения готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв) . Готическое означало «варварское» в противовес «римскому». Готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям.. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Западный фасад Кельнского собора. Германия. 1248-1560. Это крупнейший из готических соборов: его длина 14 м, а высота 153 м. Готический стиль распространялся в другие европейские страны из Франции. Немецкие мастера сумели передать беспокойный дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность внешнего и внутреннего облика собора.

Основной неф и алтарь Кельнского собора. Главным архитектурным сооружением и украшением городов позднего средневековья становится величественный готический собор. В его основе лежит упрощенная в плане романская базилика. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания. Собор в Амьене. 1220-1288. Собор построен по плану Робера из Люшарза при участии Тома и Рено из Кормона. Амьенский собор стал самым большим и высоким из французских готических соборов.

Авиньон. Папский Старый дворец. 1334-42 гг. Поздняя готика.

Готический собор в Милане. Строительство началось в 1386, закончилось в 1856. Архитекторы А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие.

40 книжная миниатюра в искусстве СредневековьяКнижная миниатюра занимает особое место среди других жанров и видов средневекового искусства. В отличие от живописи, архитектуры или монументальной пластики, миниатюра раннего средневековья не имеет прямой жанровой предшественницы. Однако первые известные науке книжные иллюстрации были созданы еще в Древнем Египте. Ими стали рисунки в папирусных свитках египетской "Книги мертвых". Расцвет же миниатюры тесно связан с книгой(блоком листов собранных под одной обложкой). Подобная форма книги, именуемая кодексом, возникла только в позднюю античность. Наиболее ранние памятники книжной миниатюры, созданные на Западе, датируются концом IV – началом V в. Самыми значительными произведениями книжного искусства этого времени являются так называемые Ватиканский и Римский Вергилий   и Кведлинбургская Итала. Ватиканский Вергилий содержит фрагменты "Энеиды" и "Георгик". Римский Вергилий, содержащий "Эклоги", "Георгики" и "Энеиду", состоит из 309 листов квадратной формы (33 х 33 см), на которых, помимо текста, размещены 19 цветных иллюстраций. Эту книгу принято датировать первой половиной V в. Миниатюры Римского Вергилия сохранились, пожалуй, несколько лучше (Илл.8), но стилистически они выполнены грубее, чем в Ватиканском. в обеих книгах художники модернизируют материальную культуру седой старины, о которой повествует эпическая поэма Вергилия, посвященная истории бегства Энея и его спутников из захваченной греками Трои. на страницах Дурхэмского Кассиодора (Англия, пер. пол. VIII в.) в сюжете "Царь Давид играет на арфе" (Илл.5) ветхозаветный монарх берет в руки ирландскую лиру, современный исследователь получает интересный документ не библейской, но средневековой истории музыки. Иллюстрации к Санктгалленской Псалтыри (ок. 880 г.) предоставляют нам подспорье в изучении военного костюма и знамен эпохи Каролингов (Илл.6), а сцена распятия из другой псалтыри, Штутгартской (820-830 гг.), содержит одно из первых дошедших до нас и, разумеется, не предусмотренное евангелистами изображение единорога. Возвращаясь к манускрипту Ватиканского Вергилия отметим, что в технике его миниатюр отразились традиции италийской фрески I-V вв. н.э. Здесь мы встречаем те же композиционные и цветовые решения, что и в настенных росписях римских вилл и дворцов – в частности, помпейских. Что же касается Римского Вергилия с его грубоватой пластикой и наивной организацией пространства в пределах одного рисунка (см., например, сюжет "Эней и Дидона в пещере", где нам одновременно показаны и внутренность пещеры, и окружающий ее ландшафт), то здесь искусствоведы получают широкий простор для выдвижения самых смелых гипотез. К Ватиканскому Вергилию близка по стилю миниатюр Кведлинбургская Итала [10] – роскошно иллюстрированная рукопись Ветхого Завета на латинском языке.