logo
shpory_ist_isk_2013_androyd_versia

29 Искусство Эллинизма конец 4-1 вв. До н.Э. Общая хар-ка. Основные произведения.

Искусство эллинизма разделяется на 2 основных этапа: ранний период (конец 4 - начало 2 вв. до н.э.) - время расцвета, отмеченное прогрессивными художественными тенденциями; поздний период (2 - 1вв. до н.э.) - кризис рабовладельческого общества и его культуры, в которой появляются черты упадка. Города строились по гипподамовой системе с прямоугольной сеткой улиц. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре улицы, которые были значительно шире остальных и богаче оформлены. Храм стал только частью общего центрального ансамбля. Широко вводились в архитектурные ансамбли произведения монументальной скульптуры - колоссальные статуи и многофигурные группы. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры с большим количеством скульптуры. Создавались общественные сооружения с обширным внутренним пространством: экклесиастерии и булевтерии. Скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение среди других видов изобразительных искусств. Одним из лучших произведений этого периода является статуя Ники Самофракийской. В статуе "Умирающего галла" скульптор убедительно передает сложную гамму чувств умирающего: его мужество, страдание, сознание неотвратимой смерти. Точно переданы этнические черты галла. Высоты своего расцвета монументальная скульптура Пергама достигает в алтаре Зевса, созданном около 180г. до н.э. В раннюю эпоху на территории материковой и островной Греции были созданы замечательные памятники живописи. В доме Фавна в Помпеях была найдена прекрасная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена.Картина изображала битву между Александром Македонским и Дарием при Иссе. Говоря об искусстве эллинизма нельзя не упомянуть замечательные александрийские камеи Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма. В этот период принципы греческого реалистического искусства распространились во многих странах и сыграли огромную роль в развитии искусства последующих эпох.

30Пергамская школа . ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ Большой алтарь Зевса (180 до н. э.) в г. Пергам. Ныне в Пергамон-музее (Берлин). Новый тип культового сооружения = монументальные алтари, которые воздвигались в виде отдельных сооружений Огромная (в плане 30 Х 28 м) площадка, возвышающаяся на стилобате и цоколе, Ццоколь украшен 120-метровым в длину фризом с изображением борьбы богов и гигантов в ознаменование побед пергамских царей над варварами (галлами). Лестница вела на площадку, врезаясь в цоколь со стороны горного склона. Одна ионическая колоннада огибала снаружи цоколь с его выступами по обе стороны лестницы, другая = окружала сам жертвенник, причем глухая стена с 3 сторон проходила между колоннадами вокруг жертвенной площадки. Фриз: в технике высокого рельефа, необычайно динамичен по своим линиям → настолько самодовлеющая роль, что венчающий его ордер теряет свое значение и превращается в пышное декоративное обрамление алтаря и его скульптурных украшений. Алтарь опоясан грандиозным горельефным фризом, где с драматическим пафосом и динамикой изображена битва богов с гигантами. (Битва богов и гигантов (Гигантомахия). Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме. 2 в. до н.э. ; Фрагмент скульптурного фриза Пергамского алтаря: крылатый змееногий гигант. Ок. 186-160 до н. э.)

31 этрусское искусство. Этруски - это древние народности, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры на территории Апеннинского полуострова. это не искусство, являющееся завершением целой культуры — например, классической, а порождение практической, будничной жизни, той самой, для которой как раз и характерен страх перед смертью, от которой приходится как бы ограждать себя изо дня в день. По этой же самой причине этрусское искусство носит глубоко натуралистический характер. Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм. На фризе изображались сначала группы богов или людей, позднее — цветочный орнамент. Вся терракотовая отделка раскрашивалась в яркие цвета Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу. Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она — разновидность фрески. Тематика — сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты. Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличается сменой сюжетов и техники работы. Показана перспектива, позы продуманны, фигуры умело прописаны. Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал. Наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры — саркофаги, обычно терракотовые.

32 характерные черты римского искусства. Общая хар-ка. Основные произведения .Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Римские мастера склонялись к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Большой цирк. Центр Рима в 4 в. н.э. Стремясь удовлетворить требование толпы «хлеба и зрелищ», императоры строили грандиозные сооружения — цирки и амфитеатры, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей. «Бона Деа» (Добрая богиня). Круглый храм на Форуме Боариум (Бычьем форуме) в Риме. 3 в. до н.э.

Табуларий (от «табула» — медная табличка с надписью) стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории. Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

Колонна Траяна. Воздвигнута императором Траяном ок. 114 в честь победы над даками. Высота колонны 38 м. Ее ствол представляет собой мраморный цилиндр, водруженный на кубический постамент. Сверху донизу колонна покрыта спиральной лентой с барельефами, рассказывающими в хронологической последовательности о военных походах Траяна против подунайских племен даков. Длина ленты достигает 200 м. Ее основные сюжеты — разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряженности сцены сражений.

Храм богини судьбы Фортуны Вирилис. Рим 1 в. н. э. .

Статуэтка из Альбано. 1-2 вв.

Монета эпохи Римской республики: Виртус (Мужество) и Гонор (Почесть).