logo
shpory_ist_isk_2013_androyd_versia

72 Архитектура эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные произведения.

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы. Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции.примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.

73 Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность. Скульпторы Возрождения обращались не только к традиционным христианским образам, но и к живым людям, современникам. Скульпторы Ренессанса добиваются полного знания человеческого тела, они освобождают его из-под массы одежды. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано. Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн. В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет.

Пизанская школа скульптуры — первая крупная школа скульптуры в Италии. Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с востоком. Здесь скульптура уже не дополнение к архитектуре, а как самостоятельная дисциплина, репутацию которой подкрепляет античность. итектуры значение, в ней появились новые жанры.

74 Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения Возможное объяснение этого феномена состоит в том, что он получил профессиональную подготовку не ученого, а художника, флорентийского художника. От своих предшественников он воспринял понимание художественной деятельности как деятельности исследовательской и хотел добиться еще большей точности и широты в познании видимого мира, причем до всего он хотел дойти самостоятельно, не доверяя книжному знанию.

Законченных произведений Леонардо не так уж много, но великое множество рисунков, набросков, записей. Если он задавался целью осуществить замысел от начала до конца, ему хотелось добиться предельного совершенства.

Самым совершенным творением природы Леонардо считал человека. Его идеал - гармонически развитая личность, живущая земными интересами и далекая от аскетизма средневековья.Многие картины Леонардо созданы на религиозные сюжеты, но трактовались эти сюжеты по- новому. В полных жизни и света творениях великого мастера угадываются земные, реальные люди, их сложный духовный мир и переживания.

В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа» В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” .В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды”) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом».Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы . Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.