logo
shpory_ist_isk_2013_androyd_versia

44.Символика храма Храмовое пространство и его декоративное оформление..

.

Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие».

Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный.

Иконостас - состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. Своды, купол - венчающая купол с изображением Христа, есть символ Христа – Главы Вселенской Церкви.

Столпы. - На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие: апостолы, епископы, подвижники, мученики.

В 9-10вв росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчиненными композиции храма. В интерьере создается проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещенные на иконостасе

45.Византийское искусство 11-12вв.Общая хар-ка. Основные произведения. Византийское искусство, явилось продуктом сочетания греко-римских и восточных элементов .

Архитектура продолжала развивать сложившиеся типы зданий, давая им новую трактовку. В церковном зодчестве наблюдается определившаяся к середине 11в. тенденция к вертикализму пропорций зданий. Живопись проникнута духом строгости и одухотворенности. Мозаики этого периода графичны, они культивируют линию и замкнутый контур. Формы становятся более декоративными, орнаментальными, они тонко и виртуозно прорисованы, но в них нет земной пластики. Художник стремился передать лишь отвлеченную духовную энергию, эмоциональную выразительность образа.

Во 2-ой половине 11в. был создан большой цикл мозаик в церкви монастыря Дафни близ Афин. Сюжеты распределены в строгой иерархической последовательности. Продолжал развиваться тип крестовокупольной церкви с куполом на высоком световом барабане. Во второй половине 11в. распространилась ювелирно тщательная манера исполнения мелких рисунков, вплетающихся в текст, украшающих. - Распятие. Мозаики церкви монастыря Дафни. Эта мозаика выделяется особым декоративным изяществом. Фигуры Христа, Марии и Иоанна, очерченные плавными линиями, уравновешены и гармоничны. Даже струйка крови изображена плавной линией.

46. Синтез искусств в Византийском храмовом зодчестве. Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания. Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму. Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Капители колонн в византийской архитектуре лишились абака и приняли форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие формы растительного царства. Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа.