logo search
БилетыОтвет

1.Инновационная деятельность в библиотеках.

Инновационная деятельность – это ведущее направление методического обеспечения работы библиотеки или сети библиотек, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств. В понятие «новшество» включаются новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. Источниками новшеств в библиотеках являются передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований, новые информационные технологии.

Библиотечные инновации подразделяются на:

-Продуктные (совершенствование или освоение новых библиотечных услуг, расширение их ассортимента);

-Технологические (новшества, направленные на модернизацию библиотечных технологических процессов и внедрение новых автоматизированных библиотечных технологий);

-Управленческие (направленные на совершенствование методов управления библиотекой).

Инновационный процесс состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

1.Изучение библиотечной практики (позволяет выявить имеющиеся в ней недостатки и противоречия); 2.Поиск новшества, применение которого позволит разрешить то или иное противоречие;

3Оценка новшества (преимущество по сравнению с традиционной практикой, степень доступности новшества для библиотеки определенного типа и т.д.);

4.Отбор новшеств;

5.Испытание новшества в библиотеке (экспериментальная проверка).

Инновационная деятельность центральной библиотеки - методического центра направлена на распространение новшеств по сети библиотек. процесс называется «управление нововведениями» и включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор,Его экспериментальная проверка;

  2. Разработка и распространение рекомендаций по внедрению новшеств;

  3. Обучение библиотекарей методике применения;

  4. Методическая помощь библиотекарям в освоении новшества.

Методический центр стремится обеспечить широкое информирование библиотекарей о новшествах. Информирование может осуществляться как в устной форме (на семинарах, групповых консультациях, курсах), так и путем распространения по сети библиотек информационных бюллетеней о новшествах. разрабатываются методические рекомендации по их использованию. Одновременно ведется обучение библиотекарей (стажировки, практикумы, семинары). Заключительным этапом инновационного процесса является освоения нововведения в библиотеке, когда новшество становится обычной практикой деятельности библиотеки.