3. Этика Средневековья и Возрождения.
Античность: натурализм; антропоцентризм; политеизм антропоморфных Богов.
Средневековье:
1) Религиозный идеализм.
- объективный идеализм (Платон, Гегель): источник всего – мир идей и абсолютный дух.
- субъективный идеализм (Кант, Нихте): окружающий мир – результат наших субъективных образов, которые рождаются в нашей голове.
- религиозный идеализм: все сотворено Богом, а Бог нематериален.
2) Теоцентризм (Бог- центр мировоздания)
3) Богоподобие (монотеизм теоморфных Богов)
4) Теодицея (греч. Dicc – справедливость, оправдание) – восстановление справедливости через оправдание Бога. Бог – абсолютный источник абсолютного добра. Всеблагостен и всемогущ. Бог предупредил человека, а он доверия не оправдал.
В средневековье существовало три этапа:
I. Период Патристики (святых отцов церкви). Этика существует в виде религиозных догматов. Августин Аврелий (Блаженный) «Исповедь.
II. Период Схаластики - искусства доказательств, прежде всего – доказательств бытия Бога. Фома Аквинский «Сумма теологий» (учений о Боге). Томисты. Последователи – неотомисты.
Достоинства его этики:
- продолжает традиции Аристотеля. Этика – наука о добродетелях + богословские добродетели (вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу).
- сторонник единения веры и знаний, религии и науки.
III. Позднее Средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения». Напоминает, что человек создан по образу и подобию Бога. Дух Возрождения.
Возрождение – Западно-Европейское явление. Возрождение ценностей античной культуры. Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну реку. И река другая, и входящий другой».
1) Натурализм. Антропный характер. Отличие в том что земная жизнь имеет ценность самостоятельную и не является приготовлением к загробной жизни
2) Антропоцентризм. Боле пафосный, возвышенный, романтичный. Бахтин: «Человек есть ценностный центр всего».
3) Монтеизм теоморфного человека. Человек создан подобным богу
4) Антроподицея. Оправдание человека.
5) Гуманизм. Зарождается как атеизм. Атеизм – без Бога, но не против Бога. Это самое толерантное мировоззрение. Против Бога и веры – антитеизм.
6) Романтизм – универсальное мироощущение, миропереживание, мироотношение. Стремление к идеалу, гармонии сберегает духовность за пределами религиозного мира. Джордано Бруно «О героическом энтузиазме». Пишет о наличии героического энтузиазма в любви. Описывает разные виды любви.
- 2. Этика Аристотеля.
- 3. Этика Средневековья и Возрождения.
- 4. Этика нового времени: и.Кант
- 6. Сущность морали как социального регулятора.
- 5. Происхождение морали: от талиона к золотому правилу нравственности.
- 7. Специфика морали.
- 9. Мораль и нравственность: проблема единства и различия.
- 10. Сущность и структура индивидуального морального сознания.
- 11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.
- 12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
- 13. Моральные правила и моральные нормы.
- 14. Моральные принципы и идеалы.
- 15. Моральная оценка: объект, субъект, форма выражения, функции и критерии.
- 16. Виды моральных оценок поступка.
- 17. Общественное мнение и мораль.
- 18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.
- 19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
- 20. Добро и зло. Этический аспект блага.
- 21.Долг моральная ответственность.
- 22.Честь и достоинство.
- 23. Совесть и стыд.
- 24. Справедливость.
- 25. Счастье и смысл жизни.
- 26. Мораль и экономика.
- 27. Мораль и политика.
- 28. Мораль и право.
- 29. Мораль и религия.
- 30. Мораль и искусство.
- 31. Мораль и наука.
- 32. Современная духовно-нравственная ситуация, возможности и задачи нравственного воспитания.
- 33. Проблемы морально-нравственного прогресса: моральный пессимизм и моральный оптимизм.
- 34. Профессиональная этика журналиста.