logo search
shpory_ist_isk_2013_androyd_versia

33 Искусство рима республиканского периода 5-1 вв. До н.Э. Влияние этрусского и греческого искусства.

Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При всей ограниченности новизны, вообще внесённой римлянами в искусство, им принадлежит та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили передатчиками его элементов новым временам и новым народам, начавшим своё политическое существование на развалинах Римской империи. В период поздней республики в Риме сложился тип театрального здания, который отличался от греческого тем, что он не вырубался в скале, как греческий, а являлся самостоятельным сложным сооружением. Архитектура являлась ведущим искусством Древнего Рима. В римской архитектуре основное место заняли сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства; отвечавшие потребностям рабовладельческой верхушки: форумы, триумфальные арки, театры, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения: акведуки, дороги, мосты.

Бронзовые статуи отливались сначала этрусскими мастерами, а потом и греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть подлинного произведения искусства.

В круглой скульптуре формируется официальное направление — портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Большая их часть выполнена в традициях классицизма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя.

34 Искусство римской империи.Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Социальная направленность римского искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. —14 г. н. э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, причем своими образцами они выбирают произведения классической эпохи — 5—4 вв. до н. э. Это накладывает особый отпечаток на памятники архи-тектуры и скульптуры. Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Для возведения самых различных общественных сооружений большого объёма, получает распространение конструктивная система, основанная на сочетании в конструкциях стен и перекрытий обожжённого кирпича и известкового бетона. Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры. В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета. Примером официального портрета является статуя императора Августа из Прима Порта, относящаяся к 1 в. н. э. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей. Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Вторая половина 1 в. н. э., в частности, период династии Флавиев, — время высоких достижений в римском портретном искусстве. Лучшие произведения этого периода соединяют в себе беспощадную правдивость в передаче натуры с более многосторонней образной характеристикой и развитым художественным обобщением. Если мастера идеализирующего портрета времени Августа обращались к греческому искусству 4 в. до н. э., то портретисты второй половины 1 в. опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства. В одном из лучших памятников римской портретной скульптуры — портрете императора Вителлия.