25. Счастье и смысл жизни.
Система аксиологических категорий создана Аристотелем.
Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.
С-часть-е. мы обречены на частичность бытия. Счастливы мы когда я как часть могу объединять себя с частичностью других. Андрогинны.
Счастье – отсутствие страданий. (Шопенгауэр).
Счастье – удовлетворенность полнотой духовных и физических сил в их общетвенном применении.
Наличие разных видов счастья – спасительно для человека. Компенсаторная функция.
Жизнь развертывается в пространстве трех противоречий: конечного и бесконечного; жизнь смерть; смерть и бессмертие.
Смысл жизни – это ее сверхцель и сверхценность, выходящая за пределы наличного бытия человека.
Счастье. Аксиологические понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Фил. Традиция и обыденное сознание отождествляют счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека. С. Многоаспектное содержание, польский исследователь в. Татаркевич, написавший «О счастье» выделяет: 1 с.-благосклонность судьбы, удача. 2. состояние интенсивной радости 3. обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни 4. чувство удовлетворения жизнью С. Определяются потребностью человека, его дух. Развития, совершенства, добродетельности. В трактовке взаимосвязи счастья и добродетели:1. согласно одной, добродетель нужна и оправдана только как средство достижения счастья. Отождествляемая в этом случае с чувственными удовольствиями, пользой, прагматическими целями (гедонизм, утилитаризм) 2. добродетели и есть подлинное счастье (стоицизм) Аристотель: добродетель есть путь к счастью. Этическое учение рассматривающее счастье в качестве высшего чел. блага получило название эвдемонизма. сторонник Фейербах. По его мнению эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Марксистская этика в значительной мере разделяет идеал эвдемонизма, счастье обусловлено качеством общественных отношений, соц. структурой общ-ва. Добродетель следует связывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни. Из такого понимания вытекает, что счастье одних неразрывным образом связано с счастьем других, люди могут быть счастливы только вместе. Эвдемония ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности.
Смысл жизни. понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Смысл усматривается в моральных установлениях земного бытия. 2 некие запредельные трансцендентальные формы. Теологическая концепция. Античность, смысл в идеале внутренней свободы (конфуц.даосизм) телеологическая – Аристотель – добродетели в них смысл и достижение счастья. «одним счастьем кажется добродетель, другим рассудительность, третьим –мудрость». Стоики – удел человека, мужественно воспринимать все невзгоды.» Человек должен подчинять свою жизнь поставленной им верховной цели и ей иерархически покарать все другие цели, свобода воли дает ему возможность подчинять свою жизнь этому верховному благу. Религиозный смысл земной истории чел-ва – спасение и искупление мира. Гегель: смысл жизни в саморазвитии и самопознании абсолютного духа. Кант в общеобязательном нравственном законе и разумной природе чел. Франк: жизнь должна служить абсолютному и высшему благу. Многие сходятся на понятии с.ж. как все же внеисторического процесса. Для того чтобы жизнь имела смысл необходимо существование бога и наша причастность к нему. Другая теория, что с.ж. не является надлинчным, или общественным, но диалектически объединяет цели и с.ж. человека и общ-ва которые могут не совпадать с.ж. оправдательная мотивация задается вопросом для чего мы живем.
- 2. Этика Аристотеля.
- 3. Этика Средневековья и Возрождения.
- 4. Этика нового времени: и.Кант
- 6. Сущность морали как социального регулятора.
- 5. Происхождение морали: от талиона к золотому правилу нравственности.
- 7. Специфика морали.
- 9. Мораль и нравственность: проблема единства и различия.
- 10. Сущность и структура индивидуального морального сознания.
- 11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.
- 12. Моральные требования: определение, признаки, структура, система.
- 13. Моральные правила и моральные нормы.
- 14. Моральные принципы и идеалы.
- 15. Моральная оценка: объект, субъект, форма выражения, функции и критерии.
- 16. Виды моральных оценок поступка.
- 17. Общественное мнение и мораль.
- 18. Историческая эволюция морали: мораль традиционного общества.
- 19. Историческая эволюция морали: мораль индустриального и информационного общества
- 20. Добро и зло. Этический аспект блага.
- 21.Долг моральная ответственность.
- 22.Честь и достоинство.
- 23. Совесть и стыд.
- 24. Справедливость.
- 25. Счастье и смысл жизни.
- 26. Мораль и экономика.
- 27. Мораль и политика.
- 28. Мораль и право.
- 29. Мораль и религия.
- 30. Мораль и искусство.
- 31. Мораль и наука.
- 32. Современная духовно-нравственная ситуация, возможности и задачи нравственного воспитания.
- 33. Проблемы морально-нравственного прогресса: моральный пессимизм и моральный оптимизм.
- 34. Профессиональная этика журналиста.