logo search
этика шпора1

24. Справедливость.

Система аксиологических категорий создана Аристотелем.

Аксиологические категории – такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни.

Справедливость - общая нравственная санкция совместной жизни людей. С – есть разумность общественной жизни, является основной добродетелью соц. института В этическом аспекте с. Выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Основанием справедливости оказывается взаимность ЗПН. В правовом аспекте справедливость выступает, как формальное равенство к требованию закона, правила, норм поведения. С – три вида: 1. Коммуникативная – договор, обмен 2. дистрибутивная – распределительная и перераспределения (уравнивающая-ретрибутивная) 3. Миалистская – регулирует отношения индивида и общества и определяет границы между лояльностью и причиной гражданского неповиновения. С представляет собой способ отношения к другому лицу, опосредствованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. С чел. и общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении выгод, тягот, а нравственной может считаться та мера, которая устраивает всех. Сущ-ют три исторически выработанных принципа распределительной с: каждому поровну, по заслугам, по потребностям. Соврем этич дискуссии о справедливости фокусируются вокруг теории дж Ролса. С. Предлагает идеально типическую модель, ее нормативной основой являются два принципа: каждый чел должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных осн. Свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других 2. Соц. и эконом неравенства должны быть устроены так, чтобы они были А. К наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших б. делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.