logo search
пособие по проектированию храмов

Наружная символика русских православных храмов X – XII веков

ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРХ, «ЧТО ПРЕВЫШЕ НЕБЕС»

Голубь символ

Крест символ

Цата

(вверх/вниз)

Шар (позднее)

Лоб, «чешуя»

Кольца, городки, треугольники

«Барабан»

«Трибун», позднее увеличен арками

Святого Духа

Христа

Знак достоинства Царя Царей

(небесного/земного)

Держава над небесным и земным царствами (поруч. Михаилу Арх.)

Лобное место (от «черепа» Адама) множество небесных сил

Чины небесных сил

Престол – небесные силы (дориносимые чины)

«Подпрестолье» – небесные силы (многоочитые херувимы, кольца)

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ СТЕН – НЕБО

Арки-закомары

Прясла стен

Образы Давида, Геракла, Соломона,

Растения, птицы, звери

Врата-апостолы Небесного Града

«Экраны» видимого внутри небесного рая

Души праведных, попавших в небесное Царство

Райские кущи, диковинная растительность, живность

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ – ЗЕМЛЯ

Аркатура со святыми

Стены храма в целом

Стены, нижняя часть

Земные ангелы близ рая

Христос

Христианские народы, притекающие с четырех сторон света и образующие церковь-храм

Русь еще в X – XIII веках, отделенная от Святой Палестины, от святынь земного Иерусалима Диким полем, печенежскими, затем половецкими кочевыми ордами, избрала преимущественным объектом поклонения и молитвы само небо, горний Иерусалим, престол Сидящего посреди небесного рая. Ярким доказательством этого и явились их символы – крестово-купольные храмы с высокими верхами и закомарами, поставленные по древнерусским городам, монастырям, весям. Такой духовной направленностью Русь стала ощутимо отличаться от Византии, католического Запада. За такое ее благочестие она и стала прозываться русским народом в XVI – XVII веках «Святорусской Землей», или просто «Святой Русью».