1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви (л., пда, 1991, с. 19-26.)
Св. прав. Иоанн Кронштадский (18291908) - великий молитвенник, обладавший даром прозорливости и чудотворений при жизни. Будучи священником, св. Иоанн глубоко переживал Божественную литургию и всю обстановку храма как неба на земле.
Храм есть образ той скинии Бога с человеками, которую видел св. Иоанн Богослов в видении и о которой говорил ему громкий голос неба, говорящий: се скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Апок. 21.3).
Входя в церковь во время богослужения, или не во время его, вы входите как бы в особенный какой-то мир, непохожий на видимый: вы видите св. иконы, лиц, когда-то живших на земле и прославившихся дивною жизнью, святою...; видите особенно выдающийся образ Богочеловека Иисуса Христа, Коего славою исполнены все концы земли...; видите образ Пречистой Его Матери-Девы - чудо чистоты, любви к людям...; видите лики святых ангелов, чьи огненные небесные чины, блистающие небесною красотою...; видите лики св. угодников Божиих, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных и всякого рода святых... Ко всему этому вы видите в храме престол Божий, на нем книгу Завета Божия; видите на престоле и за престолом орудие и знамение нашего спасения... - Крест Сына Божия, на котором Он совершил наше избавление от вечного гнева и наказания Божия.
В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное, не приносящее вам существенной, постоянной, вечной пользы, вечного наслаждения. В храме, напротив, - вы видите и слышите небесное, непреходящее, вечное, святое; там слух ваш оглашается весьма часто словом о другом мире - вечном, о другом царстве - царстве вечной правды, любви, мира, царстве вечной юности, красоты, блаженства в Боге и с Богом.
В храме помещаются изображения таких лиц, предметов, таких событий, которые Церковь воспоминает, призывает и празднует, как ежедневно, так еженедельно и каждогодно, или даже в известные часы каждого дня: лик Господа, Божией Матери, Тайная вечеря, благовещение о воплощении Сына Божия, образ Креста Животворящего, снятие со Креста и положение во гробе пречистого Тела Господа (антиминс); изображение событий дванадесяти праздников; лики Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и вообще святых, прославившихся добродетелями богоподобными, украсивших и утвердивших Церковь своими писаниями и своею жизнью, и нам оставивших прекрасный пример веры, упования и любви христианской, вообще величайших благодетелей человечества.
Огонь горящих восковых свечей и лампад, как и самое кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного - Духа Святого, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред св. иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного.
Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность; ибо вы слышите непрестанно славословие и благодарение Богу, прошение к Богу, и частое повторение слов, выражающих вечность Бога, имеющую начаться вечность и самих песнословцев: Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
У царских врат стоит всегда местная икона Богоматери, потому что Она своими молитвами к Сыну Своему и Богу отверзает врата Царствия роду христианскому, Ее ублажающему.
Завеса церковная в алтаре означает завесу, покрывающую таинство, также завесу между настоящею и будущею жизнью, в которой многое для нас сокрыто, завесу между небом и землею.
Дом Мой, дом молитвы (Лк.19.46). Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собою - по крайней мере, так должны входить в храм. Да, нас весьма многое отвлекает от молитвы, а в храме все внушает на благоговение и молитву: и престол Божий, и лики Господа и святых, и образ Креста животворящего, и Евангелие на престоле, и царские врата, ведущие в алтарь, в это земное небо, и самый вид алтаря, возвышенное пред прочими местами храма, и чтение, и пение, каждение и светильники горящие, и священники - лица служащие, облаченные в священные одежды: все, все внушает тебе благоговение и молитву; все внушает, что ты в святилище Божием лицом к Лицу с Самим Богом.
Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть Свет неприступный и огнь поедающий для грешников, нераскаянных, а для праведника огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь Света, Сама чистейший Свет, немерцающий...
На три части разделяется храм для показания, что в нем приносится непрестанно жертва благодарственная за святых и умилостивительная о живых земных и преисподних, или умерших.
Храм - преддверие неба и рая, и как бы самое небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Тайн, очищение грехов, подаяние святыни, причащение Божественных Тела и Крови, онебесение, обожение земнородных. Велик, свят ли храм Ветхого Завета, но больше, святее храм Нового Завета, ибо там Господь являлся в столпе облачном и огненном; - здесь зрится и осязается и вкушается в Богочеловеческом Существе, в самом существе Своем. Там ковчег Завета с очистилищем, манною, скрижалями, жезлом, как образами будущего; здесь Сам небесный хлеб - Христос...
Мысли у престола Божия. Где я стою? На небеси, ибо вижу пред собой престол Божий. Где я стою? Не на Голгофе ли? ибо вижу пред собой распятого за грехи мира Сына Божия воплотившегося, пострадавшего и умершего ради крайней благости. Где я стою? Не в Сионской ли горнице с апостолами Спасителя моего? ибо вижу пред собой совершающуюся Тайную вечерю, слышу таинственные, проникнутые безмерною любовью к погибающему миру, слова - (ибо в лице апостолов они сказаны всему миру): - приимите, ядите, сие есть Тело Мое; и: пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета и прочее (Мф.26. 2628). Где я стою? Не при Кресте ли умирающего за грехи мира Господа моего, ибо вижу книгу Завета или последнего завещания Его верующим; сия заповедаю вам, да любите друг друга, яко же возлюби их вы да и вы любите себе (Ин. 13.34). Но где я стою и что слышу? Ибо часто слышу священную повесть о Его житии, о Его чудесных деяниях, о Его искупительном страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо. У ног Его я стою в церкви Его, хранительнице Его заветов, заповедей и обетовании, Его таинств, Его животворящих дарований. Но где я стою? То я вижу отверзающимися, то заключающимися врата этого образовательного неба, этой образовательной Сионской горницы, этой образовательной Голгофы! Вижу на этих вратах божественного архангела, благовествующего Пречистой Деве о чудесном зачатии и рождении; вижу четырех евангелистов Спасовых с символами и чудными небесными благовестиями своими на вратах сих, как некогда св. Иоанн Богослов видел написанными на стенах таинственного града небесного двенадцать имен апостолов Агнца (Апок.21.14). Тут я мысленно ставлю себя в Назарете, в доме древодела, где жила преблагочестивая Дева, и вижу начинающееся спасение мое и явление таинств, еже от века прежде всего видимого мира предположенного к совершению в судьбах Вечного. Вижу на вратах четырех свидетелей или спасителей - благовестников чудесной и спасительной жизни моего сладчайшего Иисуса, Сына Божия, от Девы чудно воплотившегося; ибо четверочасен мир по странам света: восток и запад, север и юг, и во всю землю изыде вещание их и в концы (четыре) вселенныя глаголы их (Рим. 10.18). Четыре свидетеля с избытком достаточно для показания истины повествования; они на вратах царских, как на вратах Царства небесного, потому что через веру в их благовестие входим в отверстое Крестом Иисуса Христа небо - и они виновники нашего спасения, как пестуны, учителя и отцы наши. Где я стою? ибо вижу пред собою, по одну сторону царских врат - Господа, по другую - Пречистую Матерь Его; тут вижу в лицах главнейшие события из жизни Господа моего: Его рождение, Его крещение и проч., там стоят предо мною апостолы, там лики пророков, там лики иерархов, мучеников, преподобных, там лики праотцев и патриархов. Предо мною сонм небожителей, св. человеков. Где я? я на небеси. Как церковь есть образование неба, так и все мы - члены одной Церкви Божией, и все св. угодники Божий близки к нам, члены одного таинственного тела Церкви, имеющие одну Главу - Христа. Оттого диакон часто и поминает в ектений Пресвятую Богородицу и всех святых, как членов одной Главы и одного Тела, предавая себя и всех молящихся Главе - Христу.
Церковь есть воистину небо, особенно алтарь, и священник должен в алтаре оставить всякое земное пожелание, которое убивает в нем жизнь духа и отрывает от Христа, от благодати Его, от дела Его спасения, от всего домостроительства Его, от любви к Нему и к спасаемому Им человечеству .
- Мдс 31-9.2003 Православные храмы.
- Содержание
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2. Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Символ русского православного храма для храмоздателя:
- Храм - место священное
- Храм - место особого присутствия Божия
- Храм Божий - место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Храм Божий - воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме. Молитва перед входом в церковь
- 1. Творения святых отцов
- Церковь домовая
- 1 .2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I §3
- Глава II . (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными) §1
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I . (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых )
- Глава III . (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV . (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V . (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- О поклонении на восток
- Об иконах
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- Подготовительные обряды
- Энарксис
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все - Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечыики, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов - в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви (л., пда, 1991, с. 19-26.)
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох (м.: «Отчий дом», 1994, с. 384.)
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле (По словам о. Иоанна Кронштадского) (м., 1994, с . 12-18.)
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II . О главнейших частях церкви § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III . О святом престоле и его принадлежностях § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V . О горнем месте и сопрестолии § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI . Об иконостасе, солее и амвоне § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- Иконы в иконостасе
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII . О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях § 1. Двери царские и святые
- Глава IX . О светильниках, воске, елее и фимиаме § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X . О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся § 1. Притвор и паперть
- Завеса в западных дверях
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура (Журнал «к Свету», №17, Символика русского храмоздательства, м., 1997, с. 48- 59.)
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается (м., 1994.)
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- (Журнал «к свету», №17. Символика русского храмоздательства.
- М., 1997, с. 3-5.)
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии (м., 1996.)
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение (н. Новгород, 1882.)
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина (жмп, 1953, № 11.)
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме (м., 1889.)
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей ( Сочинения в четырех томах, т.2. М., 1996, с. 441, 442.)
- Иконостас
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом (1707-1733, Киев, 1868. Переиздание: м., 1993, с. 223-236.)
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого ряда стенной живописи
- Начало второго ряда
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой» (Сатис, сПб, 1999, с. 38-47; 52-58.)
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр.
- Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- (Доклад на Всероссийском совещании в Костроме 21-25 сентября 1992 г.
- «Проблемы и пути возрождения Российской архитектуры». М., 1993, с. 7-10.)
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий (жмп, 1973, № 10.)
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм (м., 1999, с. 155-158.)
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика (Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999, с. 159-181.)
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин).
- Путь христианина - проповеди.
- О беседе с самарянкой
- ( М., 1999, с. 179-181.)
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию (Эссекс-Москва, 1997, с. 90-91.)
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви (Имка Пресс, 1984, с. 22-26; 46-48; 55-58.)
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви) ( Имка Пресс, Париж, 1985, с. 278-280; 292-295.)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы (Имка Пресс, 1987.) Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства (жмп, 1983, № 4.)
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви (Вопросы реставрации)
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству (Доклад прочитан на международной конференции мса в 2000 г.)
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев.
- К вопросу о восстановлении памятников
- Церковной культуры в наши дни
- (Святыни и культура, м., 1992, с. 19–23.)
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя.
- Православный храм
- (Т. 4, м., 2001, с. 9-23, 365-370.)
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике (сатис, с.-Пб., 1995, с. 36, 37; 54-70; 81-86.)
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I – III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и.
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- Внутреннее убранство храмов
- 3.1.1.6. Салько a . M . Руководство к устройству каменнных и деревянных церквей (Саратов, 1898, с. 12, 13.)
- Выбор мест под постройку церквей
- Размеры здания церкви
- Ходатайство о разрешении на постройку церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма (Смысл иконы. М., 1999, с. 132–136.)
- Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий (сПб., ИзданиеА.С. Суворина, 1912.)
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении (Тула. 1916, с. 5–21.)
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе (м.: ИнфоАрт, 1991, с. 9–12; 67–68.)
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма (жмп, 1948, № 1. С. 37-47.)
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви (Переславль, 1997, с. 247–252.)
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса (м., 1992, с. 17, 18, 27.)
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре (Зодчий, 1905, № 11, с. 132-133.)
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия (м.: тоо«изан», 1996, с. 25-49.)
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI – XVII вв. (Герменевтика древнерусской литературы XVI - нач. XVIII в.,м., 1989.)
- 3.1.2.3. Вагнер г. К. Византийский храм как образ мира (Византийский временник, т. 47, м.: Наука, 1986, с. 163–181.)
- Истоки ранневизантийского храма. Раннехристианская базилика
- Истоки ранневизантийского храма. Центрические тенденции
- «Новая модель мироздания» (храм-космос)
- Модификация храма-космоса (храм - «земное небо»)
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 62–65.)
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры ( м.: Искусствознание, 2000, с. 104-107; 142-148; 262-269.)
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в. (Рукопись)
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX – XI веков п ервые храмы Киевской Руси IX – первой половины XI века
- Монастырские храмы второй половины XI века
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII – XV веков
- Храмостроительство в юго-западной Руси
- Храмостроителъство во Владимире-Суздальском княжестве
- Храмостроительство в Новгородско-Псковской земле
- Храмостроителъство в Тверском и раннемоасовском княжествах
- Храмостроительство в западной Руси и Литве XIV – XVI веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве середины XV – XVI вв. Москва– третий Рим
- Кремлевские храмы
- Шатровые храмы XVI века
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке Храмостроительство «послесмутного» времени начала XVII века
- Храмостроителъная деятельность Святейшего Патриарха Никона
- Построение монастырских ансамблей XVII века
- Обмирщение храмового зодчества второй половины XVII века
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве
- XVIII - начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX –начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм («к Свету», № 17, м., 1998, с. 65-87.)
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства (Рукопись)
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза (Икона и иконичность. С.-Пб., 2002, с. 80-89; 102-109.)
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим (Памятники Отечества, № 3, 1991, с. 74–81.)
- Наружная символика русских православных храмов X – XII веков
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 273-276; 295, 297-303.)
- Красота
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида-основные формообразующие символы православного храма (Материал предоставлен на международную конференцию мса в 2000 г.)
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс – развитие русских монастырей (Материалы международной конференции, м., 2000.)
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России (Храмостроительство в России. Традиции и современность. – м.: раасн, 1996, с. 19–24.)
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 9–21.)
- 3.2. Зарубежные авторы
- Вторая книга паралипоменон Храм
- Божьи храмы
- Откровение
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов (Индрик, м., 2001, с. 14-65.)
- Классическая система декора средневизднтийского храма
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви (м., 1994, с. 122-123; 215.)
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм) (Торонто, 1989, с.418–420; 478–485.)
- Скиния (евр. – мишкан)
- Храм (евр. – бейт-микдаш, т.Е. Дом святилища)
- Иерусалимский храм
- План иерусалимского храма во времена христа
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содерегтер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния) (Лондон–Керчь, 1998.)
- Двор скинии – дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда (ббк, м,, 2000, с. 12-14; 33-35; 40-43;58-62; 83-91; 112-115; 122-124;
- 141-142; 146-154; 165-173; 179;186-187; 194-201.)
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции Обстановка Евхаристии
- Рождение иконографии
- 3. IV в. Возвышение Константинополя
- Обстановка литургии
- Имперские влияния в иконографии
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- Константинопольские храмы
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника Юстинианова церковь Святой Премудрости (Айя-София)
- Тайноводство Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания Устройство и убранство храмов IX в.
- Литургия в IX в.
- Церковная история Германа Константинопольского
- 7. Византийская литургия в XI в.
- Храм и его убранство
- «Сокрытие тайн»
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- Обстановка литургии
- Становление иконостаса
- Убранство храма
- Литургия в XIV в.
- Толкование литургии
- Симеон Солунский
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Приложение 1 тематический указатель
- Приложение 2 библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Приложение 3. Иллюстративный материал