Кремлевские храмы
После страшных бедствий, обрушившихся на Москву в первой половине XV века: нашествий врагов, пожаров, чумы, голода, междоусобиц и землятресения, с середины века наступает новое оживление храмостроительства. В Кремле возводятся: боярином Ховриным – церковь в честь Воздвижения, а мастерами-ремесленниками – церковь во имя святых Козьмы и Дамиана (1450). На подворье Симонова монастыря у Никольских ворот – церковь в честь Введения (1458), а на подворье Троицко-Сергиева монастыря – «каменная чудная» церковь в честь Богоявления (1460) на основе старой 1340 года. В 1461 году великий князь Московский Василий II (1425–1462) сооружает каменную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи вместо деревянной «первой церкви на Москве». За пределами Кремля на посаде появляются каменные храмы во имя святого Георгия, во имя Спаса и др.
Возросшее значение Москвы определило необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра. В 1472 году в знак вселенского значения Московской Митрополии Митрополитом Московским Филиппом I (1464–1473) было начато возведение нового кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первопрестольный храм не только на Руси, а теперь и всего Православного Царства, Московский князь Иоанн III «...восхотеша бо воздвигнута...велик зело в меру храма Пресвятой Богородицы иже во Во-лодимери». Взяв за образец владимирский Успенский собор, приглашенный князем болонский архитектор Фиораванти (1415–1486), оставляя связь с прообразом во внешнем облике храма, существенно перерабатывает его крестово-купольную структуру в направлении большей цельности объема, характерном для итальянской практики эпохи Возрождения. «Таковой же прежде не бывало на Руси опричь Володимирской» – говорится в Никоновской летописи.
Крестово-купольная система храма с купольным завершением на световом барабане, ставшая каноничной в силу своей традиционности, могла иметь множество модификаций, связанных с иерархической принадлежностью храма, в том числе: количество столпов, приделов, глав, наличие хоров, форма плана. Но изменения могут носить более глубокий характер и выражаться не только в появлении модификаций каноничных архитектурных форм, но и в появлении новых архитектурно-строительных решений. Однако такие изменения могут быть вызваны только очень значительными историческими событиями, затрагивающими самые основы духовной жизни. Так, такие важнейшие события в духовной и общественной жизни XV века, как Флорентийская уния, падение Константинополя, обретение Русской Православной Церковью статуса автокефальной церкви, идея «Москвы – Третьего Рима» привели к использованию в русле канонической традиции новых архитектурно-строительных и художественных решений, привнесенных итальянскими зодчими, приглашенными русскими князьями. Традиции итальянского зодчества, представляющие собою самостоятельные архитектурные системы, соединяясь с системой древнерусского зодчества, отнюдь не приводили к хаосу и системному смешению, но образовывали некую новую упорядоченную систему. Это происходило потому, что нововведенные архитектурные решения применялись не произвольно, но в русле канонической традиции древнерусского зодчества.
Роспись Успенского собора была выполнена в 1481 – 1482 годах с участием известного иконописца Дионисия (1440–1503), написавшего «чудно вельми Деисус и Праздники и с пророки». Среди фресок находятся изображения византийского императора св. Константина и его матери св. Елены, а также святого князя Владимира и святой княгини Ольги.
Новый Успенский собор (1475–1479), как и первоначальный, был усыпальницей русских Митрополитов и Патриархов. Здесь, у гробницы Митрополита Петра в 1589 году был возведен в сан «Патриарха Московского и всея Руси и северных стран» Митрополит Московский Иов (1589–1605). Здесь в 1547 году Иоанн IV впервые получил царский титул.
С западной стороны Успенского собора на митрополичьем дворе стояла церковь Ризопо-ложения, заложенная Митрополитом Ионой (1448–1461) в 1451 году по случаю чудесного заступничества Пресвятой Богородицы, избавившей Москву от нашествия татарских полчищ царевича Мазовши в день праздника «Положение ризы Богоматери». После пожара 1473 года Митрополитом Московским Геронтием (1473–1489) в 1484–1486 годах была возведена новая церковь Ризоположения. Образцом для церкви псковскими мастерами, строившими храм, было предложено взять собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, однако во внешний облик храма ими были привнесены некоторые элементы, характерные для псковского зодчества. Внутри храм сплошь покрыт росписью, выполненной в 1644 году царским изографом Сидором Осиповым и Иваном Борисовым, которыми был расписан и Успенский собор Кремля. Большая часть живописных композиций посвящена различным сюжетам Акафиста Богоматери. Иконостас храма, выполненный в 1627 году под руководством Назария Истомина, по мастерству исполнения является одним из величайших произведений искусства иконописи. В древности церковь Ризоположения примыкала к патриаршему двору и была домовой церковью Патриарха.
В 1484 году Иоанн III «заложил церковь каменну Благовещение Пресвятые Богородицы на своем дворе», служившую домовой церковью великого князя. Новый трехглавый Благовещенский собор был построен (1489) теми же псковскими мастерами на месте пришедшей в ветхость древней церкви с применением ряда приемов, характерных для древнерусского зодчества. К раннемосковской школе относится двухъярусное позакомарное покрытие храма, к псковской школе – украшение барабанов глав кирпичным орнаментом, к владимиро-суздальской – колончатый пояс в верхней части стен на высоте аркатуры Успенского собора, что сразу привело к объединению соборов в единый ансамбль. В 1505 году была выполнена роспись собора под руководством Феодосия – сына знаменитого иконописца Дионисия. По общему характеру композиции она близка фрескам Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1480), которые были написаны Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром в 1502 году. Характер расположения фресок достаточно традиционен: в центральном куполе находится изображение Спаса Вседержителя, ниже, на сводах собора – изображения архангелов, праотцев и пророков. Западную стену занимает фреска с изображением Страшного суда. На нижней и северной стенах находится множество сюжетов из Апокалипсиса. Большое место в росписях собора занимают изображения русских князей и византийских императоров, отображающие духовную преемственность Русской Православной Церкви от древней Византийской. Иконостас с иконами Феофана Грека, преп. Андрея Рублева и Прохора с Городца был очевидно перенесен сюда из древней церкви. В 1505 году древний Архангельский собор времени Иоанна I (Калиты) стал тесен и уже не соответствовал значению усыпальницы московских князей. Он был разобран и на его месте в 1508 году по повелению великого князя Иоанна III был построен новый собор венецианским зодчим Алевизом Новым в традициях русской архитектуры и с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса. На фасаде традиционного шестиглавого крестово-купольного храма появились новые для русской храмовой архитектуры детали: раковины и круглые окна в закомарах, капители на лопатках, филенки и ярусные членения на пряслах стен. Русские люди того времени вряд ли восприняли ренессансное начало декора. Пышность внешнего облика собора скорее могла быть понята ими как идея торжества и радости райского пребывания праведных русских князей – покровителей Православия.
Роспись собора была выполнена в 1508 году иконописцами круга Дионисия. Большое место в ней занимают сюжеты из жития архангела Михаила – небесного покровителя русских князей в ратных делах, а также батальные эпизоды из библейской истории. На базах столпов находятся иконописные изображения киевских, владимирских и московских великих и удельных князей.
Из 46 гробниц русских князей самой древней является гробница Иоанна I (Калиты) (+1340). В Архангельский собор поклониться праху своих предков приходили русские князья и цари при вступлении на престол и при отправлении на ратный подвиг.
Архитектура Архангельского собора оказала значительное влияние на пластику фасадов множества русских храмов XVI века, среди которых: Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле, Успенский собор в Дмитрове, церковь Преображения в селе Вяземы, приделы Благовещенского собора Московского Кремля и другие храмы, строящиеся с ориентиром на этот образец зачастую из-за его значимости, определяемой принадлежностью к великокняжескому роду русских царей. При этом заимствуются не только новые элементы, но и те, которые были близки к традициям русского храмового зодчества. Так, например, такой чисто ренессансный элемент, как сложно профилированный карниз Архангельского собора превращается в ярославском Спасо-Преображенском соборе в рельефный пояс, аналогичный аркатурным поясам владимиро-суздальских храмов.
При возведении приделов Благовещенского собора Московского Кремля, которые были построены в 1564–1566 годах по обету, данному царем Иоанном IV в связи с успешным началом Ливонской войны (1558–1583), адресование к пластическим формам Архангельского собора основывалось на символическом значении храма, находящегося под покровительством небесного воинства во главе с архангелом Михаилом, во имя которого был возведен один из приделов Благовещенского собора.
Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505–1508 годах итальянским зодчим Боном Фрязиным на месте древнего храма во имя святого Иоанна Лествичника, именовавшегося впоследствии, когда он стал колокольней всех кремлевских соборов, «Иваном святым иже под колоколы». При царе Борисе Годунове (1598–1605), задумавшим создать в Кремле грандиозный храмовый комплекс наподобие Иерусалимского, в 1600 году столп колокольни был надстроен третьим ярусом и увенчан главой, став самым высоким сооружением на Руси того времени, выражающим высоту духовного горения русского народа.
«Взгляните на московские соборы, в особенности Успенский и Благовещенский, – писал знаток русского церковного искусства Л. Трубецкой, – их луковичные главы, которые заостряются и теплятся к небесам в виде пламени, выражают собой неведомую византийской архитектуре горячность чувства; в них есть молитвенное горение. Это Божьи свечи зажглись над Москвою не по какому-либо иноземному внушению: они выразили заветную думу и молитву народа, милостью Божией освободившегося от тяжкого плена». Ансамбль кремлевских колоколен, где были собраны колокола бывших столиц русских земель и княжеств, стал символом объединенной Руси.
В период строительства кремлевских соборов в Москве и ее окрестностях было основано множество монастырей, в том числе: Пафнутьев-Боровский (1444), Никольский Краснохолмский (1461), Ново-Спасский (1462), Воскресенский (1478), Иосифо-Волоцкий (1479), Космодамиановский (1498) и другие. Во второй половине XV века новые монастыри были основаны на вологодском Севере – Нилом Сорским, Авраамием Печенегским, Филиппом Рабанским, Евфимием Сянженским, Иннокентием Грязовецким, Корнилием Комельским; в Тверской земле – Макарием Калязинским, в Угличе – Паисием Угличским и Кассианом Учемским, в Костромском крае – Макарием Унженским и Тихоном Луховским, в Беломорье – Зосимой Соловецким.
- Мдс 31-9.2003 Православные храмы.
- Содержание
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2. Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Символ русского православного храма для храмоздателя:
- Храм - место священное
- Храм - место особого присутствия Божия
- Храм Божий - место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Храм Божий - воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме. Молитва перед входом в церковь
- 1. Творения святых отцов
- Церковь домовая
- 1 .2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I §3
- Глава II . (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными) §1
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I . (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых )
- Глава III . (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV . (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V . (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- О поклонении на восток
- Об иконах
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- Подготовительные обряды
- Энарксис
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все - Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечыики, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов - в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви (л., пда, 1991, с. 19-26.)
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох (м.: «Отчий дом», 1994, с. 384.)
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле (По словам о. Иоанна Кронштадского) (м., 1994, с . 12-18.)
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II . О главнейших частях церкви § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III . О святом престоле и его принадлежностях § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V . О горнем месте и сопрестолии § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI . Об иконостасе, солее и амвоне § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- Иконы в иконостасе
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII . О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях § 1. Двери царские и святые
- Глава IX . О светильниках, воске, елее и фимиаме § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X . О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся § 1. Притвор и паперть
- Завеса в западных дверях
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура (Журнал «к Свету», №17, Символика русского храмоздательства, м., 1997, с. 48- 59.)
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается (м., 1994.)
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- (Журнал «к свету», №17. Символика русского храмоздательства.
- М., 1997, с. 3-5.)
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии (м., 1996.)
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение (н. Новгород, 1882.)
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина (жмп, 1953, № 11.)
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме (м., 1889.)
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей ( Сочинения в четырех томах, т.2. М., 1996, с. 441, 442.)
- Иконостас
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом (1707-1733, Киев, 1868. Переиздание: м., 1993, с. 223-236.)
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого ряда стенной живописи
- Начало второго ряда
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой» (Сатис, сПб, 1999, с. 38-47; 52-58.)
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр.
- Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- (Доклад на Всероссийском совещании в Костроме 21-25 сентября 1992 г.
- «Проблемы и пути возрождения Российской архитектуры». М., 1993, с. 7-10.)
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий (жмп, 1973, № 10.)
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм (м., 1999, с. 155-158.)
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика (Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999, с. 159-181.)
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин).
- Путь христианина - проповеди.
- О беседе с самарянкой
- ( М., 1999, с. 179-181.)
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию (Эссекс-Москва, 1997, с. 90-91.)
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви (Имка Пресс, 1984, с. 22-26; 46-48; 55-58.)
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви) ( Имка Пресс, Париж, 1985, с. 278-280; 292-295.)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы (Имка Пресс, 1987.) Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства (жмп, 1983, № 4.)
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви (Вопросы реставрации)
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству (Доклад прочитан на международной конференции мса в 2000 г.)
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев.
- К вопросу о восстановлении памятников
- Церковной культуры в наши дни
- (Святыни и культура, м., 1992, с. 19–23.)
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя.
- Православный храм
- (Т. 4, м., 2001, с. 9-23, 365-370.)
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике (сатис, с.-Пб., 1995, с. 36, 37; 54-70; 81-86.)
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I – III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и.
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- Внутреннее убранство храмов
- 3.1.1.6. Салько a . M . Руководство к устройству каменнных и деревянных церквей (Саратов, 1898, с. 12, 13.)
- Выбор мест под постройку церквей
- Размеры здания церкви
- Ходатайство о разрешении на постройку церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма (Смысл иконы. М., 1999, с. 132–136.)
- Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий (сПб., ИзданиеА.С. Суворина, 1912.)
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении (Тула. 1916, с. 5–21.)
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе (м.: ИнфоАрт, 1991, с. 9–12; 67–68.)
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма (жмп, 1948, № 1. С. 37-47.)
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви (Переславль, 1997, с. 247–252.)
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса (м., 1992, с. 17, 18, 27.)
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре (Зодчий, 1905, № 11, с. 132-133.)
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия (м.: тоо«изан», 1996, с. 25-49.)
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI – XVII вв. (Герменевтика древнерусской литературы XVI - нач. XVIII в.,м., 1989.)
- 3.1.2.3. Вагнер г. К. Византийский храм как образ мира (Византийский временник, т. 47, м.: Наука, 1986, с. 163–181.)
- Истоки ранневизантийского храма. Раннехристианская базилика
- Истоки ранневизантийского храма. Центрические тенденции
- «Новая модель мироздания» (храм-космос)
- Модификация храма-космоса (храм - «земное небо»)
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 62–65.)
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры ( м.: Искусствознание, 2000, с. 104-107; 142-148; 262-269.)
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в. (Рукопись)
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX – XI веков п ервые храмы Киевской Руси IX – первой половины XI века
- Монастырские храмы второй половины XI века
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII – XV веков
- Храмостроительство в юго-западной Руси
- Храмостроителъство во Владимире-Суздальском княжестве
- Храмостроительство в Новгородско-Псковской земле
- Храмостроителъство в Тверском и раннемоасовском княжествах
- Храмостроительство в западной Руси и Литве XIV – XVI веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве середины XV – XVI вв. Москва– третий Рим
- Кремлевские храмы
- Шатровые храмы XVI века
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке Храмостроительство «послесмутного» времени начала XVII века
- Храмостроителъная деятельность Святейшего Патриарха Никона
- Построение монастырских ансамблей XVII века
- Обмирщение храмового зодчества второй половины XVII века
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве
- XVIII - начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX –начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм («к Свету», № 17, м., 1998, с. 65-87.)
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства (Рукопись)
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза (Икона и иконичность. С.-Пб., 2002, с. 80-89; 102-109.)
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим (Памятники Отечества, № 3, 1991, с. 74–81.)
- Наружная символика русских православных храмов X – XII веков
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 273-276; 295, 297-303.)
- Красота
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида-основные формообразующие символы православного храма (Материал предоставлен на международную конференцию мса в 2000 г.)
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс – развитие русских монастырей (Материалы международной конференции, м., 2000.)
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России (Храмостроительство в России. Традиции и современность. – м.: раасн, 1996, с. 19–24.)
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 9–21.)
- 3.2. Зарубежные авторы
- Вторая книга паралипоменон Храм
- Божьи храмы
- Откровение
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов (Индрик, м., 2001, с. 14-65.)
- Классическая система декора средневизднтийского храма
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви (м., 1994, с. 122-123; 215.)
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм) (Торонто, 1989, с.418–420; 478–485.)
- Скиния (евр. – мишкан)
- Храм (евр. – бейт-микдаш, т.Е. Дом святилища)
- Иерусалимский храм
- План иерусалимского храма во времена христа
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содерегтер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния) (Лондон–Керчь, 1998.)
- Двор скинии – дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда (ббк, м,, 2000, с. 12-14; 33-35; 40-43;58-62; 83-91; 112-115; 122-124;
- 141-142; 146-154; 165-173; 179;186-187; 194-201.)
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции Обстановка Евхаристии
- Рождение иконографии
- 3. IV в. Возвышение Константинополя
- Обстановка литургии
- Имперские влияния в иконографии
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- Константинопольские храмы
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника Юстинианова церковь Святой Премудрости (Айя-София)
- Тайноводство Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания Устройство и убранство храмов IX в.
- Литургия в IX в.
- Церковная история Германа Константинопольского
- 7. Византийская литургия в XI в.
- Храм и его убранство
- «Сокрытие тайн»
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- Обстановка литургии
- Становление иконостаса
- Убранство храма
- Литургия в XIV в.
- Толкование литургии
- Симеон Солунский
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Приложение 1 тематический указатель
- Приложение 2 библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Приложение 3. Иллюстративный материал