Храмостроителъство в Тверском и раннемоасовском княжествах
В конце XII – начале XIV века центр политической и духовной жизни Руси переместился из Владимиро-Суздальской земли на северо-запад, к Москве и Твери. После смерти великого князя Владимирского Андрея Александровича (+1304) претендентами на великое княжение стали Михаил Ярославич Тверской (1285–1305) и Юрий Данилович Московский (1303–1325).
В стремившемся к самостоятельности Тверском княжестве, обособившемся еще в 1247 году и выступавшим в конце XIII века как центр сопротивления ордынскому игу, мастерами из западнорусских земель строится собор в честь Спаса Преображения (1285–1289). В древнерусском храмостроительстве особое идейное значение имели как посвящение храма, дни его закладки и освящения, так и соответствие архитектурных форм своему прообразу. Посвящение собора Святому Спасу способствовало притоку населения из соседних Ростово-Суздальских земель, разоряемых ордынцами, так как Спасу были посвящены соборы многих соседних городов, в том числе Переяславля-Залесского, Углича, Торжка. Образ Спаса был важнейшим и для соперничавшей с Тверью Ростовской земли. Малое освящение еще недостроенного храма было совершено в 1287 году и собор таким образом стал первым каменным храмом, появившимся в северо-восточной Руси после монголо-татарского нашествия. Окончательно собор был освящен восьмого ноября 1290 года «на Собор Архангела Михаила» – Небесного покровителя тверского князя Михаила Ярославича. Выбрав архитектурным прообразом для тверского Спасского собора одноименный собор в Переяславле-Залесском – удельной столице великого князя Дмитрия Александровича, тверской князь стремился утвердить значение Твери как нового религиозно-политичекого центра.
Москва, основанная как княжеский город Юрием Долгоруким в 1153 году на месте более древних поселений славян-вятичей, имела к началу монголо-татарского нашествия уже многочисленные храмы и монастыри, сожженные во время осады в 1237 году, когда Москву защищал от войск Батыя князь Владимир Юрьевич. После погрома московский князь Михаил Хоробрит – брат святого Александра Невского, ставит на Боровицком холме церковь во имя своего небесного покровителя Михаила Архангела, а старший сын Александра Невского – Андрей возводит там церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Младший сын святого князя Александра Невского святой благоверный князь Даниил (1261–1303) получил Москву в удельное княжение около 1276 года. В пяти верстах от Кремля на дороге из Орды князь воздвиг монастырь (ок. 1300) во имя своего небесного покровителя - преподобного Даниила Столпника с храмом во имя Спаса, а на территории позднейшего Китай-города основал монастырь в честь Богоявления (1292). Первые московские обители были сооружены из дерева и окружены деревянной оградой. В дальнейшем Данилов монастырь был перенесен сначала в Кремль, затем на Крутицы, а на прежнем месте восстановлен только в XVI веке царем Иоанном IV после видений, бывших его отцу и деду от святого князя Даниила.
Присоединение Переяславской земли (1301), Коломны (1300) и Можайска выдвинуло Московское княжество в ряд наиболее значительных. Благодаря дальновидной политике в отношениях с татарами младшего сына Даниила - Иоанна I (Калиты) (1305–1340), обеспечивавшей мирную жизнь, к середине XIV века Московское княжество заняло ведущее место среди других русских княжеств и после разгрома ордынцами восставшей Твери московские князья в 1328 году получают от хана Узбека (+1342) титул великих князей. В течение семи лет Иоанном I , сознающим значение храмостроительства в поднятии престижа княжества, были возведены в Москве семь каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества, причем три храма были посвящены наиболее почитаемым на Руси образам: Спаса, Богородицы и Михаила Архангела.
В 1325 году Митрополит всея Руси Петр (1308–1326) ввиду роста Москвы перенес туда из Владимира митрополичью кафедру и заложил кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1326) «на площади, у своего двора» над могилой князя Юрия Даниловича (+1324), убитого в Орде. Это был небольшой одноглавый храм с тремя притворами, образцом для которого послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Их сходство служило подтверждением идеи преемственности власти московских князей от владимирских. Посвящение собора празднику Успения Пресвятой Богородицы отвечало значению Москвы как третьего после Киева и Владимира престола Богородицы в русской земле. К празднику Успения были приурочены день закладки (4 августа) и день освящения (14 августа) собора. Закладка собора была осуществлена в день памяти «семи спящих отроков эфесских» – христианах из Эфесса, чудесным образом уснувших во время гонений на христианство и пробудившихся лишь несколько веков спустя, что соответствовало настроениям русских людей, страдавших от ордынского ига. В 1395 году в собор переносится из Владимира чудотворная икона Владимирской Божией Матери, что еще больше увеличивает значение кафедрального собора, ставшего главной святыней всей русской земли. Как Новгород был городом Святой Софии, Псков – Святой Троицы, так и Москва стала землей Пресвятой Богородицы. Пограничная с Литвой речка Угра называлась поясом Богородицы.
По благословлению Митрополита Феогноста (1328–1353) в московском Кремле возводятся: после похода на Псков – небольшая одноглавая восьмигранная столпообразная церковь «под колоколы» во имя небесного покровителя Иоанна I – святого Иоанна Лествич-ника (1329), Петроверижский придел Успенского собора над гробницей Митрополита Петра (1329), перестраивается в каменный придворный княжеский собор и основывается монастырь во имя Спаса «на Бору» (1330), а также перестраивается обветшавший каменный собор во имя Архангела Михаила (1333) в память об избавлении от голода. В 1340 году в нем был погребен великий князь Иоанн I (Калита) и собор становится с этих пор княжеской, а затем и царской усыпальницей. Комплекс каменных храмов Соборной площади был построен боярином Протасием, приехавшим из Владимира еще при святом князе Данииле Московском.
В 1344 году Успенский собор был расписан греческими иконописцами, приглашенными Митрополитом Феогностом, а в 1346 году русские мастера «кончали подписывати три церкви камены на Москве: святаго Спаса и святаго Михаила и святаго Иоанна Лествичника». В тот же год были отлиты пять колоколов по числу каменных храмов, существовавших тогда в московском Кремле.
Около 1340 года на торговом посаде сооружается собор Богоявленского монастыря. В Кремле на месте конюшенного двора хана Джанибека, подаренном Митрополиту всея Руси Алексию (1354–1378) в память чудесного исцеления от слепоты царицы Тайдулы в день празднования Чуда Архангела Михаила в Хонех, был построен собор (1365) и устроен монастырь (Чудов), ставший резиденцией Митрополита. Попечением Митрополита Алексия были основаны также: в Москве монастырь во имя Спаса (Андронников) (1360) – по обету, данному им во время бурного плавания в Царьград, в Серпухове – Владычный (1362), а также восстановлены близ Владимира Константинов (1362) и в Нижнем Новгороде – Благовещенский (1367) монастыри.
Духовной твердыней, на которую смогла опереться новая столица, стала обитель во имя Святой Троицы, основанная в 1345 году преподобным Сергием, игуменом Радонежским (1314–1392). Эта обитель стала главной святыней Москвы и образцом для других монастырей. Во второй половине XIV века после прославления Сергиевой пустыни вокруг Москвы появляется много новых монастырей: Алексеевский, Андронников, Симонов, Петровский, Рождественский, Сретенский и Новинский. Москва была опоясана ими как духовной оградой. При жизни преподобного Сергия было основано более 30 новых монастырей, в том числе: Борисоглебский близ Ростова (1363), Высоцкий близ Серпухова (1374), Голутвин близ Коломны (1379), Симонов под Москвой (1379), Старомынский (1379), Киржачский (1380), Дубенский (1381), Николо-Угрешский (1380). Им было воспитано более 20 учеников и у него было множество последователей, которые разошлись по всему государству и основали многочисленные монастыри, в том числе: Николо-Пешношский, Прилуцкий, Саввино-Строжевский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Чухломской, Нуромский и многие другие. Около основанных в пустынных местах монастырей возникали новые города. Например, Устюг возник около Гледенского монастыря, Ветлуга – около Варнавинского, Кашин – около Калязинского.
Особенно возросла роль Москвы после победы объединенных сил Руси над Ордой на Куликовом поле (1380) под руководством великого князя Дмитрия Донского (1359–1389). Духовное и культурное возрождение Руси после победы выразилось и в расцвете храмового зодчества.
Возвращаясь после битвы с Мамаем, великий князь Дмитрий поставил деревянный храм во имя святителя Николая и устроил монастырь на том месте, где во время похода на битву из Москвы явилось ему чудесным образом икона святителя Николая. «И нарече оное место прозванием Угреша», так как сердце его там согрелось радостью от чудес, совершенных явившимся образом великого Чудотворца. Каменный храм в Николо-Угрешском монастыре был сооружен в XV веке.
Над братскими могилами погибших на Куликовом поле были поставлены в начале деревянные храмы – памятники, получившие название «на Кулишках». На вершине Алабовой горы в Москве над могилой устроили монастырь во имя Иоанна Предтечи. В церкви в честь Рождества Христова Симонова монастыря были погребены монахи Пересвет и Ослябя, посланные на битву преподобным Сергием Радонежским.
Покровительство Богородицы в освободительной борьбе русских земель под руководством Москвы было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам. Соборы в честь Успения Пресвятой Богородицы были воздвигнуты в Старо-мынском (1379), Дубенском (1381), Симоновском (1405), Голутвинском (1381) монастырях; собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы (1381) в Высоцком монастыре. Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря. Вдовой великого князя Дмитрия Донского преподобной Ефросинией (+1407) в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.
В 1397 году на княжеском дворе Кремля была возведена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расписанная в 1405 году. По свидетельству летописи «мастера бяху Феофан иконик Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Иконостас Благовещенского собора является древнейшим из дошедших до нас высоких иконостасов, лицевой состав деисусного чина которого впервые был определен Феофаном Греком. Центральное ядро «Деисуса» состоит из икон с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Еще шесть икон были посвящены святым, соименным московским великим князьям: святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту, мученикам Георгию и Дмитрию, столпникам Симеону и Даниилу. Известный русский искусствовед В. И. Лазарев (1897–1976) писал, что «мы присутствуем здесь при рождении классической формы русского иконостаса, сделавшейся исходной точкой для всего дальнейшего развития».
Сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич (1389–1434) в своей родовой вотчине – Звенигороде строит собор в честь Успения Пресвятой Богородицы «на Городке» (1399) и собор в честь Рождества Христова (1405) в Саввино-Сторожевском монастыре. Другой сын – князь Андрей Дмитриевич на месте чудесного явления иконы Колочской Богоматери основал близ Можайска Колочский монастырь, собор которого был посвящен Успению Пресвятой Богородицы (1413). В можайском монастыре им был воздвигнут храм во имя Бого-отец Иоакима и Анны.
В 1422 году после канонизации преподобного Сергия Радонежского его ученик игумен Троице-Сергиевского монастыря Никон (+1426) над гробницей преподобного Сергия «церковь прекрасну воздвиже» во имя Святой Троицы. Иконостас Троицкого собора выполнил выдающийся русский иконописец преподобный Андрей Рублев. Последние годы своей жизни Андрей Рублев проводит в Спасо-Андронниковом монастыре, где, очевидно, в 1410–1427 годах совместно с московским купцом Ермолой (в монашестве Ефремом) участвует в возведении собора в честь Спаса Преображения в традициях владимирской школы, однако с пирамидальным динамичным объемом, близким черниговской Пятницкой церкви.
Небольшие по размеру храмы раннего периода Московского княжества воплотили в своем облике как лучшие черты предшествующего периода развития русской храмовой архитектуры: центричность и динамизм композиции, устремленность храма ввысь за счет повышенных подпружных арок, так и чисто московские приемы: широко расставленные подкупольные столбы, ряд кокошников у основания главы храма и горизонтальные пояса резного белокаменного орнамента вместо аркатурного фриза. Возвышенный, гармоничный образ храмов воплощал духовный подъем русского народа, славившего Создателя за избавление Руси от монголо-татарского ига. В XIV веке Москва объединила вокруг себя не только русские княжества, но и синтезировала их многовековой опыт храмостроительства, заложив основу развития общерусского направления храмового зодчества и специфической формы высокого иконостаса.
- Мдс 31-9.2003 Православные храмы.
- Содержание
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2. Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Символ русского православного храма для храмоздателя:
- Храм - место священное
- Храм - место особого присутствия Божия
- Храм Божий - место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Храм Божий - воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме. Молитва перед входом в церковь
- 1. Творения святых отцов
- Церковь домовая
- 1 .2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I §3
- Глава II . (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными) §1
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I . (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых )
- Глава III . (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV . (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V . (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- О поклонении на восток
- Об иконах
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- Подготовительные обряды
- Энарксис
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все - Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечыики, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов - в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви (л., пда, 1991, с. 19-26.)
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох (м.: «Отчий дом», 1994, с. 384.)
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле (По словам о. Иоанна Кронштадского) (м., 1994, с . 12-18.)
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II . О главнейших частях церкви § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III . О святом престоле и его принадлежностях § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V . О горнем месте и сопрестолии § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI . Об иконостасе, солее и амвоне § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- Иконы в иконостасе
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII . О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях § 1. Двери царские и святые
- Глава IX . О светильниках, воске, елее и фимиаме § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X . О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся § 1. Притвор и паперть
- Завеса в западных дверях
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура (Журнал «к Свету», №17, Символика русского храмоздательства, м., 1997, с. 48- 59.)
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается (м., 1994.)
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- (Журнал «к свету», №17. Символика русского храмоздательства.
- М., 1997, с. 3-5.)
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии (м., 1996.)
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение (н. Новгород, 1882.)
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина (жмп, 1953, № 11.)
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме (м., 1889.)
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей ( Сочинения в четырех томах, т.2. М., 1996, с. 441, 442.)
- Иконостас
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом (1707-1733, Киев, 1868. Переиздание: м., 1993, с. 223-236.)
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого ряда стенной живописи
- Начало второго ряда
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой» (Сатис, сПб, 1999, с. 38-47; 52-58.)
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр.
- Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- (Доклад на Всероссийском совещании в Костроме 21-25 сентября 1992 г.
- «Проблемы и пути возрождения Российской архитектуры». М., 1993, с. 7-10.)
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий (жмп, 1973, № 10.)
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм (м., 1999, с. 155-158.)
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика (Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999, с. 159-181.)
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин).
- Путь христианина - проповеди.
- О беседе с самарянкой
- ( М., 1999, с. 179-181.)
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию (Эссекс-Москва, 1997, с. 90-91.)
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви (Имка Пресс, 1984, с. 22-26; 46-48; 55-58.)
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви) ( Имка Пресс, Париж, 1985, с. 278-280; 292-295.)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы (Имка Пресс, 1987.) Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства (жмп, 1983, № 4.)
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви (Вопросы реставрации)
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству (Доклад прочитан на международной конференции мса в 2000 г.)
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев.
- К вопросу о восстановлении памятников
- Церковной культуры в наши дни
- (Святыни и культура, м., 1992, с. 19–23.)
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя.
- Православный храм
- (Т. 4, м., 2001, с. 9-23, 365-370.)
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике (сатис, с.-Пб., 1995, с. 36, 37; 54-70; 81-86.)
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I – III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и.
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- Внутреннее убранство храмов
- 3.1.1.6. Салько a . M . Руководство к устройству каменнных и деревянных церквей (Саратов, 1898, с. 12, 13.)
- Выбор мест под постройку церквей
- Размеры здания церкви
- Ходатайство о разрешении на постройку церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма (Смысл иконы. М., 1999, с. 132–136.)
- Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий (сПб., ИзданиеА.С. Суворина, 1912.)
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении (Тула. 1916, с. 5–21.)
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе (м.: ИнфоАрт, 1991, с. 9–12; 67–68.)
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма (жмп, 1948, № 1. С. 37-47.)
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви (Переславль, 1997, с. 247–252.)
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса (м., 1992, с. 17, 18, 27.)
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре (Зодчий, 1905, № 11, с. 132-133.)
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия (м.: тоо«изан», 1996, с. 25-49.)
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI – XVII вв. (Герменевтика древнерусской литературы XVI - нач. XVIII в.,м., 1989.)
- 3.1.2.3. Вагнер г. К. Византийский храм как образ мира (Византийский временник, т. 47, м.: Наука, 1986, с. 163–181.)
- Истоки ранневизантийского храма. Раннехристианская базилика
- Истоки ранневизантийского храма. Центрические тенденции
- «Новая модель мироздания» (храм-космос)
- Модификация храма-космоса (храм - «земное небо»)
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 62–65.)
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры ( м.: Искусствознание, 2000, с. 104-107; 142-148; 262-269.)
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в. (Рукопись)
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX – XI веков п ервые храмы Киевской Руси IX – первой половины XI века
- Монастырские храмы второй половины XI века
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII – XV веков
- Храмостроительство в юго-западной Руси
- Храмостроителъство во Владимире-Суздальском княжестве
- Храмостроительство в Новгородско-Псковской земле
- Храмостроителъство в Тверском и раннемоасовском княжествах
- Храмостроительство в западной Руси и Литве XIV – XVI веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве середины XV – XVI вв. Москва– третий Рим
- Кремлевские храмы
- Шатровые храмы XVI века
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке Храмостроительство «послесмутного» времени начала XVII века
- Храмостроителъная деятельность Святейшего Патриарха Никона
- Построение монастырских ансамблей XVII века
- Обмирщение храмового зодчества второй половины XVII века
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве
- XVIII - начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX –начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм («к Свету», № 17, м., 1998, с. 65-87.)
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства (Рукопись)
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза (Икона и иконичность. С.-Пб., 2002, с. 80-89; 102-109.)
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим (Памятники Отечества, № 3, 1991, с. 74–81.)
- Наружная символика русских православных храмов X – XII веков
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 273-276; 295, 297-303.)
- Красота
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида-основные формообразующие символы православного храма (Материал предоставлен на международную конференцию мса в 2000 г.)
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс – развитие русских монастырей (Материалы международной конференции, м., 2000.)
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России (Храмостроительство в России. Традиции и современность. – м.: раасн, 1996, с. 19–24.)
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 9–21.)
- 3.2. Зарубежные авторы
- Вторая книга паралипоменон Храм
- Божьи храмы
- Откровение
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов (Индрик, м., 2001, с. 14-65.)
- Классическая система декора средневизднтийского храма
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви (м., 1994, с. 122-123; 215.)
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм) (Торонто, 1989, с.418–420; 478–485.)
- Скиния (евр. – мишкан)
- Храм (евр. – бейт-микдаш, т.Е. Дом святилища)
- Иерусалимский храм
- План иерусалимского храма во времена христа
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содерегтер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния) (Лондон–Керчь, 1998.)
- Двор скинии – дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда (ббк, м,, 2000, с. 12-14; 33-35; 40-43;58-62; 83-91; 112-115; 122-124;
- 141-142; 146-154; 165-173; 179;186-187; 194-201.)
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции Обстановка Евхаристии
- Рождение иконографии
- 3. IV в. Возвышение Константинополя
- Обстановка литургии
- Имперские влияния в иконографии
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- Константинопольские храмы
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника Юстинианова церковь Святой Премудрости (Айя-София)
- Тайноводство Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания Устройство и убранство храмов IX в.
- Литургия в IX в.
- Церковная история Германа Константинопольского
- 7. Византийская литургия в XI в.
- Храм и его убранство
- «Сокрытие тайн»
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- Обстановка литургии
- Становление иконостаса
- Убранство храма
- Литургия в XIV в.
- Толкование литургии
- Симеон Солунский
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Приложение 1 тематический указатель
- Приложение 2 библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Приложение 3. Иллюстративный материал