logo
пособие по проектированию храмов

Церковь, культура и творчество

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. – Пг., 1918.

Булгаков Сергий (проф., прот.). Еще к вопросу о Софии, Премудрости Божией. (По поводу определения Архиерейского Собора в Карловцах) // Путь (Приложение), 1936.

Булгаков С. (прот.). Православие. Очерки учения Православной Церкви. YMCA - PRESS , 1985.

Булгаков С. (прот.). Свет невечерний. Созерцания и умозрения. – Серг. Посад, Моск. губ., тип. И. Иванова, 1917.

Варнава (Беляев) (епископ). Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики) 1922–1928 гг. // Б.г. (машинопись).

Васечко Николай. Влияние христианства на формирование и развитие древнерусского изобразительного искусства/ Курс, соч., МДА, 1960.

Василий Великий. Творения. – СПб, 1911.

Веселого А.В. Гносеологическая природа религии и ее соотношение с гносеологической природой искусства. Одесса, 1966 (дисс. к.ф.н.).

Вишневский П. Богословско-эстетические воззрения священника Павла Флоренского. Загорск, МДА, 1981 (машинопись).

Георгий Флоролвский (прот.). Пути русского богословия. – Киев: «Путь к истине», 1991; YMCA - PRESS , 1983.

Глубинский Е. История русской Церкви. Т. 1,2. - М., 1904.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Сергиев Посад, 1918; СПб.: Сатис, 1995.

Даниленко Л.А. Философско-эстетические взгляды Августина (дисс.к.ф.н.). – М., 1982.

Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии или священноначалии. М., 1786; О церковном священноначалии. – М., 1878.

Дмитриевский И.И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии (основано на св. Писании, правилах), в т.ч. Книга о храме Симеона мит-роп. Солунского. Репр. Изд. 1984 г. Изд. отд. МП, 1993

Дьяченко Г. Беседы о богослужении. – М., 1888.

Евсевий Памфил. Сочинения. Т.З. – СПб., 1848.

Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1707– 1733. - Киев, 1868. Переиздание: М., 1993.

Зернов Николай. Три русских пророка. Соловьев, Достовский, Соловьев. – М.: Московский рабочий, 1995.

Иванов В.В. (св.) Духовные основы церковного искусства. ЖМП, № 4, 1983.

Иванов М.С. (проф.) Церковь и культура // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Сборник. – М., 1991.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1-2. – Париж – М.; ТОО Рарог, 1993.

Ильин И.А. Основы христианской культуры. – Женева. Изд. Бюро Конфедерации рус. тру-дящ. христиан, 1937.

Ильин И.А. Поющее сердце <фрагменты> // Родина. Русская философия. Православная культура /Сост. и авт. вступ. ст.е.С. Троицкий. – АКИРН. - М., 1992.

Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.

Ильин И.А. Что такое искусство // Одинокий художник/ сост., примеч. и предисл. В.И. Белов. – М.: Искусство, 1993.

Иннокентий (Павлов) (игумен). Церковь и культурные сокровища Святой Руси // Церковь и время. - М.: МП, ОВЦС, 1991, № 2.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры (слова в защиту святых икон). – СПб. – М., 1894.

Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы // Полное собрание творений, т. 1. – СПб., 1913.

Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении православной церкви. -Л., ПДА, 1991.

Иоанн (Максимович), архиеп. Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозной-философской мысли // Православная беседа. – 1993, № 2.

Иоанн (Экономцев), игумен. Православие, Византия, Россия (сб. статей, в т.ч.: Исихазм и проблемы творчества). YMCA - PRESS , 1989; М.: Христианская литература, 1992.

Иосиф Волоцкий (преп.). О поклонении храму – образу Божию // Послание иконописцу. – М., 1994.

Иустин (Попович), архимандрит. Гуманистическая и богочеловеческая культура // Православная Церковь и экуменизм. – Солунь. Изд. Хиландарского монастыря, Св. Гора Афон, 1974.

Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. – СПб.: изд. Тузова, 1896.

Карташов А.В. Влияние Церкви на русскую культуру // Русское возрождени. – Нью-Йорк – М. - Париж, 1982, № 2 (18).

Киприан (Керн), архимандрит. Антропология ев. Григория Паламы. – Париж, YMCA - PRESS , 1950.

Козлов Максим (свящ. преп. МДА). Что воссоздаст великую Россию?/ Беседу вел А. Тимофеев // Православная беседа, – 1993, № 4.

Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М.: МП, 1993.

Красносельцев Н.Ф. О древних литургических толкованиях. – ЛИФОНУ (Новороссийский университет), IV , Визант. отд. II , Одесса, 1894.

Красносельцев Н.Ф. «Толковая служба» и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в Древней Руси XVIII века (библ. обзор) // Православный собеседник. – Казань, 1878, май.

Кураев Андрей, диакон. Грехопадение // Человек <РАН>, 1993, № 5, 6, 1994, № 1.

Ладинский А. Церковная археология. – СПб, 1873.

Лев [Церпицкий], еп. Новгородский и Старорусский. Размышления о религии и культуре // Москва, 1993, № 12.

Леман-Абрикосов Г.Л. Основные мысли о культуре и искусстве. – МДА., мат. ЦАК, вып. 9, 1971.

Леонтьев К.Н. Избранное. – М., Рарог, Моск. рабочий, 1993.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991.

Лосский В. Спор о Софии. Докладная записка прот. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. – Париж, 1936.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура. ТЗО, 6. – Тарту, 1973.

Максим Грек. Сочинения, т. III , Казань, 1862.

Малков П. О воззрениях святых отцов и учителей Церкви на языческую культуру // Альфа и Омега. – М., 1995, № 2(5).

Малков Ю.Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии // Советское искусствознание 77, вып. 2. – М, 1978.

Манн Т. Иосиф и его братья. – М., 1968, т. 1; Доктор Фаустус. – М., 1960, т. 5.

Марк (Лозинский). Епископ Игнатий (Брянчанинов). О церковном искусстве. – МДА, мат. ЦАК, № 6.

Матвеев Анатолий. Изобразительное искусство в жизни Церкви (реф.). – МДА, мат. ЦАК, вып. 9, 1971.

Мейендорф Иоанн, проториерей. Введение в святоотеческое богословия (конспекты лекций). – Вильнюс – Москва: Весть, 1992.

Мейендорф Иоанн, протопресв. Наследие красоты: Литургия и искусство в русской духовной традиции // Мера. – СПб., 1993, № 2.

Мейендорф Иоанн, протопресв. О византийском исихазме и его роли в культурном и политическом развитии Восточной Европы в XIV веке // Труды отдела древнерусской литературы, т. XXIX . - Л., 1974.

Миронов A . M . История христианского искусства. – Казань, 1914. «Народ Божий», Афины, 1977.

Настольная книга священнослужителя, т. 4. – М., 1983.

Некрасов В.Л. Некоторые работы по истории христианского искусства – западноевропейского и русского. – ЛДА., 1978 (дисс. машиноп.).

Никонор (Бровкович), епископ Херсонский и Одесский, преосвещ. Поучение при освящении здания Общества изящных искусств // Православное обозрение. – М., 1885, № 10.

Николай (Чернышев), диакон. К вопросу о восстановлении памятников церковной культуры в наши дни // Святыни и культура. – М.: БВС, 1992.

Никольский К.Т. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб., 1894; изд. 6, СПб., 1990.

Нил Синайский. Творения, ч. 3. – М., 1899 (Письмо по поводу украшения церкви).

Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. – М.: Путь, 1994.

Олсуфьев Ю., граф. Заметки о церковном пении и иконописи как видах церковного ис-

кусства в связи с учением Церкви // Московский журнал, 1992, № 3.

Остапов А., (прот.). Основные периоды истории русской культуры и искусства X – XX вв. – МДА., мат. ЦАК, № 4 (зодчество).

Остапов А. (прот.). Учебный курс церковной археологии. – МДА., 1964.

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. – СПб., т. 1–3, 1855–1857:

- Преподобного Максима исповедника тай-новодство о том, что символами служат действия, совершаемые по чину св. Церкви в божественном собрании (литургии).

- Слово св. Софрония, патр. Иерусалимского о таинственном священнодействии.

- Св. отца нашего Германа, патр. Константинопольского последовательное изложение церковных служб и обрядов, и таинственное умозрение о их значении.

- Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных.

Платон архим. Благодатные узы любви (богословие образа)//О вере и нравственности по учению Православной Церкви. – М.: МП, 1991.

Покровский Д. Словарь церковных терминов. - М.: РИПОЛ, 1995.

Покровский Н.В. История христианского искусства в первые восемь столетий. – СПб., 1883.

Покровский Н.В. Лекции по церковной археологии, читанные студентам СПб. Духовной Академии. – СПб., 1885.

Покровский Н.В. Церковная археология и литургика. – СПб., 1980; П., 1916.

Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. – П., 1916.

Попов И. Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства//Вопросы фиолсофии и психологии, кн. 1 (96), 1909.

Поселянин Е. Искусство и религия//Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. – 1992; № 1.

Православие и искусство. Опыт библиографического исследования/Авт.-составители: Е.В. Данилов, Д.В. Новиков. – М.: Т-во русских художников, 1994.

Редин Е.К. Христианская топография Козмы Индикоплова по греческим и русским спискам, ч. 1. –М., 1916.

Русская Православная Церковь. – М.: МП., 1980.

Рябушинский В.П. Литургическое значение священного искусства//Вестник РСХД. – Париж–Нью-Йорк, 1954, № 5–6 (35).

Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви. – Л.: Православная Духовная академия, 1991.

Святыни и культура. – М.: Общество ревнителей православной культуры, 1992.

Семенов Тянь-Шанский А. (прот.). Искусство в христианском мире//Вестник РСХД. – Париж–Нью-Йорк, 1962, № 2 (65).

Семенов Тянь-Шанский Д. Труд, творчество и свобода//Путь, 1936/37, № 52.

Серафим (Роуз), иеромонах. Православное мировоззрение//Русский паломник, 1990, № 1.

Серафим (Соболев), архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. – София, 1935.

Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. – Джорданвилль. – N . Y ., Свято-Троицкий монастырь, 1987.

Слесинский Р., Философия культа по учению о. Павла Флоренского//Вестник РДХ. – Париж-Нью-Йорк - М., 1981, № 3-4 (135).

Соловьев B . C . Общий смысл искусства// Сочинения в 2-х тт., т. 2/Общ. Вед. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; прим. С.Л. Кравца и др. – М.: Мысль, 1988 (Филосовское наследие, т. 105).

Сочинения св. Дионисия Ареопагита. Книга о церковной иерархии//Писания св. отцов и учителей Церкви, т. 1. – СПб., 1855.

Сочинения св. Иринея, еп. Лионского. – М., 1871.

Струев Н. Спор о софилогическом богосло-вии//Вестник РХД. –Париж–Нью-Йорк – М., 1987, № 1 (149).

Струев Н. Православие и культура/Вступ ст. Н. Поздняковой. – М.: Христианское издательство, 1992.

Субботин К. (св.). Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви. – Сатис, СПб., 1994.

Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и начале третьего века. – СПб., 1850, ч. 4.

Тихомиров П.В. Художественное творчество и религиозное познание. Филосовско-богослов-ский очерк. – Серг. Посад Моск. губ.; 2-я тип. Снегиревой, 1897.

Топоров В.И. О космологических источниках раннеисторических описаний // ТЭС, 6. – Тарту, 1973.

Трубецкой Е. Смысл жизни. – Берлин, Слово, 1992.

Угринович Д.М. Искусство и религия. – М., 1963.

Успенский Л. VII Вселенский Собор и догмат о иконопочитании. – ЖМП, № 12, 1958.

Федоров Н.Ф. Сочинения. – М., 1982.

Федор [Позднеевский], архиепископ. Смысл христианского подвига. – М., Донской монастырь, изд. МП, 1991 (Репринт. Изд. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1911).

Философия русского религиозного искусства XVI – XX вв. Антология/Сост., общ. ред. и предисл. Н.К, Гаврюшина. – М.: Прогресс, 1993.

Флоренский Павел (св.). Из богословского наследия: Богословие культа//Богословские труды, вып. XVII , 1977.

Флоренский Павел (св.). Храмовое действо как синтез искусств // Маковец. Журнал искусство, 1922, № 1 // Статьи по искусству, Paris , YMCA - PRESS , 1985 // AC Москва, 1988, № 6.

Флоренский Павел (св.). Христианство и культура // ЖМП, 1983, № 4.

Флоровский Г., проф., прот. Вера и культура // Святыни и культура: Сборник/Братство Всемилостивого Спаса. – М., 1922.

Флоровский Г.В. (прот.). Пути русского богословия. – Париж, YMCA - PRESS , 1983.

Флоровский Г.В. (прот.). Этос Православной Церкви // Вестник русского зап.-европей-ского патр. экзархата, № 42–43.

Хенгсбах Ф. Раннехристианское искусство из Рима (каталог), 1962, МДА, ЦАК.

Хомяков А. С. О возможности русской художественной щколы // Русская эстетика и критика 40–50-х годов XIX в. – М.: Искусство, 1982.

Христофор (архим.). Древнехристианская иконография как выражение древнецерковно-го мировоззрения, – СПб., 1886.

Черкасов-Георгиевский В. Москва. Религиозные Церкви и общины. – М.: Профиздат, 1992.

Шаргунов Александр, протоиерей. От богословских утопий к духовной трезвости // Пра-вославная беседа, 1993, № 1.

Шишкин А. О границах искусства у Вяч. Иванова и о. Павла Флоренского // Вестник РХД. – Париж-Нью-Йорк – М., 1990, № 3 (160).

Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. – Paris , YMCA - PRESS , 1985.

Шмидт Ф. Что такое византийское искус-ство//Вестник Европы, 1912, октябрь.

Шохин В. Демократия от богословия или Новое учение о Софии//Православная беседа. – 1993, № 2.

Эйкен Г. История и система средневекового мировоззрения. – СПб., 1907.

Языкова И.К. Богословие иконы. – М, 1995.

Яковлев И.Г. Искусство и мировые религии. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1977; 1985.