logo
пособие по проектированию храмов

Приложение 2 библиографический указатель Православный храм и его символика

Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. – М., 1985.

Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. – М., 1973.

Аверинцев С.С. К уяснению символа надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. – М., 1972.

Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. – М.: Наука, 1977.

Антоний митр. Сурожский. Дом Божий. Три беседы о Церкви. – М.: Путь, 1995.

Антонов Н.Р. Храм Божий и церковные службы (учебник богослужения для средней школы). – СПб., 1912.

Багрецов Л. Смысл символики, усвояемой св. отцами и учителями Церкви христианскому храму и его составным частям. – СПб., 1910.

Барсегян Т. «Божиим веление сотворенны» // Московский журнал, 1991, № 6.

Баталов А., ВятчанинаТ. Образ Иерусалимского храма в архитектуре Московского государства XVI – XVII вв.: доклад на VI Респ. конференции в Ереване в 1987 г. // АС Москвы, 1988, № 6.

Булгаков Г.И. Заветы древнего церковного зодчества и иконографии (К вопросу о вынесении жертвенников и ризниц из св. алтарей в особые помещения, об устройстве жертвенников узаконенного размера и формы и о размещении св. икон в храме и алтаре). – Курск, 1910.

Булгаковский Д. Св. Храм Божий и его священная важность для христиан. – СПБ., Тузов, 1893.

Бусева-Давыдова И.Л. Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. – СПб.: Центр восточ-нохристинской культуры, 1994.

Буслаев В.И. Сочинения по археологии и истории искусства (Византийская и древнерусская символика). Т. 1–3. – СПб., 1908, 1910; 1930.

Вагнер Г.К. От символа к реальности. – М., 1980.

Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // ВВ № 47. - М., 1986.

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.: Искусство, 1987.

Варнава еп. Место молитвы (храм и его внешняя обстановка) // Основы искусства святости, ж-л. «Глаголы жизни», 1992, № 2.

Вениамин (архиеп.). Новая Скрижаль. – СПб., 1908.

Ветринский И. Памятники древней хрис-танской Церкви. Т. 2. – СПб., 1830.

Вилинский С.Г. Византийско – славянские сказания о создании храма Св. Софии Ца-реградской // Летопись ИФО. VIII в. Визан-тийско-славянское отделение. Т. 5. – Одесса, 1900.

Владышевская Т.Ф. Музыка в синтезе храмового действа // Музыка Древней Руси. Искусство Древней Руси. – М., Искусство, 1993.

Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / Под ред. И.М. Лидова. – СПб.: Центр восточнохристианской культуры, 1994.

Голейзовский Н.К. Семантика новгородского тератологического орнамента //Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. – М., 1983.

Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах. – СПб., 1971.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С-Пб.: Сатис, 1995.

Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI -перюй половины XVII вв. //АН № 32. - М., 1984.

Гуляницкий Н.Ф. О внутреннем пространстве в композиции раннемосковских храмов // АН № 33. - М., 1985.

Живов В.М. «Мистагория» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. – М., 1982.

Иванов В.В. (св.) Христианская символика в богословии «Корпус ареопагитикум». – Загорск: МДА, 1975 (машинопись).

Иванов И. О значении храма и образа в области веры и религии Христовой. – Воронеж, 1894. Приложение 2. Библиографический указатель

Кирилл Транквилион. Зерцало богословия (свод символов Церкви). –Потаев, 1618; Унев, 1692.

Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии. – М., Наука, 1978.

Красносельцев Н.Ф. Очерки из истории христианского храма. – Казань, 1881.

К Свету. Символика русского храмоздательства. – М. 1994.

Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим. – М: Сол Систем, 1994.

Кудрявцев М.П., Мокеев Т.Я. О типичном русском храме 17 в. // АН № 29. – М., 1981.

Кудрявцев М.П. Сообщение по докладу прот. Льва Лебедева «Богословие земли как образа обетованной земли Царства небесного» (содоклад на межд. церк. конф.: «Богословие и духовность», май 1987) // Тысячелетие Крещения Руси. – М.: МП, 1989.

Кудрявцев М.П. Храмовая архитектура Древней Руси // Русская Православная Церковь. - М., 1980.

Лев Лебедев, прот. Богословие русской земли как образа обетованной земли Царства небесного (на некоторых примерах архитектурно-строительных композиций XI – XVII вв.). Доклад на межд. церк. конф. «Богословие и духовность», май 1987 // Тысячелетие Крещения Руси. – М.: МП, 1989.

Лев Лебедев, прот. Духовное преображение творения в православном богослужении. – ЖМП, 1983, № 7.

Лев Лебедев, прот. Православный храм; Богослужения при основании и освящении храма; Богословско-литургический словарь // Настольная книга священнослужителя. Т. 4. – М.: МП, 1983.

Лелеков А.А. Символизм новгородских сионов // Сообщения 1 ВЦНИЛКР 28. – М.,

1973.

Лео фон Кленце. Руководство к архитектуре христианского культа. – Мюнхен, 1833.

Лидов A . M . Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. – Центр восточнохристианской культуры, СПб., 1994.

Локтев В.И. Крестово-купольный тип храма в русской и грузинской средневековой архитектуре как способ восприятия пространства (доклад на II международном симпозиуме по грузинскому искусству). – Тбилиси, 1977.

Лосев И.О. Логика символа // Контекст-1972. - М., 1973.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1. – М., 1930.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976.

Лосский В. Образ и подобие. – ЖМП. № 3, 1958.

Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика // Альфа и Омега. – М., 1995, № 3(6).

Максим Исповедник. Тайноводство // Писания отцов и учителей Церкви. – СПб., 1855.

Матфей (игумен). О духовном значении храма. – Загорск: МДА, материалы ЦАК, № 8, 1970.

Мельник А. Освященное пятиглавие // Московский журнал, № 4, 1992.

Мокеев Г.Я. Столичный центр Пскова конца XV в. // АН, N 21. – М., 1976.

Мэтью Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантокра-тора в куполе // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. – Центр восточнохрис-тианской культуры, СПб., 1994.

Никодим митр. Ленинградский и Ладожский. Христианские храмы и богослужение во времена св. Иоанна Златоуста (по его творениям). - ЖМП, 1964, № 11-12.

Новая Скрижаль. – СПб., 1909.

Нюстрем Эрик. Библейский словарь (храм...).– Торонто, 1989.

ОстаповА. (прот.). Церковно-археологический словарь (элементы арх. и живоп., персоналии, стили, города). – МДА, 1961; 1963 (машинопись).

Першин С. Почему церковь похожа на церковь? // Наука и религия, № 3, 1985.

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Сочинения Блаженного Симеона архиепископа Фессалоникийского. – СПб., 1856.

Покровский Н.В. Иерусалимы или сионы Софийской ризницы в Новгороде. – СПб., 1911.

Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. – М., 1880.

Покровский Н.В. Справочная книжка для любителей церковной архитектуры, – СПб., 1904.

Протасов Н.Д. Архитектура храма и настроение. – Сергиев Посад, 1913.

Раппопорт П.А. Ориентация русских церквей // Краткие сообщения института археологии, вып. 139. – М.: Наука, 1974.

Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. – М.: МАР-ТИС, 1995.

Светлаков А. (св.) Христианские храмы, история их и значение. – Н. Новгород, 1882.

Святославский И. (св.) Записки для чтения о храме с приложением об иконописи. – М, 1879.

Серафим Слободский (прот.). Закон Божий (храм и его устройство). – Jordanville , USA , 1987.

Симбирцев И.М. О старинном устройстве деревянных церквей на Севере в идейном и эстетическом отношении. – Архангельск, 1914.

Скабаланович М. Таинственный храм прор. Иезекииля // Труды Киев. Дух. Акад. – 1908, март.

Смирнов (архимандрит Евлогий). Храм Божий - ЖМП, 1973, № 10.

Соболев И. (ев) Православный храм. – ЖМП., 1972, № 11.

Трифон (епископ Дмитровский). Любите храм Божий. – ЖМП, 1974, № 12.

Троицкий Н.И. Влияние космологии на иконографию византийского купола. – Тула, 1898.

Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение, 1891, апрель; Труды VIII АС, т. 4, М., 1887.

Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении. – Тула, 1916.

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. – М., 1916.

Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. – М., 1908; рукописи А.С. Уварова т. II . – СПб., 1858.

Уваров А.С. Христианские древности и зодчество, т. 1. – МДА, ЦАК.

Успенский Б.А. Солярно-лунарная символика в облике русского храма. // Тысячелетие Крещения Руси. – М.: МП. 1983.

Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: МП, 1989.

Успенский Л. Символика храма. – ЖМП, № 1, 1958.

Федоров В. На стезях духовного созидания (храм и богослужение) // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. – М.: МП, 1991.

Феодосии Сафонович. Выклад о церкви и ея тайнах. – Киев, 1666.

Флоренский Павел (св.). Иконостас// Богословские труды, № 9. – М., 1972.

Флоренский Павел (св.). Небесные замения / Размышления о символике цвета // Маковец. Журнал искусств, 1922, № 2.

Храм Божий и церковные службы // Учебник богослужения для средней школы. – СПб., 1912.

Церковная археология в вопросах и оглавлениях по книге, именуемой Новая Скрижаль, для употребления в духовных семинарах. – СПб., 1839.

Чтение о-ва любителей духовного просвещения. О храмах. – СПб., 1875, № 4.

Шамаро А.А. Русское церковное ходчество: символика и истоки. – М., Знание, 1988, № 10.

Языкова И.К. Икона в литургическом пространстве // Богословие иконы. – М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995.

Ястребов А. Храм, его символика и значение в жизни христианина. – ЖМП, № 11, 1953.

Auber С . Histoiree et theorie du symbolisme religient avant et deputs te Christiansisme. – Paris, 1971.

Braun J. Der christiche Altar, I–II. – Munchen, 1924.

Faeusen Hubert. Geschichte, Symbolik und Funktion altrussische Baukunst.

Gass W. Symbolik der griechischen Kirche. – Berlin, 1972.

Gers Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. – Herder, 1992.

Kallenbach G. Dogmatische-Liturgischsym-bolische Auffassung... – Hall, 1857.

Klenze L. Anweisung zur Architektur des christlichen Cultus –Munchen, 1833.

Martyzium. Recherche sur le culte des relignes et lart chretien antigue, ler vol. Architecture. – Collede de France, 1946, 2 vol, Iconographie, 1946.

Ouspenski Z. The symbolism of the Church. – Oxford, 1964.

Ouspenski Z. Symbolik des orthodoksen kirchengebaude und der Icon.

Panofasky E. Aufsatze zu Grundfragen der Kunstgeschichte. – Berlin, 1964.

Sauer J. Symbolik der Altars. – Freiburg im Sreisgan, 1924.

Smith E. Architectural Symbolism of imperial Rome and Middle Ages. – Princston, 1956, The Dome, Princston, 1956.

Schnell H. Zur Situation der christlichen Kunst der Gegenwart. –Munchen-Zurich, 1962.

Sczensny Marina. Leon von Klenzes «Anweisung zur Architektur des christlichen Cultus» ( дисс ), 1974.