Двор скинии – дорога ко Христу.
Рассмотрим следующий рисунок.
Немного из анатомии. Ноги (1) – для передвижения, таз; (2) – прочное слитное соединение; плечи (3) – сильные, так как на них часто приходится нести груз. Диафрагма (4) отделяет сердце (5) и легкие от желудка. В скинии точно такое же разделение. Святая святых – это часть, где находится сердце (5). Оно воистину должно быть святым, потому что в этом сердце живет Бог. Святилище расположено там, где находится вторая часть тела – ниже диафрагмы, и привязана больше к земному (6). Наше сердце должно точно соответствовать размеру святая святых, не выходить за его рамки, иначе придется подрезать сердце, чтобы оно вместилось в святая святых. «Если кто совершен, так должен мыслить. Если вы о чем мыслите, то и это вам Бог откроет» (Фил. 3.15). Кто чего достиг, по тому правилу и должен жить. Только тот является святым христианином, кто полностью посвящен Богу.
Как видите, голова (7) расположена вне скинии. Над скинией находилась Слава Божия. Это все равно как центр, откуда приходят команды. Этот как будто нерв, соединяющий нас с Богом. У нас действительно не должно быть своей головы. Наша голова – это голова Бога.
Рассмотрим еще один рисунок.
Вся скиния построена в своем прогрессирующем развитии. Во дни Адама и Евы мы находились перед самим входом во двор скинии (Г). Это была дверь, состоящая из крученого виссона (2), нашего Иисуса Христа, о Котором Бог сказал Адаму и Еве (Быт. 3.15). Мы вошли в эту дверь, переступив через грех (медные подножия), потому что Иисус (завеса) заплатил за это цену (серебряные крючки). Уже тогда Бог определил Свою задачу – Он есть Бог, человек, царь, слуга (4 столба (3). Завеса состояли из трех полотен, потому что Бог тогда, во времена Адама и Евы, говорил о Своем триединстве (Отец, Сын, Дух Святой (4). Здесь, у входа людям было просто сказано: «Не ешьте!» Войти во двор скинии мы можем только тогда, когда признаем свой грех.
Мы входим в эти ворота и идем. Подходим к жертвеннику (5). Жертвенник, как мы говорили – символ Креста. Во времена Адама и Евы возносились на жертвенник приношения Богу, во времена Ноя и в последующие. Делать такие жертвы означало угождать Богу. Когда приносились эти жертвы, люди вспоминали об обещанном Мессии. Каждая жертва на жертвеннике являлась прообразом самой великой жертвы, которая когда-либо приносилась! Мы признали свой грех. Но этого мало. Кто-то должен умереть за него. Это делает Иисус!
Пройдя жертвенник (Крест), мы подходим к умывальнику (6). Здесь Бог говорит с каждым человеком индивидуально. Дальше человек может продолжать свой путь, только заглянув в зеркало и увидев себя грязным и запятнанным. Дальше можно двигаться, только омыв свои руки и ноги, очистившись. Слово Божие, в которое мы смотримся как в зеркало, очистит нас.
Подойдя ко входу в саму скинию (7), мы окажемся перед завесой, состоящей из четырех полотен, которые находились на пяти столбах (8). Это прообраз 5 книг Моисея. Изучение Пятикнижия поможет нам лучше понять любовь и оценить жертву, которую принес Иисус. Пятикнижие Моисея поможет нам осознать в себе грех (медные подножия), увидеть его в себе. (Прочитайте Евр. 3.) Моисей был верным служителем Бога. Через него мы сможем больше узнать не только о грехе, но и о природе греха, а также о справедливости и смысле крови. Там у входа в скинию, людям был дан закон и пояснение, что такое грех. Там были даны десять заповедей. Приходя туда, мы уже должны принадлежать Церкви. Тогда кажущиеся на первый взгляд неразрешимыми проблемы и трудности окажутся не такими уж значительными. Четыре полотна завесы на золотых крючках дают нам понимание четырех важных истин о грехе, жертве, общении друг с другом и жизни обетованной, вечной. В Торе (Пятикнижии) Иисус Навин ввел людей в эту землю. Но сам Моисей, являясь прообразом Иисуса, не был послан нам с небес. Сам Бог обещал спуститься с неба, приняв человеческий облик. Потому что даже зная закон Моисея, никакой человек не может спастись ни этим законом, ни своими праведными делами. Здесь крючки уже золотые, но подножия все еще медные, что напоминает нам о дальнейшем очищении от греха по мере нашего продвижения к святая святых.
Мы проходим это место и оказываемся во святилище Богу (9). И здесь очень важно не останавливаться. В этом святилище остались и не пошли дальше евреи, последователи иудейской религии. Наша цель – святая святых. В святилище мы проходим дальнейший путь очищения, потому что там есть светильник, стол хлебов предложения, там есть жертвенник для курений. Посредством этих принадлежностей все более очищается наша греховная жизнь. Здесь завеса (10), отделяющая святилище от святая святых (11), покоится на столбах, которые вставлены в серебряные подножия. Греха уже нет. Как нет «никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Рим. 8.1). Если мы подошли к этой завесе, отныне мы стали покоиться на милости Божьей, на Его благодати.
Начинали мы идти с узкого пути (1). Когда подошли к скинии, наш путь расширился (2). Вспомним дерево, которое растет от корня. Корень – обетование о Мессии. Когда дорога начинает расширяться – мы узнаем много нового, познаем Божьи истины. Длинная широкая дорога – это Библия, которая сначала содержала для нас только самые основы, а затем мы узнавали все больше и больше, расширяли и дополняли свои знания.
На отрезке «вход-жертвенник» (2–5) нам отрывается смысл жертвоприношений и значение крови. На отрезке «жертвенник-умывальник» (5, б) мы познаем, что такое очищение.
Но именно с самой широкой линии, у входа в саму скинию (7), дорога вновь начинает сужаться и очень быстро. Это то место, откуда начинается наш узкий путь к Христу. И чем ближе мы подходим к святая святых (9), тем все уже он становится. И там, у самого входа (10), если мы не принимаем жертвы Иисуса Христа, если мы не входим во святая святых ( II ), мы будем раздавлены, потому что мы не войдем в Царство небесное этой единственной дверью. Здесь также три полотна, но эти полотна – на золотых крючках. А столбы – на серебряных подножиях. Только здесь мы может вплотную подойти к Иисусу и быть спасенными через Его Жертву. Только тут мы должны войти через разодравшуюся завесу в храме и ощутить присутствие Божие. Только оттуда мы может начать свой путь в вечность (крышка ковчега)!
- Мдс 31-9.2003 Православные храмы.
- Содержание
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2. Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Символ русского православного храма для храмоздателя:
- Храм - место священное
- Храм - место особого присутствия Божия
- Храм Божий - место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Храм Божий - воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме. Молитва перед входом в церковь
- 1. Творения святых отцов
- Церковь домовая
- 1 .2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I §3
- Глава II . (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными) §1
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I . (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых )
- Глава III . (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV . (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V . (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- О поклонении на восток
- Об иконах
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- Подготовительные обряды
- Энарксис
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все - Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечыики, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов - в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви (л., пда, 1991, с. 19-26.)
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох (м.: «Отчий дом», 1994, с. 384.)
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле (По словам о. Иоанна Кронштадского) (м., 1994, с . 12-18.)
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II . О главнейших частях церкви § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III . О святом престоле и его принадлежностях § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V . О горнем месте и сопрестолии § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI . Об иконостасе, солее и амвоне § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- Иконы в иконостасе
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII . О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях § 1. Двери царские и святые
- Глава IX . О светильниках, воске, елее и фимиаме § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X . О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся § 1. Притвор и паперть
- Завеса в западных дверях
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура (Журнал «к Свету», №17, Символика русского храмоздательства, м., 1997, с. 48- 59.)
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается (м., 1994.)
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- (Журнал «к свету», №17. Символика русского храмоздательства.
- М., 1997, с. 3-5.)
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии (м., 1996.)
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение (н. Новгород, 1882.)
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина (жмп, 1953, № 11.)
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме (м., 1889.)
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей ( Сочинения в четырех томах, т.2. М., 1996, с. 441, 442.)
- Иконостас
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом (1707-1733, Киев, 1868. Переиздание: м., 1993, с. 223-236.)
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого ряда стенной живописи
- Начало второго ряда
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой» (Сатис, сПб, 1999, с. 38-47; 52-58.)
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр.
- Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- (Доклад на Всероссийском совещании в Костроме 21-25 сентября 1992 г.
- «Проблемы и пути возрождения Российской архитектуры». М., 1993, с. 7-10.)
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий (жмп, 1973, № 10.)
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм (м., 1999, с. 155-158.)
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика (Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999, с. 159-181.)
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин).
- Путь христианина - проповеди.
- О беседе с самарянкой
- ( М., 1999, с. 179-181.)
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию (Эссекс-Москва, 1997, с. 90-91.)
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви (Имка Пресс, 1984, с. 22-26; 46-48; 55-58.)
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви) ( Имка Пресс, Париж, 1985, с. 278-280; 292-295.)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы (Имка Пресс, 1987.) Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства (жмп, 1983, № 4.)
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви (Вопросы реставрации)
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству (Доклад прочитан на международной конференции мса в 2000 г.)
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев.
- К вопросу о восстановлении памятников
- Церковной культуры в наши дни
- (Святыни и культура, м., 1992, с. 19–23.)
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя.
- Православный храм
- (Т. 4, м., 2001, с. 9-23, 365-370.)
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике (сатис, с.-Пб., 1995, с. 36, 37; 54-70; 81-86.)
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I – III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и.
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- Внутреннее убранство храмов
- 3.1.1.6. Салько a . M . Руководство к устройству каменнных и деревянных церквей (Саратов, 1898, с. 12, 13.)
- Выбор мест под постройку церквей
- Размеры здания церкви
- Ходатайство о разрешении на постройку церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма (Смысл иконы. М., 1999, с. 132–136.)
- Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий (сПб., ИзданиеА.С. Суворина, 1912.)
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении (Тула. 1916, с. 5–21.)
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе (м.: ИнфоАрт, 1991, с. 9–12; 67–68.)
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма (жмп, 1948, № 1. С. 37-47.)
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви (Переславль, 1997, с. 247–252.)
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса (м., 1992, с. 17, 18, 27.)
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре (Зодчий, 1905, № 11, с. 132-133.)
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия (м.: тоо«изан», 1996, с. 25-49.)
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI – XVII вв. (Герменевтика древнерусской литературы XVI - нач. XVIII в.,м., 1989.)
- 3.1.2.3. Вагнер г. К. Византийский храм как образ мира (Византийский временник, т. 47, м.: Наука, 1986, с. 163–181.)
- Истоки ранневизантийского храма. Раннехристианская базилика
- Истоки ранневизантийского храма. Центрические тенденции
- «Новая модель мироздания» (храм-космос)
- Модификация храма-космоса (храм - «земное небо»)
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 62–65.)
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры ( м.: Искусствознание, 2000, с. 104-107; 142-148; 262-269.)
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в. (Рукопись)
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX – XI веков п ервые храмы Киевской Руси IX – первой половины XI века
- Монастырские храмы второй половины XI века
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII – XV веков
- Храмостроительство в юго-западной Руси
- Храмостроителъство во Владимире-Суздальском княжестве
- Храмостроительство в Новгородско-Псковской земле
- Храмостроителъство в Тверском и раннемоасовском княжествах
- Храмостроительство в западной Руси и Литве XIV – XVI веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве середины XV – XVI вв. Москва– третий Рим
- Кремлевские храмы
- Шатровые храмы XVI века
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке Храмостроительство «послесмутного» времени начала XVII века
- Храмостроителъная деятельность Святейшего Патриарха Никона
- Построение монастырских ансамблей XVII века
- Обмирщение храмового зодчества второй половины XVII века
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве
- XVIII - начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX –начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм («к Свету», № 17, м., 1998, с. 65-87.)
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства (Рукопись)
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза (Икона и иконичность. С.-Пб., 2002, с. 80-89; 102-109.)
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим (Памятники Отечества, № 3, 1991, с. 74–81.)
- Наружная символика русских православных храмов X – XII веков
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 273-276; 295, 297-303.)
- Красота
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида-основные формообразующие символы православного храма (Материал предоставлен на международную конференцию мса в 2000 г.)
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс – развитие русских монастырей (Материалы международной конференции, м., 2000.)
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России (Храмостроительство в России. Традиции и современность. – м.: раасн, 1996, с. 19–24.)
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма (Об иконографии и тектонике православного храма. – м., 1996, с. 9–21.)
- 3.2. Зарубежные авторы
- Вторая книга паралипоменон Храм
- Божьи храмы
- Откровение
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов (Индрик, м., 2001, с. 14-65.)
- Классическая система декора средневизднтийского храма
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви (м., 1994, с. 122-123; 215.)
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм) (Торонто, 1989, с.418–420; 478–485.)
- Скиния (евр. – мишкан)
- Храм (евр. – бейт-микдаш, т.Е. Дом святилища)
- Иерусалимский храм
- План иерусалимского храма во времена христа
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содерегтер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния) (Лондон–Керчь, 1998.)
- Двор скинии – дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда (ббк, м,, 2000, с. 12-14; 33-35; 40-43;58-62; 83-91; 112-115; 122-124;
- 141-142; 146-154; 165-173; 179;186-187; 194-201.)
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции Обстановка Евхаристии
- Рождение иконографии
- 3. IV в. Возвышение Константинополя
- Обстановка литургии
- Имперские влияния в иконографии
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- Константинопольские храмы
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника Юстинианова церковь Святой Премудрости (Айя-София)
- Тайноводство Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания Устройство и убранство храмов IX в.
- Литургия в IX в.
- Церковная история Германа Константинопольского
- 7. Византийская литургия в XI в.
- Храм и его убранство
- «Сокрытие тайн»
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- Обстановка литургии
- Становление иконостаса
- Убранство храма
- Литургия в XIV в.
- Толкование литургии
- Симеон Солунский
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Приложение 1 тематический указатель
- Приложение 2 библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Приложение 3. Иллюстративный материал