logo search
БилетыОтвет

4.2 Предметные заголовки и подзаголовки

Сложная предметная рубрика состоит из заголовка и подзаголовка. Предметный заголовок – это слово или словосочетание, которое отражает основной предмет документа.

Подзаголовки отражают тот или иной аспект рассмотрения предмета, выраженного заголовком предметной рубрики. Лексику подзаголовков можно подразделить на следующие виды:

Тематические подзаголовки отражают части, детали, процессы, свойства, идеологическую характеристику, оценку и другие стороны, аспекты рассмотрения предмета, выраженного заголовком предметной рубрики.

В лексике тематических подзаголовков различают общие подзаголовки, соответствующие понятиям с широким объемом и использующиеся в терминологии всех областей знаний.

Типовые подзаголовки представляют собой термины, использующиеся в нескольких областях знаний для характеристики однородных групп предметов, выраженных заголовком рубрики.

Географические подзаголовки отражают географическое положение объекта.

Хронологические подзаголовки характеризуют время существования предмета или явления или указывается на какой-то исторический период, рамками которого ограничено рассмотрение предмета или события.

Формальные подзаголовки характеризуют не предмет, рассматриваемый в документе, а сам документ со стороны его читательского назначения, формы изложения материала, типа и вида издания.

Чтобы информационно-поисковый язык мог в полной мере осуществить свою поисково-информационную функцию, предметная рубрика, являясь его основным элементом, должна соответствовать определенным требованиям и формулироваться по правилам.

Предметная рубрика должна быть:

  1. Грамотной - не содержать научных и политических ошибок.

  2. Адекватной - полно и точно передавать информацию. Особое место здесь при составлении предметных рубрик выражается в умении адекватного понимания мыслей и чувств, выраженных автором.

  3. Однозначной - не допускать двусмысленных толкований, исключать омонимию и полисемию (многозначность).

  4. Комплексирующей - собирать все сведения о предмете

  5. Эвристичной - на первом месте в предметной рубрике должно стоять слово, несущее максимальную смысловую нагрузку

Правила формулирования предметных рубрик:

  1. В состав предметных рубрик могут входить все части речи, но чаще всего существительные и словосочетания с ними.

  2. Предметные рубрики и их подзаголовки, как правило, формулируются в именительном падеже.

  3. В формулировках предметных рубрик употребляется как единственное, так и множественное число. Единственное число применяется в тех случаях, когда предмет не имеет множественного числа. Например, пальто. В спорных случаях предпочтение отдается множественному числу.

  4. Даты в заголовках и подзаголовках пишутся и арабскими, и римскими цифрами. Даты даются в круглых скобках, буква "г" не ставится, если не указывается месяц и в состав дат не входят века и годы одновременно.

  5. Сокращения в предметных рубриках: названия, имеющие полную и краткую формы отражаются в полной форме. От сокращений дается отсылка

  6. Пунктуация в предметных рубриках и подзаголовках. Все знаки препинания в заголовках предметных рубрик употребляются в соответствии с правилами русского языка. В предметных рубриках и подзаголовках употребляются три знака:

  1. В тех случаях, когда одно понятие обозначается разными словами, синонимами, то необходимо из всех слов выбрать одно наиболее точное, а от других делается отсылка

  2. От иностранных терминов, имеющих соответствующий эквивалент в русском языке, к русскому дается отсылка

  3. Для выбора ведущего слова (первого слова предметной рубрики) может быть использована инверсия