1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
Клюев, Суслова, ястребова
БМ - технология управления, ориентированная на максим, удовлетворение нужд и потребностей пользователей услугами и продукцией библиотеки. Он направлен на совершенствование работы библиотек в условиях рыночной экономики, на приспособление их деятельности к изменениям потребностей обслуживаемого района и его населения, на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги.
. Маркетинговые исследования – систематический сбор упорядочение и анализ данных о состоянии БИ рынка, о потребностях физических и юридических лиц в БИ продукции и услугах, о спросе на них.
Библиотечный маркетинг заключается в том, что деятельность библиотеки полностью подчиняется потребностям и интересам читателей. БМ развивается по двум направлениям:
1)Коммерческий библиотечный маркетинг, когда библиотека выступает на информационном рынке, на котором продаются информационные продукты и услуги; Коммерческий маркетинг является средством дополнительного получения финансовых средств. Ком. Деят-сть библиотеки: предоставление платных услуг, продажа продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки
2)Некоммерческий маркетинг, который выражается в том, что используются элементы коммерческого маркетинга для формирования положительного имиджа библиотеки. В общедоступных библиотеках, осущ-х бесплатное библиотечное обслуживание, ведущее место занимает некоммерческий маркетинг
Библиотечный маркетинг развивается преимущественно как некоммерческий и проявляется в следующих направлениях:
1)изучение потребностей населения и ориентация всей деятельности библиотеки на удовлетворение этих потребностей;
2)освоение инновационных форм и методов работы;
3)обеспечение высокого имиджа и репутации данной организации.
В структуру библиотечного маркетинга входят книжно-библиотечный и библиотечно-информационный маркетинг. Из последнего нередко выделяют, как самостоятельный вид, информационный маркетинг — всестороннее изучение информационных потребностей и их удовлетворение, область информационного бизнеса.
Основными целями библиотечного маркетинга являются:
-максимальное удовлетворения нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;
-развитие перспективного спроса на библиотечные услуги,
-вовлечения в библиотечное обслуживания новых пользователей
Принципы некоммерческого маркетинга – отсутствие стремлений к финансовой выгоде, изучение потребностей и их удовлетворение, недопустимость перевода основных бесплатных услуг в платные, обратная связь с пользователем. Функции (направления) библ. Маркетинга – аналитическая (анализ внешней и внутренней среды б-ки), управленческая.
Комплекс маркетинга
5 элементов маркетинга:
1)товар (продукт, услуга)
2)цена(точно рассчитанная в соответствии с рыночными законами спроса и потребления), 3)распространение – всеми путями,
4)штат сотрудников
5) PR, распространение информации, реклама.
Маркетинговая Концепция биб-ки.
1 этап - подготовительный.
1)определение миссии и целей библиотеки.
2) поддержка органов управления; согласие сотрудников
3) формирование команды.
2 этап – аналитический.
1) Сбор внешней и внутренней информации о своем окружении.
2) анализ рынков.
3 этап – управленческий.
1) сегментация рынка
2) определение целей маркетинга
3) поддержка органов управления, согласие сотрудников
4) планирование услуг и продукции
5) реклама и пиар.
4 этап – реализация
Маркетинговая деятельность биб-к развивается в ряде направлений:
1) аналитическое (информационное) – позволяет выявить существующие потребности различных групп пользователей, степень их удовлетворения и пользования различными видами биб-х услуг. Это направление обеспечивается проведением маркетинговых исследований, то есть комплексным изучением БИ рынка, спроса на услуги. Включает анализ: внешней среды, численности и состава потенциальных пользователей услугами б-ки; потребности пользователей; востребованность тех или иных услуг.
2) стратегическое направление имеет целью определить перспективы деятельности б-ки на базе маркетинговых исследований включает: сегментацию групп пользователей; прогнозирование нужд и потребностей пользователей; выявление конкурентов и возможных партнеров в предоставлении БИ услуг; формирование ассортимента бесплатных и платных услуг; создание позитивного имиджа б-ки; стратегия обратного реагирования – ответное реагирование б-ки на спрос; оборонительная стратегия защита уже отвоеванных потребительских ниш на рынке; стратегия выжидания перспектив и возможностей для введения новых услуг. Правильный выбор стратегии имеет важное значение, именно с него начинается стратегическое планирование маркетинговой деят-ти.
3) управленческое направление ориентировано на реализацию марк. Стратегии б-ки и базируется на исследованиях. Оно включает: контроль за ходом реализации планов и программ маркетинговой деятельности; анализ ее результатов и корректировку; оценку конкурентной способности услуг б-ки и внесений изменений в их ассортимент; стратегическое планирование деят-ти б-ки, разработку бизнес-планов. Стратегическое планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в установлении целей маркетинговой деят-ти б-ки, определении необходимых для достижения ресурсов и выбора наиболее рациональных путей и использования этих ресурсов. Задача страт. Планиров-я целенаправленное инновационное развитие маркетинговой деятельности б-ки. Бизнес-план – экономическое обоснование маркетинговой деят-ти б-ки, подразумевает разработку плана внедрения платных услуг, развития предпринимательской деят-ти б-ки.
- Билет № 1
- 2. Определение, классификация и функции документов.
- Билет № 2
- 1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- 2. Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Билет № 3
- 1..Место и статус библиотековедения в системе наук.
- 2. Видовая структура документального потока.
- 3. Сложность языка.
- Производственно-практическая литература
- Билет № 4
- 1.Миссия, социальная роль, социальные функции библиотеки.
- 2. Закономерности развития первичного документального потока.
- 1. Рост объема документального потока
- 2. Старение информации и документов
- 3. Рассеяние и концентрация документов в документальном потоке
- Билет № 5
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- 2.Машиночитаемый формат библиографической записи: структура, назначение, технология ввода в электронный каталог (эк)
- Билет № 6
- 1.Инновационная деятельность в библиотеках.
- 2. Универсальные информационно-поисковые языки (ипя) используемые в России (удк, ббк). Структура и области их применения.
- Билет № 7
- 1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- 2.Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- 4.2 Предметные заголовки и подзаголовки
- 4.3 Ссылочно-справочный аппарат япр
- Билет № 8
- 1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
- 2. Основные функции библиографической службы
- Билет № 9
- 1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- 2.Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Билет № 10
- 1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
- Билет № 11
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты бз (бо, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).
- Билет № 12
- Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.
- Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (бз). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к бо.
- 2.1 Области и элементы библиографического описания
- 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта
- 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания
- Билет № 13
- Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.
- Билет № 14
- Книжное дело в России в XIX- в начале хх века. Основные направления. Основные издательства.
- Билет № 15
- Современное книжное дело в России.
- Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 16
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- 2. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.
- Билет № 17
- 2. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 18
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- Билет № 19
- Этика библиотечно-информационной деятельности
- 2. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке.
- Билет № 20
- Организация и методика библиотечно-информационных исследований.
- Билет № 21
- 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
- 2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.