logo search
БилетыОтвет

1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.

Клюев, Суслова, ястребова

БМ - технология управления, ориентированная на максим, удовлетворение нужд и потребностей пользователей услугами и продукцией библиотеки. Он направлен на совершенствование работы библиотек в условиях рыночной экономики, на приспособление их деятельности к изменениям потребностей обслуживаемого района и его населения, на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги.

. Маркетинговые исследования – систематический сбор упорядочение и анализ данных о состоянии БИ рынка, о потребностях физических и юридических лиц в БИ продукции и услугах, о спросе на них.

Библиотечный маркетинг заключается в том, что деятельность библиотеки полностью подчиняется потребностям и интересам читателей. БМ развивается по двум направлениям:

1)Коммерческий библиотечный маркетинг, когда библиотека выступает на информационном рынке, на котором продаются информационные продукты и услуги; Коммерческий маркетинг является средством дополнительного получения финансовых средств. Ком. Деят-сть библиотеки: предоставление платных услуг, продажа продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки

2)Некоммерческий маркетинг, который выражается в том, что используются элементы коммерческого маркетинга для формирования положительного имиджа библиотеки. В общедоступных библиотеках, осущ-х бесплатное библиотечное обслуживание, ведущее место занимает некоммерческий маркетинг

Библиотечный маркетинг развивается преимущественно как некоммерческий и проявляется в следующих направлениях:

1)изучение потребностей населения и ориентация всей деятельности библиотеки на удовлетворение этих потребностей;

2)освоение инновационных форм и методов работы;

3)обеспечение высокого имиджа и репутации данной организации.

В структуру библиотечного маркетинга входят книжно-библиотечный и библиотечно-информационный маркетинг. Из последнего нередко выделяют, как самостоятельный вид, информационный маркетинг — всестороннее изучение информационных потребностей и их удовлетворение, область информационного бизнеса.

Основными целями библиотечного маркетинга являются:

-максимальное удовлетворения нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;

-развитие перспективного спроса на библиотечные услуги,

-вовлечения в библиотечное обслуживания новых пользователей

Принципы некоммерческого маркетинга – отсутствие стремлений к финансовой выгоде, изучение потребностей и их удовлетворение, недопустимость перевода основных бесплатных услуг в платные, обратная связь с пользователем. Функции (направления) библ. Маркетинга – аналитическая (анализ внешней и внутренней среды б-ки), управленческая.

Комплекс маркетинга

5 элементов маркетинга:

1)товар (продукт, услуга)

2)цена(точно рассчитанная в соответствии с рыночными законами спроса и потребления), 3)распространение – всеми путями,

4)штат сотрудников

5) PR, распространение информации, реклама.

Маркетинговая Концепция биб-ки.

1 этап - подготовительный.

1)определение миссии и целей библиотеки.

2) поддержка органов управления; согласие сотрудников

3) формирование команды.

2 этап – аналитический.

1) Сбор внешней и внутренней информации о своем окружении.

2) анализ рынков.

3 этап – управленческий.

1) сегментация рынка

2) определение целей маркетинга

3) поддержка органов управления, согласие сотрудников

4) планирование услуг и продукции

5) реклама и пиар.

4 этап – реализация

Маркетинговая деятельность биб-к развивается в ряде направлений:

1) аналитическое (информационное) – позволяет выявить существующие потребности различных групп пользователей, степень их удовлетворения и пользования различными видами биб-х услуг. Это направление обеспечивается проведением маркетинговых исследований, то есть комплексным изучением БИ рынка, спроса на услуги. Включает анализ: внешней среды, численности и состава потенциальных пользователей услугами б-ки; потребности пользователей; востребованность тех или иных услуг.

2) стратегическое направление имеет целью определить перспективы деятельности б-ки на базе маркетинговых исследований включает: сегментацию групп пользователей; прогнозирование нужд и потребностей пользователей; выявление конкурентов и возможных партнеров в предоставлении БИ услуг; формирование ассортимента бесплатных и платных услуг; создание позитивного имиджа б-ки; стратегия обратного реагирования – ответное реагирование б-ки на спрос; оборонительная стратегия защита уже отвоеванных потребительских ниш на рынке; стратегия выжидания перспектив и возможностей для введения новых услуг. Правильный выбор стратегии имеет важное значение, именно с него начинается стратегическое планирование маркетинговой деят-ти.

3) управленческое направление ориентировано на реализацию марк. Стратегии б-ки и базируется на исследованиях. Оно включает: контроль за ходом реализации планов и программ маркетинговой деятельности; анализ ее результатов и корректировку; оценку конкурентной способности услуг б-ки и внесений изменений в их ассортимент; стратегическое планирование деят-ти б-ки, разработку бизнес-планов. Стратегическое планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в установлении целей маркетинговой деят-ти б-ки, определении необходимых для достижения ресурсов и выбора наиболее рациональных путей и использования этих ресурсов. Задача страт. Планиров-я целенаправленное инновационное развитие маркетинговой деятельности б-ки. Бизнес-план – экономическое обоснование маркетинговой деят-ти б-ки, подразумевает разработку плана внедрения платных услуг, развития предпринимательской деят-ти б-ки.