logo search
Papanova_Urochische_Sto_mogil_nekropol_Olvii_Po

4.1. Погребальный обряд

Погребальный обряд — это религиозно_бытовой цикл ритуалов и обычаев, связанных с

погребением умершего. Он включал в себя ритуальные действия с телом умершего, погре_

бальную процессию, сооружение могилы и надмогильного памятника. Все это отражало

взгляды традиционные взгляды погребаемого и его родственников на проблему жизни и

смерти [Дьяконова, 1975, c. 6; Алекшин, 1986, c. 6; Бессонова, 1990, c. 18]. Древние греки

при совершении погребального обряда следовали еще и общепринятым традициям своей

гражданской общины [Русяева, 1990, c. 341].

Греки считали идеалом конца жизненного пути «быть прекрасно и с подобающим вели_

колепием погребенным своими потомками» (Plato, Hip., 291 DE). Они верили, что погре_

бальный обряд учредил легендарный Кекропс (Cic., De legg., II, 25, 63). Как свидетельству_

ют произведения античных авторов, человека того времени мучил страх, что после его смерти

не будет выполнен надлежащим образом погребальный обряд. Согласно существующим

воззрениям, для успокоения души умершего недостаточно было только предать тело зем_

ле. Боги, по их представлениям, карали живых, если ими не был соблюден обряд захороне_

ния умерших [Велишский, 1878, c. 611; Латышев, 1899, c. 245; Вегнер, 1900, c. 278; Куланж,

1906, c. 12–13; Гиро, 1915, c. 164; Зубарь, 2004, с. 160; Garland, 2001, p. 21–26]. В «Илиаде»

умирающий Гектор просил Ахилла, чтобы его тело выдали родственникам для погребения

(Hom., Il., XXII, 338). Душа Эльпенора в «Одиссее», которого не смогли похоронить и

оплакать, умоляла Одиссея сжечь ее тело и насыпать над прахом курган (Hom., Od., XI,

55–75). Блуждала по свету, пугая живых, и душа римского императора Калигулы, во время

похорон которого не были соблюдены погребальные традиции. Его душа успокоилась только

после повторного захоронения с соблюдением всех норм и обычаев (Suet., Calig., 59). Опи_

сание страдания души, тело которой предали земле без предписанных обрядов, находим у

Плавта (Plaut, Mostellaria, 497–500).

О том насколько древние греки серьезно относились к погребению, свидетельствуют и

погребальные законы Древней Греции. Первые такие законы относятся к эпохе архаики.

Цицерон в трактате «О законах» (II, 26, 66) писал, что в VII в. до н. э. эсимнет и законода_

тель Питтак в Митилене запретил на похоронах присутствовать чужим людям. Иоан Сто_

бей в своей «Антологии» (V в. н. э.) цитирует законы сицилийского законодателя VI в. до

169

н. э. Харонда, среди которых и законы, относящиеся к погребению умерших (Stob. Flor. IV,

2, 24). В эпоху архаики были приняты законы о погребениях в Спарте, авторство которых

приписывается Ликургу (Plut. Lycurg. 27). Отметим, что спартанцы в этом вопросе пре_

взошли остальные греческие полисы жестокостью и экстравагантностью [Суриков, 2004,

с. 111–112]. Законодательство об упорядочении погребальной обрядности в Аттике в VI в.

до н.э связано с именем Солона (Cic. De leg., II, 23, 59; Plut. Sol., 21). К классической эпохе

относятся погребальные законы Гелона в Сиракузах (Diod. XI, 38), закон из кеосской Юлиды

(Syll.3 1218) и культовые предписания фратрии Лабиадов в Дельфах (SEG. XXV. 574). IV в.

до н. э. датируется реформа погребального обряда в Афинах, проведенная Деметрием Фа_

лерским (Cic. De leg., II, 26, 66). Перечисленные законы строго регламентировали все цик_

лы погребального обряда [ДМ, 1921, № 30, c. 73–74]. В эпоху эллинизма погребальные за_

коны имел практически каждый античный полис [Суриков, 2004, с. 110].

Погребальный обряд греков отличался большой сложностью и торжественностью

(рис. 79). Подробное описание погребального обряда содержится в сцене погребения Пат_

рокла в «Илиаде» (Hom.,I l., XXIII), а также в «Энеиде» Вергилия (VI. 212 sqq.; XI. 59 sqq.,

184 sqq.).

Это была своеобразная драма из трех действий [Велишский, 1878, c. 613–615; Гиро, 1915,

c. 165–167; Kurtz, Boardman, 1971, p. 144–146]. Первое действие проходило в первый день и

называлось протезис ( _____). В этот день обмывали и облачали умершего в погребаль_

ные одежды, его оплакивали родственники и друзья (рис. 79). В этот день необходимо было

убедиться, что человек действительно умер и умер не насильственной смертью (Plato, 33).

Второе действие проходило во второй день — экфора (______). Во время экфоры тело пе_

реносили на место погребения. Порядок погребальной процессии был строго регламенти_

рован, как и время погребения — до восхода солнца (Plaut., 34, 35). Третье действие также

проходило на второй день, но уже после погребения. В доме усопшего устраивали поми_

нальную тризну, на которую приходили родственники и друзья с венками на головах (Luc.,

De Luc., 24).

Жители Ольвии в этом вопросе не были исключением. Описание отдельных черт погре_

бального обряда ольвиополитов мы находим в почетных декретах в честь прославленных и

знатных граждан, которые народное собрание принимало после их смерти. В этих декретах

подробно перечисляются заслуги умершего перед Отечеством и награды, а, иногда, и цере_

мония погребения [IOSPE_I2, № 34, 39, 40, 41, 42, 43,

46, 52, 53]. Представление о торжественной церемонии

погребения заслуженного ольвиополита, погибшего за

Отчизну, дает декрет II в. до н. э. в честь Никерата, сына

Папиева. В нем говорится, что за заслуги перед своим

городом Никерат удостоился чести быть погребенным

с большими почестями за счет государственной казны.

В день его похорон всем ольвиополитам предписыва_

лось закрыть мастерские и лавки, одеться в траурные

одежды и принять участие в погребальной процессии.

Кроме того, Никерата, сына Папиева от имени народа

посмертно увенчали золотым венком и постановили

воздвигнуть ему конную статую, установив ее на том

месте, которое выберут родственники. Никерату пола_

галось воздавать и ежегодные почести от имени наро_

да — статую венчать венком во время выборов должно_

стных лиц и при конских ристаниях в честь Ахилла

[IOSPE_I2, № 34].

Рис. 79. Погребальный плач

(рисунок на краснофигурной

вазе).

170

Многие детали погребального обряда, описанные античными авторами или известные по

надписям, археологически не зафиксированы. По материалам ольвийского некрополя мож_

но проследить только отдельные из них, но и они дают яркое представление о том, каким

многогранным и сложным был ритуал погребения у представителей различных социальных

слоев Ольвии.