4.2.1. Обряды, связанные с культом хтонических богов
Древние греки использовали некрополь не только для погребения своих близких, но и
для совершения тризн в честь подземных богов, чтобы они были милостивы к умершим и
живым (Hom., Od., XI, 25; Ovid., Metam., VII, 243–245).
В роли жертвенных животных и апотропеев в греческих культах хтонических божеств и
героев выступали лошади (Plut., Pell., 22; Amat. narr., III, 7740) [Ростовцев, 1914, c. 59, прим. 2,
c. 64; Кузьмина, 1977, c. 100; Богданова, 1982, c. 38; Папанова, 2004 а, с. 296]. Эти животные
покоряли древних людей своей силой, красотой и, одновременно, устрашали мощью и не_
истовством. Исследования античного религиозного и погребального материала свидетель_
ствуют о том, что в мифе и в ритуале конь выступает как заупокойное животное. Греки
считали, что конь не только приобщает живых к миру усопших, но и является «гонцом
смерти». Согласно сообщению Геродота, о смерти царя в Спарте население оповещали всад_
ники (Hist., VI, 58), которые были не обычными всадниками, а членами знаменитого кор_
203
пуса 300 всадников, объединение которых имело религиозно_мистический характер
[Jeanmaire, 1939, р. 547].
В древнегреческой мифологии лошади часто приносили смерть. Каждое состязание ко_
лесниц, устраиваемое царем Эномаем, заканчивалось гибелью его соперников. Да и сам он
погиб в состязании колесниц с Пелопом. Кони принесли гибель и другим героям антично_
сти. Ими были растоптан сын Автоноя, растерзан царь Ликург, убиты охотник Ипполит и
Орест (Ovid., Metam., XI, 514).
Весьма почитаемые в античном мире спартанские Диоскуры, чередовавшие свое пребы_
вание в подземном царстве Аида с жизнью на Олимпе и, таким образом, символизировав_
шие смену жизни и смерти, почитались как укротители коней и покровители всадников
[Зайков, 1998, с. 35]. Поэтому с идеей преодоления смерти связано изображение лошадей
или их голов на надгробиях в сценах загробной трапезы [Фрейденберг, 1936, c. 65–66].
Ужас смертных вызывали кони бога Ареса, которые были детьми северного бога Борея,
обитающего в краю вечного холода и тьмы. Страшились греки и коней Ахилла, рожденных
от союза Зефира и Гарпии, похищающей души людей. Не менее страшен был для них и
«ужасный конь» Арейон, которого родила Деметра Эриния в облике кобылицы от Посей_
дона, принявшего облик жеребца (Hom., Il., XXIII, 346). Считалось, что Деметра Эриния
охраняет мертвых. Эпиклеза «Эриния» означает «та, которая мстит».
В древности Гекату изображали с лошадиной головой и считали, что она помогает разво_
дить коней. В виде коня изображали бога царства мертвых Аида, который в человеческом
облике управлял колесницей, запряженной четверкой черных лошадей [Дютшке, 1892,
с. 201; Клингер, 1911, с. 107–120; Кагаров, 1913, с. 223].
Масть мифологического коня не случайна, она несла определенную символическую на_
грузку. Согласно древнегреческой традиции черный цвет — это цвет траура [Любкер, 2001,
с. 281]. Более широк как символический белый цвет коней. Считалось, что он присущ умер_
шим, потерявшим свою телесность. Поэтому греки приносили в жертву только белых ко_
ней. Интересно, что в «Апокалипсисе» именно «конь блед» выступает атрибутом смерти.
Кони белой масти выступали и в роли заместительной жертвы вместо человека [Иванов,
1929, 61–66, 115, прим. 1; Иванов, 1974, с. 108].
Обычай хоронить лошадей вместе с людьми присущ древнегреческому погребальному
обряду и известен с гомеровских времен (Hom., Il., XXIII, 175). С конем хоронили не толь_
ко павших воинов, но и выдающихся граждан. Геродот сообщает, что победителя олимпий_
ских игр в забегах колесниц хоронили в Греции вместе с лошадьми. Именно так похорони_
ли победителя трех олимпиад в гонках на колесницах Кимона (Her., VI, 103). О захороне_
ниях с лошадьми упоминает и Лукиан, живший в первые века нашей эры (Luc., De Luc.,
13).
Ольвиополиты в своем погребальном и поминальном обрядах также следовали приня_
тым в Древней Греции традициям. Останки лошадей раскопаны на некрополе Ольвии в
погребениях и тризнах. Своеобразная тризна VI в. до н. э. была открыта на западном плато
склона Заячьей балки. На месте ее совершения были оставлены две фрагментированные
амфоры, фрагменты сероглиняных мисок и челюсть лошади [Козуб, 1975, с. 295–296]. На
этом участке некрополя было также открыто и святилище хтонических богов (середина
V в. до н. э.), в котором были найдены останки четырех лошадей [Козуб, 1975, c. 145; 1976,
c. 64]. Головы лошадей обнаружены среди остатков тризн, раскопанных на некрополе Илу_
рата II–III вв. н. э. [Кубланов, 1979, c. 91]. Аналогичные комплексы открыты на некрополе
Олинфа классического времени [Pobinson, 1942, p. 90, Pl., XLVIII, № 132]. Обычай захо_
ронения с конем существовал и у римлян [Junkelman, 1990, s. 42–43, Abb. 26–29].
В ранний период греки хоронили или сжигали труп коня полностью, но впоследствии
стали допускать отступления от этого обычая и использовали только часть туши лошади,
204
голову или зубы. Эта традиция наблюдается на некрополе Ольвии. Так в могиле 1920/48
(V–IV вв. до н. э.) среди погребального инвентаря находились зубы лошади [Семенов_Зу_
сер, 1920/120, c. 27], в могилах 1905/10, 1910/41, 1912/54 и 1913/2 эллинистического пери_
ода — череп, кости и зубы. В ряде случаев действовали по принципу «часть вместо целого»,
когда в могилу, вместо лошади, клали только удила, стремена, седла или их статуэтки. На_
пример, в могиле 1992/8 (конец V — начало IV вв. до н. э.) находился только набор конс_
кой сбруи [Папанова, 1993, c. 32–33, рис. 16; 2004 а, с. 296–300]. Принцип «часть вместо
целого» применялся и на некрополе Кеп (III–II вв. до н. э.). На нем возле каждого земля_
ного склепа были раскопаны захоронения конских голов [Сорокина, 1967, c. 104]. Этот обы_
чай был присущ не только грекам, а и римлянам, этрускам и другим народам Евразии,
жившим в это время [Анучин, 1890, c. 102; Модестов, 1903, c. 363; Фрезер, 1986, c. 446–
448].
В первые века нашей эры на ольвийском некрополе этот обычай возрождается. На нем
раскопаны четыре захоронения коней в земляных склепах. В трех случаях скелеты коней
находились в дромосах земляных склепов римского времени. Одно из захоронений лоша_
ди на белой подстилке было под сырцовым закладом земляного склепа (I–II вв. н. э.) [Кры_
син, 1928/25, c. 7, 10, 16], а другое — в камере земляного склепа 1974/5 (I–II вв. н. э.) В
камере этого склепа находились не только скелет большой лошади, но и орлана_белохвоста
[Козуб, 1975, с. 295–296]. Третье захоронение было раскопано в земляном склепе 1979/12
первых веков нашей эры (рис. 93). В нем скелет и узда, украшенная бронзовой пронизью в
виде лапы хищника, лежали поверх каменного заклада [Козуб, 1980, c. 285]. Еще один ске_
лет коня (кобылицы) раскопали в 1994 году над входом в земляной склеп римского време_
ни [Маркова, 2002, c. 104].
В первые века нашей эры ольвиополиты увлекались произведениями Гомера (Dio. Hris.,
XXXVI, 16–17) [Латышев, 1904, c. 16]. Возможно, именно этот факт повлиял и на возоб_
новление у них обряда погребения с конем. Причем, в это время ольвиополиты возвраща_
ются к его ранней форме, то есть захоронению коня полностью, а не его частей.
Кроме Ольвии, захоронения лошадей в одних могилах с людьми в римское время, изве_
стны на некрополях Нимфея (V в. до н. э.) и Танаиса (I–II вв. н. э.) [Казакова, Каменец_
кий, 1970, c. 83; Каспаров, 2002, с. 45].
Культ коня и его использования в различных обрядах известен у индоевропейских и не_
которых нострагических народов Евразии [Иванов, 1974, c. 137]. Этот обряд возник у раз_
ных индоевропейских народов независимо друг от друга как отражение сходных религиоз_
но_мифологических представлений. Так у этрусков конь символизировал последнее путе_
Рис. 93. Захоронение лошади в дромосе земляного склепа 1979/12 (по Ю. И. Козуб).
205
шествие умершего [Модестов, 1903, с. 363]. Поэтому связывать человеческие захоронения
с лошадьми с влиянием скифского или иного негреческого этноса не совсем корректно.
Также нет оснований для утверждения, что такие захоронения противоречат греческому
погребальному обряду. Тем более, что в самой Греции существовали различия в погребаль_
ных обрядах разных городов_полисов [Morris, 1996, p. 17–18].
Остановимся еще на одном аспекте поминального обряда и культа хтонических богов. В
роли жертвенных животных и апотропеев у древних греков часто выступали собаки. Плу_
тарх писал, что собака имела отношение как к отвращающей, так и к очистительной обряд_
ности (Plut., Quaest Pom., 68). Древние греки верили, что души умерших появляются на
некрополе в виде собак, сопровождающих Гекату [Лосев, 1957, c. 42]. Поэтому они с целью
избежания ее гнева приносили их ей в жертву [Милллер, 1876, c. 202; Кулаковский, 1899,
c. 89; Клингер, 1911 а, c. 248; Кагаров, 1913, c. 228]. Захоронение собак на некрополе вне
могил — это жертва, которую древние приносили хтоническим богам, в том числе Гекате и
богу подземного царства Аиду, которого изображали в шлеме из собачьей головы [Клин_
гер, 1911 а, c. 248].
На некрополе Ольвии известны жертвенные захоронения собак. Вполне вероятно, что
некоторые из них были принесены в жертву Гекате. Так, скелеты трех молодых собак in situ
лежали в яме № 14 на засыпке из плотного грунта поверх слоя зольного грунта. Здесь же
находились фрагменты керамики и пережженных костей [Козуб, 1974 б, c. 285–286]. Оче_
видно, их принесли в жертву уже после совершения обряда кремации. Еще одно ритуаль_
ное захоронение собаки было раскопано в непосредственной близости от могилы 2000/7
(конец II в. до н. э.) [Ляшко, Папанова, 2002, с. 178–179].
Необходимо отметить, что культ Гекаты имел и апотропеические функции [Толстиков,
1987, c. 107]. Поэтому собак, захороненных в могилах можно рассматривать как стражей
загробного мира, проводников, доставляющих в загробный мир души умерших. Вполне
вероятно, что именно с этой целью собаку положили между двумя покойниками в камере
земляного склепа 1904/3 (II в. до н. э.) и под амфорным закладом в подбойной могиле 1924/
2 (I–II вв. н. э.) [Богаевский, 1924/219, c. 50].
На некрополе Ольвии была раскопана «коллективная могила» (середина третьей чет_
верти IV в. до н. э.), содержавшая скелеты 52 человек (включая детей и рабов (?) в канда_
лах), которых побили камнями и расстреляли из лука за то, что они перешли на сторону
Зопириона [Козуб, 1984, c. 162–164; Виноградов, 1989, с. 163, прим. 87]. В ней находились
не только целые сосуды, но и скелеты трех собак [Козуб, 1984, c. 162–164]. Боясь преследо_
вания душ казненных, ольвиополиты не посмели нарушить погребальный обряд и в виде
апотропея использовали собак.
Захоронения собак в роли апотропеев известны на некрополе Илурата (II–III вв. н. э.),
где они обнаружены возле многих склепов [Кубланов, 1979, c. 92, рис. 1, 7].
Структура погребального обряда у различных народов, в большинстве своем, состоит из
трех этапов, которым соответствуют комплексы действий живых в связи со смертью род_
ственника: «до», «во время» и «после» похорон [Алекшин, 1981, с. 3]. Комплекс действий
«после» направлен на организацию границы между миром живых и миром умерших и со_
бака играла не последнюю роль в создании этой границы [Новиков, 2001, с. 76].
Как видим, погребальный и поминальный обряды ольвиополитов были сложными и
многогранными. При этом некрополь ими использовался не только для погребений умер_
ших, но и для совершения обрядов, связанных с различными по своему содержанию куль_
тами.
206
- 1.1. Первый период изучения ольвийского некрополя
- 1.2. Исследование некрополя Ольвии б. В. Фармаковским
- 1.3. Исследование некрополя Ольвии в 1920–1940 годах
- 1.4. Современный период изучения некрополя Ольвии
- Глава II
- 2.1. Некрополь Ольвии архаического периода
- 2.2. Ольвийский некрополь классического периода
- 2.3. Некрополь Ольвии эллинистического периода
- 2.4. Некрополь римского периода
- 2.5. Топография некрополя по социальным и возрастным признакам
- 3.1. Погребальные сооружения
- 3.1.1. Ямные могилы
- 3.1.2. Подбойные могилы
- 3.1.3. Склепы
- 3.2. Надмогильные сооружения
- 3.2.1. Надгробия
- 3.2.2. Алтари
- 3.2.3. Курганы
- Глава IV
- 4.1. Погребальный обряд
- 4.1.1. Ингумация
- 4.1.2. Кремация
- 4.1.3. Кенотафы
- 4.2. Поминальный обряд
- 4.2.1. Обряды, связанные с культом хтонических богов
- 4.2.2. Апофеоз смерти
- 4.3. Семантика погребального инвентаря
- Глава II. Историческая топография ольвийского некрополя.......... 65
- Глава IV. Погребальный и поминальный обряды ......................................... 166