3.2.2. Алтари
Алтари отнесены нами ко второму типу надмогильных сооружений ольвийского некро_
поля. Они представлены шестью вариантами. Три варианта алтарей открыты на семейном
участке некрополя [Папанова, 1993, с. 26–91; 1995, с. 38–39; 1998, с. 82–83].
Первый вариант алтарей (I) — это жертвенники_столы, сделанные из известняковых и
мраморных плит (рис. 68–74). На лицевой стороне они имели от одного до трех чашеобраз_
ных углублений, по форме напоминающих внутреннюю часть чаши_фиалы, используемой
в культовых целях [Фармаковский, 1906 б, с. 33; Дьяков, Янковская, 2000, с. 91–98]. На
поверхности некоторых алтарей имелись и специальные борозды для стоков жидкости из
чаш [Папанова, 1993, с. 83, рис. 8; 2002 б, с. 267; 2004 б, с. 191, рис. 1].
Среди алтарей первого варианта можно выделить семь подвариантов (a, b,v, g, d, e, f).
Вариант I a — это тщательно обработанные известняковые плиты прямоугольной формы
(рис. 68–74). Обычно на верхней стороне плиты ближе к лицевому ложку вырезались от
одного до трех чашеобразных углублений, по форме напоминавших внутреннюю сторону
чаши_фиалы, которые использовались в культовых целях [Фармаковский, 1906, с. 33; Дья_
ков, Янковская, 2000, с. 91–98; Папанова, 2002, с. 267–268]. Часть из них имела омфал. Из
чаш жидкость вытекала на землю через стоки_желобки, имевших в разрезе треугольное
сечение. Одни желобки были прорезаны от края чаши только по верхней стороне, другие
продолжались и по лицевой ложковой стороне плиты. Некоторые алтари имели более слож_
ные стоки. Эти стоки выходили из чаш, но не доходили до края, а впадали в отверстие,
соединяющее верхнюю сторону и ложковую [Папанова, 1993, с. 83, рис. 8; 2002, с. 267]. При
этом одни из них имели продолжение желобка по лицевому ложку алтаря, а другие нет.
Вариант I b — аналогичен варианту I а, но алтари этого вида имели чаши не фиалообраз_
ной формы, а прямоугольные от одной до двух (рис. 72, 3). Они также могли или иметь
желобок для стока жидкости или не иметь. Алтари этого варианта известны и на некрополе
Арганума в Румынии [Manucu_Adamesteanu, 2001, Р. 31, fig. 11 b]. Вариант I v — все сто_
роны этого алтаря были тщательно обработаны, а на верхней поверхности имелась чаша
фиалообразной формы со сквозным стоком. Интересно, что этот алтарь на обратной сторо_
не в левом нижнем углу имел еще один сток фаллосообразной формы (рис. 73).
Вариант I g — он отличается от первых двух подвариантов небрежностью обработки. В дан_
ном случае, у алтарей обрабатывались или лицевая или верхняя стороны, а иногда и та и
другая, но никогда все стороны. Расположение чаш_фиал и стоков_желобков аналогично
варианту I а (рис. 69, 3; 72, 1). Вариант I d — в данном случае чаша_фиала и желобок были
вырезаны на верхних необработанных грубо околотых (рваных) сторонах алтаря. Вариант
I e — алтарь из заклада подбойной могилы 1991/6 конца IV — начала III вв. до н. э. Это
тщательно обработанная известняковая плита с карнизом внизу лицевого ложка (рис. 74, 1).
150
Рис. 68. Алтари в виде жертвенников_столов с одной чашей.
151
Рис. 69. Алтари в виде жертвенников_столов с одной чашей.
152
Чаша_фиала с омфалом была вырезана не по центру и имела желобок для стока Этот жело_
бок продолжался по лицевому ложку до карниза [Папанова, 193, с. 32, рис. 9; 2004 б, с. 268].
Вариант I f — алтарь с тщательно обработанными сторонами и с псевдорустом
(0,03 м _ 0,015 м) на лицевом ложке (рис. 74, 2). На его верхней стороне имелись две фиа_
лообразные чаши со стоками [Папанова, 2004 б, с. 268].
Алтари этого варианта предназначались для возлияний и были широко распространен_
ны на некрополе Ольвии. Такие алтари найдены в закладах подбойных могил и земляных
склепов [Козуб, 1979, c. 235–296; Козуб, Папанова, 1983/31б, c. 4–5, 12; Папанова, 1995/
1 в]. Один из алтарей этого варианта был обнаружен в дромосе Зевсова кургана [Фарма_
Рис. 70. Алтари в виде жертвенников_столов с двумя чашами.
153
ковский, 1906, c. 33, рис. 19, c. 160; 1913, c. 82]. Только один алтарь этого типа был раскопан
in situ возле могилы 1920/161 (IV в. до н. э.) Его установили на небольшом фундаменте из
бутовых камней [Семенов_Зусер, 1920/120, c. 37].
На ольвийском некрополе жертвенники_столы появились в конце V — начале IV вв. до
н. э., а в IV — III вв. до н. э. их уже стали использовать вторично в закладах земляных скле_
пов и подбойных могил (1910/34, 1991/1, 1991/6) [Фармаковский, 1913, c. 82; Парович_
Пешикан, 1974, c. 32; Крыжицкий, Папанова, 1991/17 в, c. 2–3, 11; Папанова, 1995, с. 39].
Например, в закладе подбойной могилы 1995/3 (середина IV в. до н. э.) алтарь лежал ча_
шей вниз, что явно указывает на его вторичное использование [Папанова, 2002, с. 268; 2004 б,
с. 190]. Повторно они используются и в римское время [Козуб, Папанова, 1983/31 б, c. 32].
Использование жертвенников_столов в закладах подбойных могил и склепов, в крепидах
курганов в эллинистический и римский периоды связано, по всей видимости, с тем, что они
подобно надгробиям в закладах подбойных могил и земляных склепов выполняли функ_
ции оберегов. С этой целью они могли использоваться в стенах оборонительных сооруже_
ний этого периода [Тревер, 1914; Русяева, 1992, c. 183].
Жертвенники_столы известны, например, на некрополе Кеп и Пантикапея [Виноградов,
1987, c. 55]. Причем в первом случае они стояли возле каждого земляного склепа III–I вв.
до н. э. [Сорокина, 1967, c. 104].
Второй вариант алтарей (II) — это столы_алтари (трапедзы) с ровной столешницей и нож_
ками в форме лап льва (рис. 75, 1, 2). Согласно религиозным представлениям древних гре_
ков, после совершения тризны или возлияний, необходимо было оставлять возле могил
небольшое количество молока, хлеба и плодов [Куланж, 1906, c. 14]. Эти приношения ста_
вили на столы_алтари. До наших дней сохранился только один целый ольвийский стол_
алтарь из склепа Евресивия и Ареты [Фармаковский, 1902 б, c. 1–3, рис. 1–2] и шесть но_
жек от трапедз, найденных в закладах подбойных и земляных склепов [Козуб, 1975, с. 295–
296; Козуб, Папанова, 1983/31 б, c. 32; Папанова, Ляшко, 2002, с. 7]. Все они имели одина_
ковую профилировку, напоминающую своим очертанием опоры трапедзы из склепа Евре_
сивия и Ареты (рис. 75, 1).
Третий вариант алтарей (III) — известняковый, круглый жертвенник был обнаружен на
некрополе Ольвии в 2002 году в закладе разрушенной подбойной могилы IV–III вв. до н. э.
Сохранившиеся части позволили восстановить его диаметр, который равнялся 1 м
(рис. 75, 3). По всей видимости, этот жертвенник служил для сожжения жертвоприноше_
ний, о чем свидетельствует его сильно обоженная лицевая сторона [Папанова, 2004 б, с. 195,
рис. 7].
Четвертый вариант алтарей (IV) — алтари возле могил, сложенные в форме куба из об_
работанных и полуобработанных камней (рис. 75, 4). К нему можно отнести алтарик, обна_
руженный на семейном участке некрополя (район Широкой балки 4_я Южная дорога) возле
трех могил. Его сложили из обработанной известняковой плиты и трех жертвенников_сто_
лов (вариант I a), использованных вторично. На столешнице этого алтаря стояли красно_
фигурные пелика боспорского типа и ойнохоя (середина IV в. до н. э.), оставленные после
совершения обряда возлияния возле могил [Папанова, 1997 а, с. 157, 159, рис. 2; 2002, с. 268;
2004 б, с. 195, рис. 5].
Пятый вариант (V) — каменные алтари квадратной формы, составленных из известня_
ковых плит определенным образом и внутренних площадок из утрамбованной глины
(рис. 75, 5). Известно два алтаря этого варианта. Алтарь № 1 раскопали в 1972 году, а ал_
тарь № 2 в 1997 г. Первый алтарь (0,86 _ 0,85 м) был сложен из четырех обработанных
известняковых блоков, наружные стороны которых заканчивались своеобразными акроте_
риями в виде четырехгранного выступа. С юго_западной стороны внутри алтаря сохрани_
лась ровная площадка овальной формы со следами горения, а в юго_восточном углу — скоп_
154
Рис. 71. Алтари в виде жертвенников_столов с двумя чашами.
155
Рис. 72. Алтари в виде жертвенников_столов: с двумя чашами (1); с тремя чашами (2);
с чашей прямоугольной формы (3).
156
Рис. 73. Алтарь в виде жертвенника_стола (I v).
157
ление крупных фрагментов амфор [Козуб, 1973 б, c. 290–291; 2001, с. 31–32]. Второй ал_
тарь этого вариант был сложен из пяти плотно подогнанных известняковых плит
(0,82 _ 0,80 м), но у него отсутствовала западная стенка. Как и в первом случае, его исполь_
зовали для сожжения жертвоприношения, о чем свидетельствуют сохранившиеся внутри
алтаря угольки [Козуб, 2001, с. 29–31, рис. 1].
Шестой вариант (VI) — это алтари из глины (рис. 75, 6). Ступенькообразный, глиня_
ный алтарик сохранился in situ над могилой 1992/2, датируемой IV в. до н. э. Вымостка из
фрагментов амфорных стенок примыкала к его восточной стенке. Этот алтарь служил не
только для сжигания жертвенной пищи, но и для возлияний. С этой целью под его юго_
восточным углом вкопали в землю полую ножку амфоры, соединив ее с канавкой, имею_
щей сток в могилу [Папанова, 1997 а, с. 157, 159, рис. 1; 2002, с. 268; 2004 б, с. 190].
Рис. 74. Алтари в виде жертвенников_столов: с карнизом (1); с псевдорустом (2).
158
Рис.75. Алтари: трапедзы (1, 2); круглый жертвенник (3); в форме куба (4); квадратной формы (5); из глины (6).
159
Роль примитивных алтарей часто выполняли и амфоры или их фрагменты — горловины
и ножки без дна. Так, например, рядом с ямной могилой 1929/1 у изголовья погребенного
стояли три горловины амфор, срезанные по уровень плеч и возвышающиеся над засыпью
могилы [Мещанинов, 1930, с. 21]. Две горловины амфор, возвышающихся над ее засыпью,
стояли под южной стенкой ямной могилы 1992/11 (IV в. до н. э.). Вероятно, что кости ле_
вой руки погребенного в этой могиле, вблизи которых эти горловины были поставлены,
полностью разрушились из_за частых возлияний через них [Папанова, 1993, c. 41–42, 75,
рис. 20]. В качестве алтаря использовали большой фрагмент желобчатой амфоры, который
был вкопан горлом вниз возле ямной могилы 1966/1 (II в. н. э.) [Козуб, 1967, с. 207–210].
Амфора без дна стояла во входном колодце подбойной могилы 1987/12 (I в. н. э.) и ее горло
возвышалось над засыпью входного колодца. Эта амфора была установлена подле ног по_
гребенного [Козуб, Папанова, 1987/8 г, c. 8–9]. По всей видимости, из_за влажности, воз_
никшей вследствие частых возлияний, разложились кости стоп ног погребенного в этой
могиле.
Амфоры с отбитым дном в роли жертвенников для возлияний использовались на некро_
полях Кеп в III–I вв. до н. э. и Афин [Колобова, 1961, c. 30; Сорокина, 1963, c. 61].
В Греции в геометрический период на могилы ставили сосуды_ надгробия, которые часто
имели отбитые днища. Эти сосуды выступали не только в роли памятника, а и служили для
возлияний. Возлияния проникая к остаткам умершего должны были обеспечить союз его
«души» и «тела» [Акимова, 1990, с. 233; Caro, 1943, p. 11]. Древние греки совершали возли_
яния молоком, вином, медом, водой или их смесью (Ноm., Оd., X, 24; Еur. Iрh., 143–147).
Использование амфор в погребальном обряде можно объяснить и их связью с культом
воды [Мещанинов, 1930, c. 24]. Вода через очищение ограждала живых от мертвых и в то же
время пробуждала умершего к вечной жизни [Вундт, 1900, с. 292–294; Клингер, 1904, с. 11;
Лурье, 1966, с. 25; Соломоник, 1973, с. 168; Лосев, 1993, с. 106–107].
Алтари на ольвийском некрополе в классический, эллинистический и римский периоды
были тесно связаны с поминальным обрядом ольвиополитов. Они предназначались как
для возлияний, так и для сожжений жертвенной пищи. Вместе с погребальным сооруже_
нием они символизировали земную жизнь [Сорокина, 1967, с. 104]. Кроме того, алтари
играли определенную роль в культах Гекаты и хтонических богов [Толстиков, 1987, с. 108–
109].
- 1.1. Первый период изучения ольвийского некрополя
- 1.2. Исследование некрополя Ольвии б. В. Фармаковским
- 1.3. Исследование некрополя Ольвии в 1920–1940 годах
- 1.4. Современный период изучения некрополя Ольвии
- Глава II
- 2.1. Некрополь Ольвии архаического периода
- 2.2. Ольвийский некрополь классического периода
- 2.3. Некрополь Ольвии эллинистического периода
- 2.4. Некрополь римского периода
- 2.5. Топография некрополя по социальным и возрастным признакам
- 3.1. Погребальные сооружения
- 3.1.1. Ямные могилы
- 3.1.2. Подбойные могилы
- 3.1.3. Склепы
- 3.2. Надмогильные сооружения
- 3.2.1. Надгробия
- 3.2.2. Алтари
- 3.2.3. Курганы
- Глава IV
- 4.1. Погребальный обряд
- 4.1.1. Ингумация
- 4.1.2. Кремация
- 4.1.3. Кенотафы
- 4.2. Поминальный обряд
- 4.2.1. Обряды, связанные с культом хтонических богов
- 4.2.2. Апофеоз смерти
- 4.3. Семантика погребального инвентаря
- Глава II. Историческая топография ольвийского некрополя.......... 65
- Глава IV. Погребальный и поминальный обряды ......................................... 166