2.5. Топография некрополя по социальным и возрастным признакам
Некрополи древнегреческих городов имели четкую планировку, определяемую не толь_
ко его топографией, но и социальной и этнической структурой полисов [Kurtz, Beardman,
1971, р. 71, 93, 108–109]. Например, для семейных погребений афинской аристократии в
V–IV вв. до н. э. существовал специально отведенный благоустроенный участок возле свя_
тилища Теритопаторов [Колобова, 1961, с. 310].
По своей социальной структуре население Ольвии не отличалось от других античных
государств. Социальный состав ольвийской гражданской общины в VI–I вв. до н. э. состо_
ял из аристократии, средних и малозажиточных слоев населения. Причем малозажиточные
слои населения составляли основную массу граждан. Кроме того, в Ольвии проживало не_
полноправное и зависимое население — беднота, ксены (купцы_иностранцы) и рабы (госу_
дарственные и частные). Этот социальный состав сохраняется и в первые века нашей эры,
но при этом продолжается социальное расслоение населения [Крыжицкий и др., 1999, с. 391–
437].
В свое время Б. В. Фармаковский писал, что «ольвийский некрополь носит вполне де_
мократический характер, на котором богатые и бедные могилы расположены вперемешку»
[1903 б, с. 22]. Однако необходимо учитывать и тот факт, что самые богатые погребения
ольвиополитов были раскопаны в XIX веке не специалистами, и поэтому о их местораспо_
ложении и составе погребального инвентаря можно говорить условно. Исходя из этого, мы
79
можем говорить только о некоторых чертах топографии ольвийского некрополя по соци_
альным признакам.
В архаический период зажиточные граждане Ольвии в основном хоронили умерших на
западном участке некрополя. Именно здесь были открыты могилы с богатым погребаль_
ным инвентарем [Скуднова, 1988, с. 9]. Для классического периода сложнее определить
различия в участках, руководствуясь только социальным признаком. Очевидным являет_
ся только тот факт, что западный участок некрополя сохраняет свое привилегированное
положение на протяжении длительного времени.
В эллинистический период наблюдается иная картина в размещении могил на некропо_
ле. Это относится, прежде всего, к курганному некрополю. В эпоху эллинизма в Ольвии
распространяется апофеоз умерших [Рараnova, 2000 б, р. 123–131]. Цицерон писал, что
древние люди хотели, чтобы их после смерти приравняли к сонму богов (Cic., De Legg., II,
30). Проявление апофеоза умерших на ольвийском некрополе нашло отражение в строи_
тельстве подкурганных каменных склепов [Парович_Пешикан, 1974, с. 38–52; Бураков, 1979;
Папанова, 1985; Рараnova, 2000 б, р. 123–131].
Больше данных мы имеем о социальной планировке ольвийского некрополя первых ве_
ков нашей эры. Наиболее почитаемым местом для захоронений у древних греков счита_
лись участки, расположенные вблизи города. Такие участки удалось проследить и на оль_
вийском некрополе. Так, на западном склоне Заячьей балки были раскопаны земляные
склепы первых веков нашей эры [Фармаковский, 1906 б, с. 338; Дложевский, 1928, с. 289–
294; Козуб, 1967 б, с. 130; 1980, с. 284–286; 1985, с. 292]. Во II в. н. э. в непосредственной
близости от города римского времени сооружаются каменные склепы, в которых хоронят
знатных граждан Ольвии. Над ними насыпаются курганы. Это известные Зевсов курганом
и курган над склепом Евресивия и Ареты, [Фармаковский, 1906 а, с. 10–32; 1902 а, с. 1–20;
Русяева, 1992, с. 185–192].
На территории некрополя Ольвии долго оставались неизвестными семейные и родовые
участки захоронений. Это объясняется тем, что основная его территория в XIX — первой
половине ХХ в. раскапывалась как кладоискателями, так и специалистами с помощью щу_
пов (см. главу I), а не широкими площадями. Впервые такой участок был открыт в девяно_
стые годы ХХ в. вдоль четвертой южной дороги в районе Широкой балки. На нем были
выявлены однотипные погребальные сооружения и комплексы поминального обряда. По
погребальному инвентарю они датируется концом V — началом II вв. до н. э. [Папанова,
1993, с. 12, 44–45; 1994/1 в; 1995/1 в; 1998/1 г].
На некрополях древней Греции существовала традиция ограждения семейных и родо_
вых участков. Такие, огражденные стенами участки, были открыты на некрополях о. Само_
са и о. Родоса [Kurtz, Boardman, 1971, р. 95]. В свое время Б. В. Фармаковский также за_
фиксировал остатки каменных стен и большие дугообразные канавы диаметром 10–12 мет_
ров, ограждавшие участки ольвийского некрополя [1918, с. 27–29]. Вполне вероятно, что
стены, раскопанные Б. В. Фармаковским, обозначали границы семейных и родовых участ_
ков некрополя. Аналогичное явление зафиксировано и на архаическом некрополе о. Бере_
зани, на котором группы или одиночные могилы были отделены от остальных либо канав_
ками, либо каменными стенами [Лапин, 1966, с. 92, 112; Скуднова, б. г., с. 8; Козуб, 1987,
с. 34].
Известны на ольвийском некрополе и места, специально отведенные для захоронения
детей. Такие участки располагались на западном склоне Заячьей балки [Козуб, 1974 б, с. 285–
286; 1984, с. 171; Козуб, Папанова, 1987/8 г, с. 39–46]. Первый участок могил, датируемый
I–II вв. н. э. находился к западу от северо_западной части Ольвии за Заячьей балкой
(возвышенность III). Здесь детские захоронения были обнаружены в ямных могилах, а
взрослых в земляных склепах. Поэтому нам не понятно на каком основании Е. П. Бунятян
и В. М. Зубарь утверждали, что в Ольвии открыт участок только с детскими захоронения_
ми в ямных могилах [1991, с. 237].
Второй участок с детскими захоронениями раскопали на возвышенности «Южная» на
западном склоне Заячьей балки. На нем были открыты одиннадцать детских погребений в
амфорах, ямных и подбойных могилах [Козуб, Папанова, 1987/8 г, с. 39–46]. Все выявлен_
ные здесь погребения, как детей, так и взрослых, не выходят за пределы I в. н. э. [Козуб,
Папанова, 1987/8 г, с. 45–46]. Следовательно, в I в. до н. э.— II в. н. э. участок для погребе_
ний детей занимал возвышенность «Южная», а затем для этих целей стали использовать
возвышенность III.
Аналогичные участки детских погребений зафиксированы на некрополе Херсонеса в
классическое, эллинистическое и римское время [Зубарь, 1982, с. 50–51; Бунятян, Зубарь,
1991, с. 228–239]. Известны участки с детскими погребениями I–II вв. н. э. и II–IV вв. н. э.
на некрополе Танаиса [Шелов, 1961, с. 45–46, 60–88; 1972, с. 60]. Специальные участки с
детскими захоронениями, датируемые архаическим временем, были раскопаны на антич_
ных некрополях Элевсина, Anavyssos, Thorikos, Phaleron [Kurtz, Boardman, 1971, р. 71].
Древние греки к детской душе относились особенно, считали ее безгрешной. Поэтому
захоронения детей представляли особый случай в погребальном обряде [Бунятян, Зубарь,
1991, с. 238; Kurtz, Boardman, 1971, р. 70]. В научной литературе по_разному объясняется
традиция обособленного захоронения детей. * Так, например, следствием эпидемии счита_
ют возникновение участка детских погребений первых веков нашей эры на херсонесском
некрополе [Зубарь, 1982, с. 51; Бунятян, Зубарь, 1991, с. 238]. По мнению М. Д. Хлобысти_
ной, такое явление объясняется естественным половозрастным разделением труда и суще_
ствованием половозрастной структурой общества, бытовавшей у различных народов с эпо_
хи мезолита [1975, с. 25].
При раскопках некрополя Ольвии римского времени Ю. И. Козуб раскопала более двад_
цати погребений без погребального инвентаря. Эту группу погребений она интерпретиро_
вала как погребения рабов, захороненных вблизи могил своих хозяев [1984, с. 170–171].
Однако отдельные участки для захоронения рабов не выявлены.
Особенностью ольвийского некрополя является демократизм. На протяжении всего его
существования погребения граждан, относящихся к различным социальным группам по_
лиса, размещались вместе. Некрополь Ольвии на протяжении всего периода своего суще_
ствования оставался «прекрасным типом… античного греческого некрополя» [Фармаковс_
кий, 1903 б, с. 22].
* Точка зрения автора по этому вопросу подробно изложена в главе IV.
81
Глава ІІІ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ
И НАДМОГИЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Важнейшим и наиболее устойчивым элементом погребального обряда в древности явля_
лось строительство погребального сооружения. Погребальное сооружение ограничивало
замкнутое пространства вокруг умершего и являлось для него своеобразным домом [Оль_
ховский, 1991, c. 16].
Захоронения в погребальных сооружениях, устроенных в земле, символизировало у древ_
них возрождение после смерти, так как земля по их представлениям — это «производящее
чрево» (Eur, Suppl., 532,) [Миронов, 1895, c. 81; Кызласов, 1993, c. 109]. Земляные и камен_
ные погребальные сооружения имитировали у древних греков как жилище так и храмы
[Латышев, 1889, c. 245].
Погребальное сооружение — это своеобразный комплекс, имеющий внутреннюю и вне_
шнюю стороны [Мельник, 1993, c. 97]. Внутренняя сторона погребального сооружения —
это его конструкция, обустройство (интерьер) и погребальный инвентарь (реквизит) мо_
гилы. К внешней стороне относятся надмогильные сооружения, которые составляют с мо_
гилой единое целое и в тоже время находятся вне ее внутренних пределов.
В этом контексте интерес представляет надпись на ольвийском надгробии Эпикрата, сына
Исократа гласившая, что безвременно ушедший имеет памятник — земляную насыпь, сте_
лу и могилу [Козуб, Белецкий, 1977, c. 172–175; Андреева, 2002, с. 32].
Вид и тип погребального сооружения зависел от ряда обстоятельств. Во_первых, от ре_
лигиозных взглядов умершего и его близких. Во_вторых, от уровня экономического разви_
тия полиса в конкретно_исторический период. В_третьих, от природной среды и, прежде
всего, от наличия необходимых для сооружения строительных материалов. Например, на
некрополе Ольвии открыты земляные и каменные погребальные сооружения, с преобла_
данием первых, поскольку вблизи города не было выходов камня.
- 1.1. Первый период изучения ольвийского некрополя
- 1.2. Исследование некрополя Ольвии б. В. Фармаковским
- 1.3. Исследование некрополя Ольвии в 1920–1940 годах
- 1.4. Современный период изучения некрополя Ольвии
- Глава II
- 2.1. Некрополь Ольвии архаического периода
- 2.2. Ольвийский некрополь классического периода
- 2.3. Некрополь Ольвии эллинистического периода
- 2.4. Некрополь римского периода
- 2.5. Топография некрополя по социальным и возрастным признакам
- 3.1. Погребальные сооружения
- 3.1.1. Ямные могилы
- 3.1.2. Подбойные могилы
- 3.1.3. Склепы
- 3.2. Надмогильные сооружения
- 3.2.1. Надгробия
- 3.2.2. Алтари
- 3.2.3. Курганы
- Глава IV
- 4.1. Погребальный обряд
- 4.1.1. Ингумация
- 4.1.2. Кремация
- 4.1.3. Кенотафы
- 4.2. Поминальный обряд
- 4.2.1. Обряды, связанные с культом хтонических богов
- 4.2.2. Апофеоз смерти
- 4.3. Семантика погребального инвентаря
- Глава II. Историческая топография ольвийского некрополя.......... 65
- Глава IV. Погребальный и поминальный обряды ......................................... 166