logo search
Programme

Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков: принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров

С.-Петербургская Академия художеств — учебное заведение и оплот «нормативной эстетики». Искусство как исключительное творение красоты: «Художник, желающий сделать произведение свое изящным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество» (из «Рассуждения» П.П. Чекалевского, 1792). Ориентация студентов на идеализацию натуры: «анатомирующий» взгляд (экорше), использование мотивов и поз античной скульптуры, копирование картин мастеров Возрождения и классицизмаXVIIстолетия. Важность «нравственной сверхзадачи»; иерархия жанров; значение историко-мифологической живописи. —А.П. Лосенко (1737-1773),основоположник исторического жанра в русской живописи. Обучение Лосенко в России, Франции и Италии; важнейшие произведения: «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) — первое произведение на сюжет из национальной истории. Другие работы: «Гектор и Андромаха» (1773); портреты Лосенко.

Другие академические исторические живописцы и их произведения: П.И. Соколов (1753-1791) «Меркурий и Аргус» (1776), «Венера и Адонис» (1782); —Г.И Угрюмов (1764-1823) «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (1797-99); —А.И. Иванов (1776-1848)«Подвиг юноши-киевлянина» (ок. 1810), «Поединок князя Мстислава Удалого с Редедей» (1812); —А.Е. Егоров (1776-1851)«Истязание Спасителя» (1814): использование античных «визуальных кодов» для идеализации/ героизации персонажей. Значение творчества указанных авторов; общее заключение об «академическом подходе» к репрезентации и художественному наследию.

Академическая скульптура (краткая характеристика). М.И. Козловский (1753-1802) «Памятник А.В. Суворову» (1799-1801): полководец изображен в виде бога войны Марса; —И.П. Мартос (1754-1835) «Памятник Минину и Пожарскому» в Москве (1804-1818): античная стилизация/ героизация; —В.И. Демут-Малиновский (1784-1833)«Русский Сцевола» (1813): национальный герой подан как римский персонаж. Античные героиБ.И. Орловского (1797-1837): «Парис» (1824), «Фавн, играющий на сиринге» (1825-1838).

Литература

Даниэль С. Европейский классицизм. — СПб.: Азбука-классика, 2003;

Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Искусство, 1963;

Карев А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003;

Коваленская Н.Н. Русский классицизм: живопись, скульптура, графика. — М.: Искусство, 1964;

Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. — М.: Искусство, 1956;

Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1963.