logo search
этика шпора1

11. Моральная практика: отношения, деятельность, поведение, поступок.

Социальная активность.

Деятельность – внутренняя характеристика нашей активности. Поведение – внешняя характеристика нашей активности.

Сущность нашей активности. Явление нашей активности.

Предметное содержание активности. Форма активности.

Моральная деятельность и моральные отношения – специфика определения онтологического статуса.

[Термины] «Моральная деятельность» и «моральные отношения» выделяются с 70 - х. годов XX века.

Всякий вид деятельности и отношений многоаспектен. Аспектами деятельности и отношений выступают:

Пространство.

Время.

Специфическая цель. (Критерий онтологического статуса.)

Специфические средства.

Специфическая мотивация.

Специфический результат.

Моральная деятельность – специфический вид социальной активности, направленный на выполнение моральных ценностей и моральных требований. Отвечает моральной необходимости. ( Система поступков: злодеяние, добро.)

Моральное отношение – вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

Общение, эстетическая деятельность, моральные отношения присутствуют во всех видах деятельности в виде аспектов. Аспектность может служить основанием в отказе от онтологического статуса. Однако, это не совсем верно. Онтологический статус выводится из критериев, в то время как аспектность указывает на специфику.

Моральная цель – следование моральным ценностям и требованиям.

Средства моральной деятельности: нет материальных орудий, благая цель предполагает благие средства.

Моральная мотивация – бескорыстие.

Моральная цель – благо, зло.

Моральная деятельность в чистом виде – это морализаторство, моральное воспитание, моральная рефлексия (работа над самим собой).

Моральный аспект любой деятельности индивидуален.

Деятельность складывается из поступ­ков, которые имеют собственную структуру, синтези­руют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные ком­поненты.

Совершая поступки, человек вступает в определен­ные отношения с другими людьми, с обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность связей и зависимостей.

Мораль­ная деятельность и нравственные отношения составля­ют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали.

Нравственные отношения, как и моральная деятель­ность, и объективны по своему статусу, и субъективны одновременно. Ведь они существуют независимо от воли и сознания отдельного человека, но в то же время яв­ляются выражением побуждения общественной воли и проявлением сознательной деятельности индивида.

Вообще Человеческий поступок — это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест­венной стороны, а мотивированный и совершенный со­знательно акт общественно значимого поведения. Дейст­вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки — сугубо человеческая область деятельности.

Условия совершения поступка могут быть благо­приятствующими ему, нейтральными или непреодоли­мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав­ственного долга и совести.

Поступок складывается из его мотивации, намере­ния и цели действия, используемых для ее достиже­ния, средств и полученного результата.