logo search
общ

Разнообразие и богатство русских хороводов

Самый древний вид массового танца- хоровод. Его черты можно встретит в народных танцах разных стран.

Пример: Во Франции - фарандоле; в Германии- денкстанце.

Хоровод является одной из основных форм русского народного танца. По определению Даля - это собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями.

Основное построение хоровода- круг (подобие солнца) берет свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян покланявшихся богу солнца Яриле.

Уже в 9 веке хоровод становится русским бытовым танцем в котором существуют свои правила .Постепенно хоровод выделяется в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников.

Хороводы водили по всей Руси и в каждой местности они имели свои особенности. Ведение хоровода - это процесс творческий и часто ведущий хоровод импровизирует во время его исполнения. В каждом хороводе был один ведущий руководитель в редких случаях их было два.

Не одно гульбище, игрище не обходилось без хоровода. Их могли исполнять как в медленном так и в среднем, быстром темпе.

По своему содержанию хороводы делятся на:

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ: песня является лишь музыкальным сопровождением, участники хоровода заплетают из хороводной цепи различные фигуры орнамента.

ИГРОВЫЕ: особенность этого хоровода состоит в разыгрывании содержания песни, раскрытии сюжета.

Действующие лица в хороводах часто используют такие выразительные средства как: пляска, игра на инструментах, ряженье.

Хороводы делятся на 2 основные группы: круговые и не круговые.

Для русской хореографии наиболее типичны круговые хороводы (движение по кругу- движение по солнцу)

Второй вариант деления хоровода:

хоровод шествие ( под песни, хороводы четко отвечали содержанию и форме) Делили на наборные и разборные.

собственно хороводы

Областные особенности исполнения орнаментальных и игровых хороводов. Север России (Архангельская область)

Характерная особенность севера длинный сарафан.

Орнаментальным и игровым хороводам присуща строгость и благородство движений. В пляску хоровод не переходит. В Архангельской области орнаментальные хороводы в основном чисто женские. В них принимали участие только девушки: невесты или молодки.

Игровые хороводы - смешанные, в них участвовали и парни. Чаще всего круговые, где в середине обыгрывается содержание песни.

Юго- Запад России. (Брянская область)

В брянской области очень распространены величальные хороводы. Мужчину или парня сравнивали с «месяцем» с «солнцем». Девушку с «ягодкой», «звездочкой». Хороводы смешанные и в них участвуют все возраста. Темп хороводов быстрый и средний. Движения быстрые и резкие.

Средняя полоса России (Московская область)

В любые хороводы принимают всех, и мужчин и женщин. Хороводы могут переходить в перепляс и даже часто соединяются с пляской. Хороводам присуща плавность, сдержанность, строгость.

Юг России (Курская область)

В Курской области в основном орнаментальные хороводы. Присутствуют элементы пляски и перепляса.

Разнообразие русских кадрилей

Кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски, это распространенный вид рус.пляски, её пляшут по всей России.

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но отличается:

  1. поздним построение

  2. четким делением на пары и фигуры

Появление кадрили в России:

Кадриль начала распространяться в 19 веке, от французской салонной кадрили, которая берет своё начало от англ. Контрданса - народного танца английских крестьян, появившегося в 17 веке. Танцевальная культура русского народа изменила кадриль до неузнаваемости, взяв от салонного танца только особенности построения и название, многое сочинялось заново, присутствовала исконно русская манера,стиль,характер. Именно эти изменения дали танцу долгую жизнь, стали одной из любимых и популярных плясок. Знакомство происходило на основе рассказа крепостных слуг и солдат рус.армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном.

Лансье-разновидность кадрили

Происхождение из группы анг.контрдансов, во многом схоже с кадрилью. Появилась в Р. На 50-60 лет позже кадрили. В народе называли – «ланце, ланцо,ланчик» и др. эта пляска не получила широко распостранения, как кадриль, встречается с северной обл. России и Сибири. Исполнения - четное кол .пар,не менее 4,постороение квадратом,реже 2 линии.чаще всего 5 фигур(иногда 4,6),обязательно «шен», степенее чем русская кадриль

Отличия салонной франц. кадрили от русской народной кадрили:

5-6 фигур

От 3 до 14 и больше

Названия фигур не емеют отношения к существу танца. Первые 4 фигуры называются по модным песенкам: «Панталоны», «Пастушка», «курица» и др. 5 фигура – финал, а 6 - «Тренис», по имени балетмейстера, сочинившего кадриль

Названия фигур ярко характеризуют с точки зрения хореографии или содержания, исходя из местных особенностей

(таблица учить по желанию, необязательно)

Название фигур в русской кадрили:

- от характера пляски или движения: «задорная», «проходка», «дробить» «крутея», «вертея» и др.

- Отношения пляшущих между собой: «знакомство», «коситься», «девки нарасхват», «со второй», «с третьей» и др.

- Названия от рисунка танца: «звездочка», «воротца» и др.

- Названия песен: «подгорная», «сени», «я на горку шла» и др.

- От хороводов и игр во многие кадрили перешёл поцелуй, поэтому названия фигур: «поцелуйная», «казёнка», «прощальная» и др.

Особенности исполнения:

НАЧАЛО ФИГУРЫ ( все далее перечисления возможных вариантов исходят из областных особенностей места, где исполнялась кадриль)

-каждая фигура рус.кадрили отделяется от другой паузами, остановками в музыке и пляске

- юноша первой пары,а иногда специально выделенный заводила объявляет название или порядковый номер фигуры

- ведущий или заводила показывает начало фигуры взмахом платка,дробным ключом

- все участники хлопают в ладоши

- гармонист, баянист делает аккорд

- нумерация фигур: первая, вторая, третья и тд.

Часто окончание фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей.

КРУЖЕНИЕ В ПАРАХ. Во всех кадрилях много кружения в парах. Парни кружатся со своими, с чужими партнершами. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое происходит по движению часовой стрелки, а движение общего круга идет в обратном направлении.

ОКОНЧАНИЕ КАДРИЛИ. По окончанию кадрили участники благодарят своих партнерш поклоном, пожатием руки, одаривают конфетами, дарят косынки, ленты и др.подарки. Исполнителя благодарят гармониста и др.музыкантов поцелуем, пожатием руки, поклоном, похлопыванием по плечу.

ПОЦЕЛУЙ В КАДРИЛИ. Фигуры с поцелуями распространились в центральной России. Во время исполнения ведущий или гармонист выкрикивает: «целуемся», «кавалеры целуют дам», «казёнка гармонисту». Гармонист прекращает игру, пляска останавливается, парни целуют партнерш в щеку 1 раз, после поцелуя кадриль продолжается, фигура может прерываться несколько раз, целуются все одновременно или по парам.

ЧАСТУШКА. Появилась в конце 19 века, органично вошла в кадриль. Иногда сопровождала всю кадриль, но чаще отдельные фигуры. Все участники поют одновременно, или передают «эстафету».

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО. В некоторые фигуры вошли элементы одиночно пляса или перепляса, где участники показывают своё индивидуально мастерство (от этого названия фигур: «топотуха с переплясом», «Под барыню», и др. обычно это 2 фигура)

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КАДРИЛЕЙ – в особенности их манеры,стиля,характера исполнения. Кадриль чрезвычайна гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали кадриль со своими особенностями. Большинство кадрилей идет названия от названия города или деревни: «Шуйская», «Травинская» и тд.

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяют 3 группы кадрилей: КВАДРАТНАЯ, ЛИНЕЙНАЯ, КРУГОВАЯ.

Название кадрили

Квадратная (угловая, по углам, на четыре стены)

Линейная (двухрядная)

Круговая

Форма построения, количество пар

4 пары – не больше и не меньше. стоят друг против друга по углам или по сторонам.

2,4,6,8, и более пар. Исполнение 2 пары-«малая кадриль» и является самостоятельной своеобразной формой. Построение «улицей», пар может быть неограниченное кол-во, но в две линии. Часто на одной линии строятся парни, а на др.девушки

Чаще 4,6 реже 8 четное количество, очень редко 5,7, но не менее 4

Построения и переходы

По диагонали или крест-накрест. Пары меняются местами; все одновременно сходятся/ возвращаются на св.места

Каждая пара почти всегда пляшет с противоположной. Пары сходятся и расходятся одновременно; одна линия подходит к другой; через одну пару;

В основном по кругу ПРОТИВ часовой стрелки, в центр – обратно. Шаг простой, шаркающий, переменный в зависимости от традиции

Области, где наиболее распространена данная форма

Московская, Тверская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Ульяновская

Архангельская, Вологодская, Костромская, Ярославская, Ленинградская, Новгородская, Астраханская обл. Урал,Сибирь.

Все области, но чаще Московская, Куйбышевская обл. Урал, Сибирь

В некоторых кадрилях встречаются фигуры с двумя формами построения, но смешивание чаще внутри одной фигуры, реже смешиваются целые фигуры. Принадлежность определяется по начальной и конечной фигуре построения и большинству фигур. Русская кадриль полюбилась молодежи за простое свободное общение между партнерами, свободное количество пар (от 2 до 16) . форма построения разнообразны сложны по композиции, учились плясать с 10-11 лет