Разнообразие и богатство русских хороводов
Самый древний вид массового танца- хоровод. Его черты можно встретит в народных танцах разных стран.
Пример: Во Франции - фарандоле; в Германии- денкстанце.
Хоровод является одной из основных форм русского народного танца. По определению Даля - это собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями.
Основное построение хоровода- круг (подобие солнца) берет свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян покланявшихся богу солнца Яриле.
Уже в 9 веке хоровод становится русским бытовым танцем в котором существуют свои правила .Постепенно хоровод выделяется в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников.
Хороводы водили по всей Руси и в каждой местности они имели свои особенности. Ведение хоровода - это процесс творческий и часто ведущий хоровод импровизирует во время его исполнения. В каждом хороводе был один ведущий руководитель в редких случаях их было два.
Не одно гульбище, игрище не обходилось без хоровода. Их могли исполнять как в медленном так и в среднем, быстром темпе.
По своему содержанию хороводы делятся на:
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ: песня является лишь музыкальным сопровождением, участники хоровода заплетают из хороводной цепи различные фигуры орнамента.
ИГРОВЫЕ: особенность этого хоровода состоит в разыгрывании содержания песни, раскрытии сюжета.
Действующие лица в хороводах часто используют такие выразительные средства как: пляска, игра на инструментах, ряженье.
Хороводы делятся на 2 основные группы: круговые и не круговые.
Для русской хореографии наиболее типичны круговые хороводы (движение по кругу- движение по солнцу)
Второй вариант деления хоровода:
хоровод шествие ( под песни, хороводы четко отвечали содержанию и форме) Делили на наборные и разборные.
собственно хороводы
Областные особенности исполнения орнаментальных и игровых хороводов. Север России (Архангельская область)
Характерная особенность севера длинный сарафан.
Орнаментальным и игровым хороводам присуща строгость и благородство движений. В пляску хоровод не переходит. В Архангельской области орнаментальные хороводы в основном чисто женские. В них принимали участие только девушки: невесты или молодки.
Игровые хороводы - смешанные, в них участвовали и парни. Чаще всего круговые, где в середине обыгрывается содержание песни.
Юго- Запад России. (Брянская область)
В брянской области очень распространены величальные хороводы. Мужчину или парня сравнивали с «месяцем» с «солнцем». Девушку с «ягодкой», «звездочкой». Хороводы смешанные и в них участвуют все возраста. Темп хороводов быстрый и средний. Движения быстрые и резкие.
Средняя полоса России (Московская область)
В любые хороводы принимают всех, и мужчин и женщин. Хороводы могут переходить в перепляс и даже часто соединяются с пляской. Хороводам присуща плавность, сдержанность, строгость.
Юг России (Курская область)
В Курской области в основном орнаментальные хороводы. Присутствуют элементы пляски и перепляса.
Разнообразие русских кадрилей
Кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски, это распространенный вид рус.пляски, её пляшут по всей России.
По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но отличается:
поздним построение
четким делением на пары и фигуры
Появление кадрили в России:
Кадриль начала распространяться в 19 веке, от французской салонной кадрили, которая берет своё начало от англ. Контрданса - народного танца английских крестьян, появившегося в 17 веке. Танцевальная культура русского народа изменила кадриль до неузнаваемости, взяв от салонного танца только особенности построения и название, многое сочинялось заново, присутствовала исконно русская манера,стиль,характер. Именно эти изменения дали танцу долгую жизнь, стали одной из любимых и популярных плясок. Знакомство происходило на основе рассказа крепостных слуг и солдат рус.армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном.
Лансье-разновидность кадрили
Происхождение из группы анг.контрдансов, во многом схоже с кадрилью. Появилась в Р. На 50-60 лет позже кадрили. В народе называли – «ланце, ланцо,ланчик» и др. эта пляска не получила широко распостранения, как кадриль, встречается с северной обл. России и Сибири. Исполнения - четное кол .пар,не менее 4,постороение квадратом,реже 2 линии.чаще всего 5 фигур(иногда 4,6),обязательно «шен», степенее чем русская кадриль
Отличия салонной франц. кадрили от русской народной кадрили:
5-6 фигур | От 3 до 14 и больше |
Названия фигур не емеют отношения к существу танца. Первые 4 фигуры называются по модным песенкам: «Панталоны», «Пастушка», «курица» и др. 5 фигура – финал, а 6 - «Тренис», по имени балетмейстера, сочинившего кадриль | Названия фигур ярко характеризуют с точки зрения хореографии или содержания, исходя из местных особенностей |
(таблица учить по желанию, необязательно)
Название фигур в русской кадрили:
- от характера пляски или движения: «задорная», «проходка», «дробить» «крутея», «вертея» и др.
- Отношения пляшущих между собой: «знакомство», «коситься», «девки нарасхват», «со второй», «с третьей» и др.
- Названия от рисунка танца: «звездочка», «воротца» и др.
- Названия песен: «подгорная», «сени», «я на горку шла» и др.
- От хороводов и игр во многие кадрили перешёл поцелуй, поэтому названия фигур: «поцелуйная», «казёнка», «прощальная» и др.
Особенности исполнения:
НАЧАЛО ФИГУРЫ ( все далее перечисления возможных вариантов исходят из областных особенностей места, где исполнялась кадриль)
-каждая фигура рус.кадрили отделяется от другой паузами, остановками в музыке и пляске
- юноша первой пары,а иногда специально выделенный заводила объявляет название или порядковый номер фигуры
- ведущий или заводила показывает начало фигуры взмахом платка,дробным ключом
- все участники хлопают в ладоши
- гармонист, баянист делает аккорд
- нумерация фигур: первая, вторая, третья и тд.
Часто окончание фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей.
КРУЖЕНИЕ В ПАРАХ. Во всех кадрилях много кружения в парах. Парни кружатся со своими, с чужими партнершами. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое происходит по движению часовой стрелки, а движение общего круга идет в обратном направлении.
ОКОНЧАНИЕ КАДРИЛИ. По окончанию кадрили участники благодарят своих партнерш поклоном, пожатием руки, одаривают конфетами, дарят косынки, ленты и др.подарки. Исполнителя благодарят гармониста и др.музыкантов поцелуем, пожатием руки, поклоном, похлопыванием по плечу.
ПОЦЕЛУЙ В КАДРИЛИ. Фигуры с поцелуями распространились в центральной России. Во время исполнения ведущий или гармонист выкрикивает: «целуемся», «кавалеры целуют дам», «казёнка гармонисту». Гармонист прекращает игру, пляска останавливается, парни целуют партнерш в щеку 1 раз, после поцелуя кадриль продолжается, фигура может прерываться несколько раз, целуются все одновременно или по парам.
ЧАСТУШКА. Появилась в конце 19 века, органично вошла в кадриль. Иногда сопровождала всю кадриль, но чаще отдельные фигуры. Все участники поют одновременно, или передают «эстафету».
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО. В некоторые фигуры вошли элементы одиночно пляса или перепляса, где участники показывают своё индивидуально мастерство (от этого названия фигур: «топотуха с переплясом», «Под барыню», и др. обычно это 2 фигура)
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КАДРИЛЕЙ – в особенности их манеры,стиля,характера исполнения. Кадриль чрезвычайна гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали кадриль со своими особенностями. Большинство кадрилей идет названия от названия города или деревни: «Шуйская», «Травинская» и тд.
Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяют 3 группы кадрилей: КВАДРАТНАЯ, ЛИНЕЙНАЯ, КРУГОВАЯ.
Название кадрили | Квадратная (угловая, по углам, на четыре стены) | Линейная (двухрядная) | Круговая |
Форма построения, количество пар | 4 пары – не больше и не меньше. стоят друг против друга по углам или по сторонам. | 2,4,6,8, и более пар. Исполнение 2 пары-«малая кадриль» и является самостоятельной своеобразной формой. Построение «улицей», пар может быть неограниченное кол-во, но в две линии. Часто на одной линии строятся парни, а на др.девушки | Чаще 4,6 реже 8 четное количество, очень редко 5,7, но не менее 4 |
Построения и переходы | По диагонали или крест-накрест. Пары меняются местами; все одновременно сходятся/ возвращаются на св.места | Каждая пара почти всегда пляшет с противоположной. Пары сходятся и расходятся одновременно; одна линия подходит к другой; через одну пару; | В основном по кругу ПРОТИВ часовой стрелки, в центр – обратно. Шаг простой, шаркающий, переменный в зависимости от традиции |
Области, где наиболее распространена данная форма | Московская, Тверская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Ульяновская | Архангельская, Вологодская, Костромская, Ярославская, Ленинградская, Новгородская, Астраханская обл. Урал,Сибирь. | Все области, но чаще Московская, Куйбышевская обл. Урал, Сибирь |
В некоторых кадрилях встречаются фигуры с двумя формами построения, но смешивание чаще внутри одной фигуры, реже смешиваются целые фигуры. Принадлежность определяется по начальной и конечной фигуре построения и большинству фигур. Русская кадриль полюбилась молодежи за простое свободное общение между партнерами, свободное количество пар (от 2 до 16) . форма построения разнообразны сложны по композиции, учились плясать с 10-11 лет
- 1 Группа приемов
- 2 Группа приемов
- 1) Балетмейстер- сочинитель
- 5 Этапов над развитием хореографического произведения(по Смирнову)
- Балетмейстер- реставратор.
- Работа балетмейстера над сюжетным танцем.
- Музыка в хореографическом произведении.
- 8. Богатство и разнообразие русских плясок.
- Разнообразие и богатство русских хороводов
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.
- Этапы работы над хореографическим номером.
- Законы построения хореографического номера.
- 18. Приемы организации хореографического действия.
- Роль и. Моисеева в становлении профессионального хореографического искусства в России.
- 20.Использование балетмейстером сценического