Тема 2. Масса и власть
Генезис массового общества.Индустриализация, демократизация и формирования национальных культур как факторы генезиса массового общества. Резкие сдвиги в структуре социальной иерархии; появление массы. От «маленького» человека к «обычному» (или «среднему») человеку. Средний человек и «dasMan» Человек в мире объективации. Масса: человекв толпе, Масса: от «здравого смысла" и "общественного мнения» к массовому политическому сознанию. Политизация и мифологизация общественного мнения. Общественное мнение как проблема.
Тематизация «власти» в культуре XX века.Власть как Система. «Человек без свойств» внутри Системы. Одиночество и обезличивание человека массового общества и героев Франца Кафки. Феномен Франца Кафки. Конторский служащий как писатель. Власть как радикальное отчуждение. Подвластность и безвластность. Кошмар «Процесса». Технологичность и процедурность власти. «Власть имманентна собственным проявлениям. Власть не локализуема и не описываема в терминах присвоения… Власть реляционна, а не субстанциональна… Власть действует трансвер сально… Власть позитивна, но иллегальна...» (Валерий Подорога о концепции власти Мишеля Фуко). Власть языка и язык власти. Язык как носитель идеологии. Буржуазный язык. Тоталитарный язык.
Тема З. Язык и форма
Тематизация «языка» и «формы» в культуре XX века.От Вильгельма Гумбольдта к Фердинанду де Соссюру: лингвистика как строгая наука. От Гумбольдта к Мартину Хайдеггеру: язык как дом бытия. Гипотеза Сэпира и Уорфа и становление культурной антропологии. Возникновение семиотики: Соссюр и Пирс. Возникновение "формального метода" в литературоведении: Юрий Тынянов, Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Истоки структурализма. Язык как тотальная структура человеческого бытия. Структурализм в лингвистике (Ролан Барт), культурологии (Клод Леви-Стросс), психоанализе (Жак Лакан), истории (Мишель Фуко) «и далее везде». Кризис структурализма. Критика структурализма Роланом Бартом и Жаком Деррида. Постструктурализм как деконструкция языковых структур.
Язык как искусство: Джойс. Набоков, Бродский.Авангард как игра с языковыми средствами искусства. Искусство как работа языком и с языком. Рефлексия художника над своей деятельностыо. Спекулятивность авангарда. Язык как реальность. Искусство как мимезис языковой реальности, «Улисс» и «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса как величайший языковой эксперимент. Владимир Набоков и Иосиф Бродский: игра С жанром и игра с культурной традицией.
- I Введение
- Требования к уровню подготовки
- Часть 1 древность. Средние века.
- II содержание курса
- Тема 1. Ранние формы культуры
- Тема 2. Неолитическая революция и ее значение для развития культуры.
- Тема 3 древние цивилизации востока
- Тема 3 Античность как исток европейской цивилизации.
- Тема 2. Праэллинская Греция. Греческая мифология, ее место в античной культуре.
- Тема 3. Культура древней греции
- Тема 4 Культура Эллинизма.
- Тема 5 культура древнего рима
- Тема 6 культура христианского средневековья
- Контрольные вопросы. Вопросы к экзамену по истории культуры Раздел «Культура первобытности и Древнего Востока»
- Литература к первой части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 2 возрождение. Новое время.
- Содержание курса
- Тема 1. Понятие Возрождения и становление ренессансной культуры.
- Тема 2. Итальянский гуманизм как основа Возрождения
- Тема 3. Картина мира в культуре Возрождения
- Тема 4. Возрождение и религия.
- Тема 5. Реформационные движения и культура Возрождения
- Тема 6. Новое время – смена мировоззренческой парадигмы.
- Тема 7. Рационализм – духовная доминанта культуры XVII в. Развитие науки.
- Тема 8. Классицизм как художественно-эстетическая реализация рационализма.
- Тема 9. Барокко в культуре хvii в.
- Тема 10. Рационализм и иррационализм: внутренняя противоречивость культуры XVII в.
- Тема 11. Эпоха Просвещения в истории культуры.
- Тема12. Многообразие мировоззренческих парадигм.
- Тема 13. Художественная культура эпохи Просвещения.
- Тема 14. Романтизм и реализм: два доминирующих культурных проекта в культуре XIX в.
- Тема 15. Основные достижения культуры XIX в.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература ко второй части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 3 отечественная культура IX–x1xвеков
- Тема 3. Христианизация Руси: общекультурная значимость
- Тема 4. Философско-антропологический смысл культуры Древней Руси
- Тема 5. Русская культура периода централизованного государства
- Раздел II. Русская культура XVII века
- Тема 6. Культурные последствия «смутного времени»
- Тема 7. «Традиция – модернизация» – центральная проблема культуры XVII века
- Тема 8. Духовная культура России XVII века
- Тема 9. Особенности русской художественной культуры XVII века
- Раздел III. Русская культура XVIII века
- Тема 10. Модернизация русской культуры в эпоху правления Петра I
- Тема 11. Русская культура эпохи дворцовых переворотов XVIII века
- Тема 12. Культура России «века Екатерины».
- Раздел IV. Русская культура XIX века
- Тема 13. Общая характеристика культуры XIX в.
- Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века
- Тема 15. Субкультуры .
- Тема 16. Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения. Понятие «серебряный век», хронологические рамки. Золотой и серебряный век: преемственность и оппозиционность.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература
- Литература к разделу «Русская культура XVII века»
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 4. Культура хх века
- II содержание курса
- Раздел I Категогии культуры хх века
- Тема 1. Введение
- Тема 2. Масса и власть
- Тема 4. Сознание
- Тема 5. Существование
- Тема 6. Миф
- Тема 7. Традиция и новация
- Тема 8. Контркультура
- Тема 9. От общества потребления к обществу постиндустриальному, от текста к образу.
- Тема 10. Проблемы с реальностью
- Тема 11. Время картин мира
- Тема 12. Перспективы
- Раздел II судьба русской культуры в хх веке
- Тема 6. События 1917 года и судьбы русской культуры
- Тема 7. Основные этапы советской культуры
- Тема 8. Культура русского зарубежья
- Тема 9. Культура в постсоветской России.
- Контрольные вопросы
- Литература.
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ