logo
OPD_R_01_Istoria_kultury

Тема 14. Романтизм и реализм: два доминирующих культурных проекта в культуре XIX в.

Индустриализация, атомизация и демократизация социума. Наука и техника как сила общественного развития. Романтизм и реализм как две стороны художественной культуры XIXв. Мир «иной» и «этот». Романтизм в искусстве как реакция на Великую Французскую революцию, как результат разочарования в реальности идеалов эпохи просвещения, буржуазной цивилизации вообще.

Противопоставление буржуазной действительности, мира несвободы индивидуалистически настроенной личности с ее противоречивым внутренним миром, ее стремлением к совершенству. Обреченность гения на непонимание и одиночество.

Метод иронии как одна из основ романтизма.

Художник как демиург – творец идеального мира истинных отношений.

Разнонаправленность романтических исканий. Созерцательность, медиативность, идеализация прошлого, примирение с судьбой.

Возникновение реалистического метода. «Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, изображение типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф.Энгельс). Критический реализм. Его отличие от предшествующих форм реализма. Отсутствие строгой нормативности, многообразие стилевых направлений. Полнота изображения жизни, критическое отношение к ней с позиции высших человеческих идеалов. Психологизм.

Утопизм и позитивизм в культуре XIXв. Становление капитализма и рациональная утопия. Утопический социализм. А.Сен-Симон, Ф.Фурье, Р.Оуэн. Возникновение марксистской философии как рационалистической социальной утопии.