logo
OPD_R_01_Istoria_kultury

Тема 11. Время картин мира

Проблема_научной революции.Эпистема естественнонаучного познания XIX века и парадигма завершения познания: формирование «классических» естественнонаучных концепций и завершение физики, химии, биологии, математики. Позитивизм и «полезная» наука: эволюция науки и перманентная техническая революция, «Кризисы науки рубежа веков» Кризис физики: абсолютно черное тело, электрон и перигелий орбиты Меркурия. Неинтерпретируемые факты и вызов теории, возникновение квантовой механики и атомной физики, теории относительности, Ключевые принципы новой науки: принцип дополнительности и принцип неопределенности. Кризис математики: программа Гильберта и теорема Геделя.

Радикальнее обновление структуры знания.Появление новых наук: генетика и кибернетика. Изменение социального статуса науки. Наука и техника как основа общества. Переход от классического образа мира к неклассическому: «Нас не покидает коллективное желание признать свою вину за то, что мы вводили в заблуждение широкие круги образованным людей, распространяя идеи о детерминизме систем, удовлетворяющих законам движения Ныотона, - идеи,… которые - оказались неправильными» (сэр Джеймс Лайтхилл, президент Международного союза теоретической и прикладной механики, 1986 г.). Инерция обыденного сознания и специфика школьного образования. Неоднозначный детерминизм, кризисная динамика, самоорганизация.