Тема 2. Неолитическая революция и ее значение для развития культуры.
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему. Кризис присваивающего хозяйства и предпосылки неолитической революции (природно-климатические, технологические, социальные). Развитие орудийной деятельности, появление новых орудий труда и изменение технологий. Первое крупное общественное разделение труда. Ремесло – изобретение человека.
Становление новой социальности – семейно-соседской или протокрестьянской общины. Доместикация и ее значение. Новые типы поселений, изменение характера жилища. Древнейшие города (Иерихон, Чатал-Хююк), их функции. Появление социальной иерархии, государства, писаного права. Письменность как один из важнейших признаков цивилизации. Виды древних письмен.
Трансформация мифа, появление новых сюжетов и персонажей. Миф и религии древности. Новые темы в изобразительном искусстве.
Неолитическая революция как фактор стабилизации человеческого питания и изменения рациона. Демографическая ситуация накануне и после смены типов хозяйства. Миграция как следствие увеличения численности человечества и ее значение для развития культуры: освоение новых территорий и новых видов деятельности, рост культурного многообразия.
«Керамическая» революция. Два основных способа ручного изготовления керамики. Изобретение гончарного круга.
Разнообразие путей перехода от первобытности к цивилизации. Аграрные цивилизации, их особенности. Культура кочевых (пастушеских) народов.
Особенности культуры кочевников: племенной характер социальности, высокий уровень сплоченности коллектива, «зооморфное» восприятие мира (например, верблюд как модель мира у бедуинов), преобладающее движение в пространстве, а не во времени, мобильность. Сборно-разборная конструкция жилища кочевников. Особенности искусства кочевых народов. Художественные средства визуализации социальной иерархии. Универсальная эстетизация всей предметной среды. Проблемы взаимоотношений оседлых земледельцев и кочевников. Библейская история Авеля и Каина, ее исторические параллели. Культура кочевников на примере скифо-сибирского типа.
- I Введение
- Требования к уровню подготовки
- Часть 1 древность. Средние века.
- II содержание курса
- Тема 1. Ранние формы культуры
- Тема 2. Неолитическая революция и ее значение для развития культуры.
- Тема 3 древние цивилизации востока
- Тема 3 Античность как исток европейской цивилизации.
- Тема 2. Праэллинская Греция. Греческая мифология, ее место в античной культуре.
- Тема 3. Культура древней греции
- Тема 4 Культура Эллинизма.
- Тема 5 культура древнего рима
- Тема 6 культура христианского средневековья
- Контрольные вопросы. Вопросы к экзамену по истории культуры Раздел «Культура первобытности и Древнего Востока»
- Литература к первой части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 2 возрождение. Новое время.
- Содержание курса
- Тема 1. Понятие Возрождения и становление ренессансной культуры.
- Тема 2. Итальянский гуманизм как основа Возрождения
- Тема 3. Картина мира в культуре Возрождения
- Тема 4. Возрождение и религия.
- Тема 5. Реформационные движения и культура Возрождения
- Тема 6. Новое время – смена мировоззренческой парадигмы.
- Тема 7. Рационализм – духовная доминанта культуры XVII в. Развитие науки.
- Тема 8. Классицизм как художественно-эстетическая реализация рационализма.
- Тема 9. Барокко в культуре хvii в.
- Тема 10. Рационализм и иррационализм: внутренняя противоречивость культуры XVII в.
- Тема 11. Эпоха Просвещения в истории культуры.
- Тема12. Многообразие мировоззренческих парадигм.
- Тема 13. Художественная культура эпохи Просвещения.
- Тема 14. Романтизм и реализм: два доминирующих культурных проекта в культуре XIX в.
- Тема 15. Основные достижения культуры XIX в.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература ко второй части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 3 отечественная культура IX–x1xвеков
- Тема 3. Христианизация Руси: общекультурная значимость
- Тема 4. Философско-антропологический смысл культуры Древней Руси
- Тема 5. Русская культура периода централизованного государства
- Раздел II. Русская культура XVII века
- Тема 6. Культурные последствия «смутного времени»
- Тема 7. «Традиция – модернизация» – центральная проблема культуры XVII века
- Тема 8. Духовная культура России XVII века
- Тема 9. Особенности русской художественной культуры XVII века
- Раздел III. Русская культура XVIII века
- Тема 10. Модернизация русской культуры в эпоху правления Петра I
- Тема 11. Русская культура эпохи дворцовых переворотов XVIII века
- Тема 12. Культура России «века Екатерины».
- Раздел IV. Русская культура XIX века
- Тема 13. Общая характеристика культуры XIX в.
- Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века
- Тема 15. Субкультуры .
- Тема 16. Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения. Понятие «серебряный век», хронологические рамки. Золотой и серебряный век: преемственность и оппозиционность.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература
- Литература к разделу «Русская культура XVII века»
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 4. Культура хх века
- II содержание курса
- Раздел I Категогии культуры хх века
- Тема 1. Введение
- Тема 2. Масса и власть
- Тема 4. Сознание
- Тема 5. Существование
- Тема 6. Миф
- Тема 7. Традиция и новация
- Тема 8. Контркультура
- Тема 9. От общества потребления к обществу постиндустриальному, от текста к образу.
- Тема 10. Проблемы с реальностью
- Тема 11. Время картин мира
- Тема 12. Перспективы
- Раздел II судьба русской культуры в хх веке
- Тема 6. События 1917 года и судьбы русской культуры
- Тема 7. Основные этапы советской культуры
- Тема 8. Культура русского зарубежья
- Тема 9. Культура в постсоветской России.
- Контрольные вопросы
- Литература.
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ