logo
OPD_R_01_Istoria_kultury

Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века

Традиции идеологии Просвещения и их влияние на систему образования. И.П.Пнин «Опыт о просвещении относительно России». Приоритет общего образования в эпоху АлександраI. Изменение взглядов правительства НиколаяI. Принцип сословности образования, усиление контроля государства.

Создание Министерства народного просвещения (1802г.). перестройка начальной школы. Приходские школы. Гимназия. Домашнее образование. Частные заведения.

Высшее образование. Университеты. Система университетского образования. Структура университетов. Устав 1835г..

Закрытые учебные заведения. Лицеи. Историко-культурная роль Царско-Сельского лицея. Духовные школы. Четыре ступени духовных учебных заведений.

Профессиональное образование. Реальные гимназии.

Образование в пореформенной России. Дискуссия о формах образования. Воскресные школы. Комитет грамотности. Реформа школьной системы в 60-ые гг. Гимназии: классическая и реальная. Земство и образование. Деятельность К.Д.Ушинского.

Новый гимназический устав 1871г.. разработка общегосударственных учебных программ. Усиление сословных ограничений. Университетский устав 1863г.. институт аспирантуры. Публичные лекции. Женское образование.

Наука. Увеличение количества научных центров. В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

Русское географического общества (1845). Завершение эпохи Великих географических открытий, открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П. Лазарева (1820–1821). Начало исследования ледового материка. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шаньского, Н.Пржевальского и Н.Миклухо-Маклая.

Научные общества: Московское математическое общество (1864), Русское техническое общество (1866), Русское историческое общество (1866).

Рождение неэвклидовой геометрии, Н.И.Лобачевский; достижения в области электротехники (В.В.Петров); электромагнитный телеграф П.Л.Шиллинга и Б.С.Якоби. Создание химической школы. Н.Н.Зинин, А.М. Бутлеров, открытие анилина. Научная деятельность Д.И.Менделеева. Достижения в области медицины. Н.И.Пирогов: применение наркоза и гипсовой повязки, атлас «Топографическая анатомия» (1851–1854). А.Г.Столяров – создатель отечественной физической школы. И.М.Сеченов «Рефлексы головного мозга». Физиолог И.П.Павлов.

Дарвинизм и русская наука. И.И.Мечников, А.О.Ковалевский, К.А.Тимерязев.

Технические науки: П.Н.Яблочков, А.Н.Ладыгин и А.С.Попов.

Деятельность Н.Е.Жуковского, К.Э.Циолковского. А.Л.Чижевский – основоположник гелиобиологии.

Исторические науки. Н.М.Карамзин – «Последний летописец и первый наш историк» (А.С.Пушкин). «История государства Российского». Ученый-медиевист Т.Н.Грановский. Научная деятельность С.М.Соловьева: «История России с древнейших времен». Историк В.О.Ключевский « Курс русской истории».

Общественно-политическая мысль. Распространение шеллингианской философии. Кружок «любомудров». Гегельянство. Кружок Н.В.Станкевича. Философические письма П.Чаадаева. Славянофилы и западники: спор о судьбах России. Философские идеи А.И.Герцена. Г.В.Плеханов и распространение марксизма. Философия В.С.Соловьева – основа русской религиозной философии.