Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века
Традиции идеологии Просвещения и их влияние на систему образования. И.П.Пнин «Опыт о просвещении относительно России». Приоритет общего образования в эпоху АлександраI. Изменение взглядов правительства НиколаяI. Принцип сословности образования, усиление контроля государства.
Создание Министерства народного просвещения (1802г.). перестройка начальной школы. Приходские школы. Гимназия. Домашнее образование. Частные заведения.
Высшее образование. Университеты. Система университетского образования. Структура университетов. Устав 1835г..
Закрытые учебные заведения. Лицеи. Историко-культурная роль Царско-Сельского лицея. Духовные школы. Четыре ступени духовных учебных заведений.
Профессиональное образование. Реальные гимназии.
Образование в пореформенной России. Дискуссия о формах образования. Воскресные школы. Комитет грамотности. Реформа школьной системы в 60-ые гг. Гимназии: классическая и реальная. Земство и образование. Деятельность К.Д.Ушинского.
Новый гимназический устав 1871г.. разработка общегосударственных учебных программ. Усиление сословных ограничений. Университетский устав 1863г.. институт аспирантуры. Публичные лекции. Женское образование.
Наука. Увеличение количества научных центров. В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
Русское географического общества (1845). Завершение эпохи Великих географических открытий, открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П. Лазарева (1820–1821). Начало исследования ледового материка. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шаньского, Н.Пржевальского и Н.Миклухо-Маклая.
Научные общества: Московское математическое общество (1864), Русское техническое общество (1866), Русское историческое общество (1866).
Рождение неэвклидовой геометрии, Н.И.Лобачевский; достижения в области электротехники (В.В.Петров); электромагнитный телеграф П.Л.Шиллинга и Б.С.Якоби. Создание химической школы. Н.Н.Зинин, А.М. Бутлеров, открытие анилина. Научная деятельность Д.И.Менделеева. Достижения в области медицины. Н.И.Пирогов: применение наркоза и гипсовой повязки, атлас «Топографическая анатомия» (1851–1854). А.Г.Столяров – создатель отечественной физической школы. И.М.Сеченов «Рефлексы головного мозга». Физиолог И.П.Павлов.
Дарвинизм и русская наука. И.И.Мечников, А.О.Ковалевский, К.А.Тимерязев.
Технические науки: П.Н.Яблочков, А.Н.Ладыгин и А.С.Попов.
Деятельность Н.Е.Жуковского, К.Э.Циолковского. А.Л.Чижевский – основоположник гелиобиологии.
Исторические науки. Н.М.Карамзин – «Последний летописец и первый наш историк» (А.С.Пушкин). «История государства Российского». Ученый-медиевист Т.Н.Грановский. Научная деятельность С.М.Соловьева: «История России с древнейших времен». Историк В.О.Ключевский « Курс русской истории».
Общественно-политическая мысль. Распространение шеллингианской философии. Кружок «любомудров». Гегельянство. Кружок Н.В.Станкевича. Философические письма П.Чаадаева. Славянофилы и западники: спор о судьбах России. Философские идеи А.И.Герцена. Г.В.Плеханов и распространение марксизма. Философия В.С.Соловьева – основа русской религиозной философии.
- I Введение
- Требования к уровню подготовки
- Часть 1 древность. Средние века.
- II содержание курса
- Тема 1. Ранние формы культуры
- Тема 2. Неолитическая революция и ее значение для развития культуры.
- Тема 3 древние цивилизации востока
- Тема 3 Античность как исток европейской цивилизации.
- Тема 2. Праэллинская Греция. Греческая мифология, ее место в античной культуре.
- Тема 3. Культура древней греции
- Тема 4 Культура Эллинизма.
- Тема 5 культура древнего рима
- Тема 6 культура христианского средневековья
- Контрольные вопросы. Вопросы к экзамену по истории культуры Раздел «Культура первобытности и Древнего Востока»
- Литература к первой части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 2 возрождение. Новое время.
- Содержание курса
- Тема 1. Понятие Возрождения и становление ренессансной культуры.
- Тема 2. Итальянский гуманизм как основа Возрождения
- Тема 3. Картина мира в культуре Возрождения
- Тема 4. Возрождение и религия.
- Тема 5. Реформационные движения и культура Возрождения
- Тема 6. Новое время – смена мировоззренческой парадигмы.
- Тема 7. Рационализм – духовная доминанта культуры XVII в. Развитие науки.
- Тема 8. Классицизм как художественно-эстетическая реализация рационализма.
- Тема 9. Барокко в культуре хvii в.
- Тема 10. Рационализм и иррационализм: внутренняя противоречивость культуры XVII в.
- Тема 11. Эпоха Просвещения в истории культуры.
- Тема12. Многообразие мировоззренческих парадигм.
- Тема 13. Художественная культура эпохи Просвещения.
- Тема 14. Романтизм и реализм: два доминирующих культурных проекта в культуре XIX в.
- Тема 15. Основные достижения культуры XIX в.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература ко второй части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 3 отечественная культура IX–x1xвеков
- Тема 3. Христианизация Руси: общекультурная значимость
- Тема 4. Философско-антропологический смысл культуры Древней Руси
- Тема 5. Русская культура периода централизованного государства
- Раздел II. Русская культура XVII века
- Тема 6. Культурные последствия «смутного времени»
- Тема 7. «Традиция – модернизация» – центральная проблема культуры XVII века
- Тема 8. Духовная культура России XVII века
- Тема 9. Особенности русской художественной культуры XVII века
- Раздел III. Русская культура XVIII века
- Тема 10. Модернизация русской культуры в эпоху правления Петра I
- Тема 11. Русская культура эпохи дворцовых переворотов XVIII века
- Тема 12. Культура России «века Екатерины».
- Раздел IV. Русская культура XIX века
- Тема 13. Общая характеристика культуры XIX в.
- Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века
- Тема 15. Субкультуры .
- Тема 16. Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения. Понятие «серебряный век», хронологические рамки. Золотой и серебряный век: преемственность и оппозиционность.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература
- Литература к разделу «Русская культура XVII века»
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 4. Культура хх века
- II содержание курса
- Раздел I Категогии культуры хх века
- Тема 1. Введение
- Тема 2. Масса и власть
- Тема 4. Сознание
- Тема 5. Существование
- Тема 6. Миф
- Тема 7. Традиция и новация
- Тема 8. Контркультура
- Тема 9. От общества потребления к обществу постиндустриальному, от текста к образу.
- Тема 10. Проблемы с реальностью
- Тема 11. Время картин мира
- Тема 12. Перспективы
- Раздел II судьба русской культуры в хх веке
- Тема 6. События 1917 года и судьбы русской культуры
- Тема 7. Основные этапы советской культуры
- Тема 8. Культура русского зарубежья
- Тема 9. Культура в постсоветской России.
- Контрольные вопросы
- Литература.
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ