Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
Средние века и Возрождение. Возрождение в Италии и Северное Возрождение
Перемены в мировоззрении людей 14 – 15 веков и становление нового субъекта культуры
Итальянский гуманизм как мировоззренческая основа культуры Возрождения
Антропоцентризм культуры Возрождения
Пико дела Мирандола о предназначении человека в трактате «Речь о достоинстве человека»
Категория времени в культуре Возрождения. «Время купцов» и «время гуманистов». Ренессансная личность и время
Пространственная модель ренессансной культуры. Сложная организация пространства-времени в живописи, появление линейной перспективы.
Характер религиозности в культуре Возрождения.
Пантеизм, деизм, неоплатонизм в философии и искусстве Возрождения
Реформационные движения в Европе. М.Лютер, его реформа церкви
Различия Лютера и гуманистов в понимании природы человека. Спор Эразма с Лютером
Открытия в сфере естествознания и гуманитарного знания в эпоху Возрождения
Великие географические открытия и расширение культурного горизонта европейцев
Homouniversaleи феномен титанизма в культуре Возрождения
Трагизм культуры Возрождения. Кризис гуманистических идеалов.
Ориентация культуры Возрождения на искусство. Новый художественный язык литературы, живописи, театра эпохи Возрождения
Ренессансный город как пространство культуры. Идеальный город архитекторов и утопистов эпохи Возрождения
***
Классицизм как эстетическая программа рационализма.
Изменения социального статуса науки в XVIIв.
Барокко в культуре XVIIв.: возникновение, сущность, особенности.
Культура повседневности ХVIIв.: этикет.
Инквизиция в культуре ХVIIв.
Формирование научного метода исследования.
Прогресс и авторитет в культуре XVIIв.
Научная революция XVIIв.
Н. Буало как идеолог классицизма.
Классицизм в живописи: основные представители.
Б.Паскаль и его место в культуре ХVIIв.
Возникновение марксистской философии как выражение утопических идей в культуре XIXв.
Зарождение атеизма как выражение духа эпохи Просвещения.
Ж.Ж.Руссо и Гердер о прошлом и будущем европейской цивилизации.
Утопизм в культуре XVIIIв.
Основные принципы реализма.
Реализм в литературе: представители и достижения.
Реализм в изобразительном искусстве: представители и достижения.
Основные достижения науки XIXв.
Романтизм как культурное явление.
- I Введение
- Требования к уровню подготовки
- Часть 1 древность. Средние века.
- II содержание курса
- Тема 1. Ранние формы культуры
- Тема 2. Неолитическая революция и ее значение для развития культуры.
- Тема 3 древние цивилизации востока
- Тема 3 Античность как исток европейской цивилизации.
- Тема 2. Праэллинская Греция. Греческая мифология, ее место в античной культуре.
- Тема 3. Культура древней греции
- Тема 4 Культура Эллинизма.
- Тема 5 культура древнего рима
- Тема 6 культура христианского средневековья
- Контрольные вопросы. Вопросы к экзамену по истории культуры Раздел «Культура первобытности и Древнего Востока»
- Литература к первой части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 2 возрождение. Новое время.
- Содержание курса
- Тема 1. Понятие Возрождения и становление ренессансной культуры.
- Тема 2. Итальянский гуманизм как основа Возрождения
- Тема 3. Картина мира в культуре Возрождения
- Тема 4. Возрождение и религия.
- Тема 5. Реформационные движения и культура Возрождения
- Тема 6. Новое время – смена мировоззренческой парадигмы.
- Тема 7. Рационализм – духовная доминанта культуры XVII в. Развитие науки.
- Тема 8. Классицизм как художественно-эстетическая реализация рационализма.
- Тема 9. Барокко в культуре хvii в.
- Тема 10. Рационализм и иррационализм: внутренняя противоречивость культуры XVII в.
- Тема 11. Эпоха Просвещения в истории культуры.
- Тема12. Многообразие мировоззренческих парадигм.
- Тема 13. Художественная культура эпохи Просвещения.
- Тема 14. Романтизм и реализм: два доминирующих культурных проекта в культуре XIX в.
- Тема 15. Основные достижения культуры XIX в.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература ко второй части курса
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 3 отечественная культура IX–x1xвеков
- Тема 3. Христианизация Руси: общекультурная значимость
- Тема 4. Философско-антропологический смысл культуры Древней Руси
- Тема 5. Русская культура периода централизованного государства
- Раздел II. Русская культура XVII века
- Тема 6. Культурные последствия «смутного времени»
- Тема 7. «Традиция – модернизация» – центральная проблема культуры XVII века
- Тема 8. Духовная культура России XVII века
- Тема 9. Особенности русской художественной культуры XVII века
- Раздел III. Русская культура XVIII века
- Тема 10. Модернизация русской культуры в эпоху правления Петра I
- Тема 11. Русская культура эпохи дворцовых переворотов XVIII века
- Тема 12. Культура России «века Екатерины».
- Раздел IV. Русская культура XIX века
- Тема 13. Общая характеристика культуры XIX в.
- Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века
- Тема 15. Субкультуры .
- Тема 16. Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения. Понятие «серебряный век», хронологические рамки. Золотой и серебряный век: преемственность и оппозиционность.
- Контрольные вопросы Вопросы к экзамену
- Литература
- Литература к разделу «Русская культура XVII века»
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ
- Часть 4. Культура хх века
- II содержание курса
- Раздел I Категогии культуры хх века
- Тема 1. Введение
- Тема 2. Масса и власть
- Тема 4. Сознание
- Тема 5. Существование
- Тема 6. Миф
- Тема 7. Традиция и новация
- Тема 8. Контркультура
- Тема 9. От общества потребления к обществу постиндустриальному, от текста к образу.
- Тема 10. Проблемы с реальностью
- Тема 11. Время картин мира
- Тема 12. Перспективы
- Раздел II судьба русской культуры в хх веке
- Тема 6. События 1917 года и судьбы русской культуры
- Тема 7. Основные этапы советской культуры
- Тема 8. Культура русского зарубежья
- Тема 9. Культура в постсоветской России.
- Контрольные вопросы
- Литература.
- IiiРаспределение часов курса по темам и видам работ