logo
OPD_R_01_Istoria_kultury

Тема 2. Масса и власть

Генезис массового общества.Индустриализация, демократизация и формирования национальных культур как факторы генезиса массового общества. Резкие сдвиги в структуре социальной иерархии; появление массы. От «маленького» человека к «обычному» (или «среднему») человеку. Средний человек и «dasMan» Человек в мире объективации. Масса: человекв толпе, Масса: от «здравого смысла" и "общественного мнения» к массовому политическому сознанию. Политизация и мифологизация общественного мнения. Общественное мнение как проблема.

Тематизация «власти» в культуре XX века.Власть как Система. «Человек без свойств» внутри Системы. Одиночество и обезличивание человека массового общества и героев Франца Кафки. Феномен Франца Кафки. Конторский служащий как писатель. Власть как радикальное отчуждение. Подвластность и безвластность. Кошмар «Процесса». Технологичность и процедурность власти. «Власть имманентна собственным проявлениям. Власть не локализуема и не описываема в терминах присвоения… Власть реляционна, а не субстанциональна… Власть действует трансвер сально… Власть позитивна, но иллегальна...» (Валерий Подорога о концепции власти Мишеля Фуко). Власть языка и язык власти. Язык как носитель идеологии. Буржуазный язык. Тоталитарный язык.

Тема З. Язык и форма

Тематизация «языка» и «формы» в культуре XX века.От Вильгельма Гумбольдта к Фердинанду де Соссюру: лингвистика как строгая наука. От Гумбольдта к Мартину Хайдеггеру: язык как дом бытия. Гипотеза Сэпира и Уорфа и становление культурной антропологии. Возникновение семиотики: Соссюр и Пирс. Возникновение "формального метода" в литературоведении: Юрий Тынянов, Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Истоки структурализма. Язык как тотальная структура человеческого бытия. Структурализм в лингвистике (Ролан Барт), культурологии (Клод Леви-Стросс), психоанализе (Жак Лакан), истории (Мишель Фуко) «и далее везде». Кризис структурализма. Критика структурализма Роланом Бартом и Жаком Деррида. Постструктурализм как деконструкция языковых структур.

Язык как искусство: Джойс. Набоков, Бродский.Авангард как игра с языковыми средствами искусства. Искусство как работа языком и с языком. Рефлексия художника над своей деятельностыо. Спекулятивность авангарда. Язык как реальность. Искусство как мимезис языковой реальности, «Улисс» и «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса как величайший языковой эксперимент. Владимир Набоков и Иосиф Бродский: игра С жанром и игра с культурной традицией.